Самообразование Применение арт-педагогических технологий у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Бурлакова Татьяна Николаевна

Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ребенка, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniyu_art_pedagogika.docx62.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

2020 – 2021 учебный год

Воспитатель: Бурлакова Т.Н.

I. Индивидуальный план самообразования.

Тема по самообразованию: «Применение арт-педагогических технологий в  работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:

  • повысить уровень собственной компетенции в применении арт-педагогике в работе с детьми.
  • изучение возможностей метода арт – терапии для работы  детей дошкольного возраста.
  • Задачи самообразования по теме:
  • дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам при использовании всех форм арт – педагогики, техник нетрадиционного рисования.
  • изучить методическую литературу;
  • провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  • изучить методическую литературу;
  • научиться применять методы арт – педагогики;
  • укрепление материально- технической базы;
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы.

Дата начала работы над темой : декабрь 2020 год

Дата окончания работы над темой : май 2021 год

Ожидаемые результаты:

У воспитателя:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение одной из техник арт-терапии нетрадиционное рисование, пластилинография, театр, пескотерапия;
  • применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе;

У воспитанников развиваются умения:

  • регулировать своё эмоционально-чувственное состояние.
  • Ключевые слова: арт-педагогические технологии, методы арт-педагогических технологий, принципы арт-педагогических технологий Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии. Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ребенка, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение. Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий. Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания.
  • Ожидаемый результатом — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. К дидактическим принципам арт-педагогических технологий относятся:
  • – Принцип гуманизации, который провозглашает человека как высшую ценность, несмотря на способности ребенка как интеллектуальные, так и художественные.
  • – Принцип творчества заключается в задействовании зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребенка.
  •  – Принцип рефлексивности осуществляется в умении ребенка анализировать процесс достижения результата и сам результат и преодолевать проблемные ситуации и конфликты. На занятиях, где используются методы арт-педагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности.  Работа с детьми строится и в группе, и индивидуально. Отличие групповых занятий от индивидуальных состоит в цели, процедуре, приемам работы. Например, занятия, задача которых снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, проходят индивидуально, в то время как групповые позволяют добиться других задач: удовлетворить потребность в общении и взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое мнение и учитывать чужое, проявлять активность и, наоборот, сдерживаться. Важно, что на занятиях используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом. Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса. – техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты; – у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике; – любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-педагогические технологии предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания изображения должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. И первое, и второе в равной мере важны для ребенка, и это является характерной особенностью детского рисования. Выбранная техника, обладающая данной чертой, не будет противоречить потребностям и возможностям дошкольного возраста. Как уже говорилось выше, способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта снизится контроль сознания и ослабеют защитные механизмы. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения, а, следовательно, и неосознанной информации. В работе с детьми используются следующие изобразительные техники: техника оттиска (оттиск природных форм, оттиск мятой бумагой и др.), кляксография (рис. 1), воскография (рис. 2), пластилинография, техника «каракулей» (рис. 3) и др.

Как правило, задания выполняются индивидуально. Но также существуют задания, где необходимо создать коллективную работу, и такие задания доставляют дошкольникам особое удовольствие. Большое значение имеет внешний вид коллективной работы — зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас. Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным. В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Данные технологии помогают создать положительно-эмоциональный настрой среди обучающихся и педагога, обратиться к проблемам, переживаниям, которые ученик затрудняется обсуждать со взрослыми, найти пути решения этих проблем средствами художественной деятельности. Так, применение арт-педагогических технологий, в свою очередь — эффективный способ профилактики и корректировки эмоционального здоровья обучающегося.

II. Отслеживание работы по теме.

Банк данных литературы по теме:

п/п

Название

Автор

Издательство

Год выпуска

1

«Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников»

Колягина В.Г.

«Прометей»

М.-2016

2

«Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми»

Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В.

«Форум»

М.-2015

3

«Лекарство-кукольный театр»

Шишова Т.Л., Медведева И.Я.

«Никея»

М.-2009

4

«Игра с песком»

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

«Речь»

Спб.-2015

5

«Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице»

Арцишевская И.Л.

«Национальный книжный центр»

М.-2017

 III. Календарное планирование.

1 Подготовительный

  • Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;
  • Знакомство с практическим опытом работы коллег на методических объединениях, вебинар, конференциях, форумах и др.;

2. Выступление на пед. совете Профилактические программы, включение элементов арт-терапии в занятии с детьми, мастер класс для педагогов, консультации педагогов и родителей.

3. Практический

  • Обобщение собственного опыта психолого-педагогической деятельности.
  • Введение в практику работы разнообразных методов арт-терапии
  • Апробирование полученных знаний в практической работе с детьми.
  • Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников по теме.
  • Составление коррекционно-развивающей программы 2020 -2021 год

4.Обобщающий

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

Обобщение собственного опыта психологической деятельности. Использование опыта в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта. 2021 год

5.Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов. 2021 год отчет

IV. Отчет о работе над темой самообразования

за 2020-2021 учебный год

Воспитателя Бурлаковой Татьяны Николаевны

Тема по самообразованию:  «Применение артпедагогических технологий в  работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции в реализация коррекционно-развивающего направления работы в ДОУ посредством современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи: 

  1. Овладение новыми методами арт-терапии в работе с детьми и взрослыми через обучение на курсах, тренингах, изучение литературы, интернет ресурсов, изучение передового опыта других педагогов и т.д.
  2. Активное внедрение методов арт-педагогики в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ с учетом ФГОС ДО.
  3. Развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы дошкольников через творчество, искусство.
  4. Создание условий для самореализации и самовыражения детей дошкольного возраста.
  5. Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации в СМИ и т.д.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы конспекты  по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

http://nsportal.ru/burlakovatanya. 

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских, региональных и т.д. конкурсах.

Реализация данной темы рассчитана на 1 учебный год 2020-2021гг

2020-2021учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Декабрь - январь

2.

Проведение консультаций, оформление уголков для родителей.

Февраль

3.

 Размещение своих работ на веб-сайте Журавленок

В течении полугодия

4.

Продолжение работы над выбранной методической темой.

В течении полугодия

5.

Разработка пособий, дидактических игр по теме самообразования.

В течении полугодия

6.

Изучение работы педагогов региона через публикации в периодической печати, сайты.

В течении полугодия

7.

Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании, обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течении полугодия

8.

Повышение знаний в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

март

9.

Подготовка папки-копилки с различными видами и вариантами мандал для детей и взрослых.

В течение полугодия

10.

Оформление фото выставки творческих работ воспитанников, выполненные в рамках занятий по арт-терапии

В течении года

11.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Методы  арт-терапии в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ».

По плану старшего воспитателя.

                                                                       

Литература:

  1. Александрова Н.Ф. Понять ребенка и помочь ему. Как? Чудодейственный рисунок для развития детей/ Наталья Александрова. – М.: Центрополиграф, 2009. – 160 с., ил. – (Ваш ребенок).
  2. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с. (Серия «Детская психология и психотерапия»).
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009. – 240 с., илл.
  4. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с.: ил.
  5. Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью./Авторы: А.А. Попова, Павлова И.М. – Казань: ИПКРО РТ, 2000.
  6. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  7. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.
  8. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
  9. Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М. Е. Буко. — М.: Просвещение, 2005. — 216 с.
  10. Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
  11. Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011.-221
  12. Журналы «Психолог в детском саду», «Prevention», «Дошкольное воспитание», «Школьный психолог» и т.д.
  13. Интернет ресурсы.

Нетрадиционное рисование набрызг ( зубной щеткой) (приложение1)

Автор: Бурлакова Т.Н.
Описание: данный нод будет интересен детям старшего дошкольного возраста, творческим людям и неравнодушным родителям. Назначение: украшение интерьера, подарок, работа на выставку.
Цель: создание творческой или учебной работы.
Задачи:
Совершенствовать нетрадиционную технику рисования «Набрызг».
Отрабатывать плавные непрерывные движения руки.
Закреплять приёмы рисования зубной щёткой.
Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
Воспитывать доброе отношение к природе, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Материал: бумага офисная цветная, формата А-4, кисти и ёмкость для разведения краски, гуашь, вода,  зубные щётки, салфетки.

Методические советы
• Перед рисованием надеть фартук или халат, чтобы не испачкать одежду.
• Накрыть стол газетой или клеенкой. Во время работы брызги будут лететь во все стороны, поэтому не забывайте застилать стол и убирать с него все лишнее перед началом работы.
• При рисовании в данных техниках удобнее пользоваться несколькими зубными щетками, но можно и одной. В этом случае следует тщательно смывать краску перед тем, как нанести другую.
• При рисовании в технике «Набрызг» важно не ошибиться с направлением движения стеки, иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника.
• Желательно освоить легкое напыление брызгами на отдельном листе бумаги, а затем приступать к рисованию.
• При рисовании зубной щеткой как кистью нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунуть в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций, фотографий зимы, просмотр презентаций о снежинках, морозных узоров; чтение художественной и энциклопедической литературы. Просмотр видеоуроков по рисованию нетрадиционными техниками и материалами.

Ход работы.

На листе офисной цветной бумаги разлаживаем трафареты. На которых, последовательно  зубной щёткой рисуем по заранее приготовленному трафарету в технике «Набрызг». Набираем краску на щётку. Первые брызги можно попробовать нанести на черновик. Проводим по щетинкам движением «от себя». Можно брать разные оттенки красок, чтобы «Набрызг» получался разнообразным насыщенным темным или светлым. Когда лист покроется краской, убираем трафарет.

Конспект НОД по рисованию

«Кляксография. Выдувание трубочкой»

(приложение2)


Автор : Бурлакова Т.Н. воспитатель

Цель: развитие у детей воображения посредствам нетрадиционной технике рисования – кляксография.

Задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования кляксография – выдувание трубочкой; развивать творческое мышление детей, любознательность, воображение; воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Оборудование: футболка с кляксой, 5-6 рисунков, выполненные в технике кляксография для демонстрации, акриловые краски, разбавленные водой 1:1; раздаточный материал: альбомные листы, кисти, акварельные краски, подставки для кистей, стаканы-непроливайки, салфетки, коктейльные трубочки.

Ход

(Дети стоят на ковре)

- Ребята, сделайте кружок, посмотрите друг на друга, какие вы все красивые, веселые. Возьмитесь за ручки. Почувствуйте тепло ваших рук, закройте глазки, вместе с теплом рук передайте друг другу хорошее настроение.

- Открывайте глазки, вот с таким прекрасным настроением мы проведем наше занятие.

- Ребята, послушайте. Сегодня утром я встретила свою знакомую девочку Олю, она учится в 1 классе. Оля была очень грустная. Она рассказала мне, что у неё случилась неприятность: она рисовала рисунок для мамы и нечаянно капнула краской на футболку. Теперь Оля переживает, что мама расстроится, ведь клякса на футболке может не отстираться.

- Я успокоила её, попросила дать мне эту футболку на время и сказала, что мы в саду с ребятами разберемся с этой кляксой. Ведь маленькая клякса может стать началом создания великолепного сказочного рисунка.

- Поможем Оле, ребята?

- Посмотрите, вот Олина клякса на футболке. Что же нам делать?

- Я вам расскажу. Есть такая техника рисования – Кляскография, когда с помощью коктейльной трубочки клякса превращается в замысловатый рисунок.

(Дети вместе с воспитателем подходят к демонстрационному столу)

Демонстрация создания рисунка путём выдувания коктейльной трубочкой.

- Посмотрите, что у меня получилось?

- На что похожа моя клякса?

- Теперь, чтобы закончить рисунок, я возьму кисточку и дорисую необходимые элементы.

- Посмотрите, какие красивые рисунки получаются в технике Кляксография! Кляксы превращаются в сказочных героев, причудливые растения.

(Демонстрация готовых рисунков в технике Кляксография)

- Ребята, вы хотите превратить свои кляксы в рисунки?

- Подходите к своим рабочим местам, присаживайтесь.

- Прежде чем вы начнете, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.

Пальчики готовы! Приступим к работе.

- Вы будете создавать свои рисунки акварельной краской, а я возьму специальную краску, которой можно рисовать по ткани. Сделаю рисунок на Олиной футболке! (при нанесении краски на футболку используются элементы техники Флюид Арт)

- Приступайте.

(Воспитатель проговаривает этапы выполнения работы, дети рисуют)

- Пусть ваши кляксы немного подсохнут.

- Посмотрите на Олину футболку. У меня получился вот такой рисунок. Вам нравится?

- Я передам футболку Оле, и она сможет её снова носить.

- Ребята, только хочу вам сказать, что рисовать на ткани можно только специальными красками, и рисовать лучше с мамой. А чтобы на одежде не было клякс, нужно быть аккуратными, помнить правила работы с красками.

- Ваши кляксы подсохли, теперь кисточкой можно дорисовать какие – то элементы, чтобы рисунок стал более законченным.

(Дети дорисовывают свои работы)

- Когда ваши рисунки высохнут, мы устроим выставку, вы расскажите, что нарисовали или мы попробуем угадать.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что тебе больше понравилось?

- А тебе?

- Ребята, вы все большие молодцы! Я вами очень довольна!

Конспект открытой театрализованной деятельности

«Путешествие в мир театра» (вторая младшая группа)

                     ( приложение3)

Автор: Бурлакова Т.Н. воспитатель

Цель: Развить творческие способности дошкольников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, учить быть общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, интеллектуальными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, непосредственными,  способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

 Перевоплощение детей в игре с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимание того, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.

Задачи: обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией; развивать у детей умение выражать свое настроение; воспитывать интерес к литературным произведением средству их обыгрывания и театрализации; развивать речь, фантазию, творческие способности детей посредством перевоплощения в образы сказочных героев.

Ход деятельности:

Организационная часть - эмоциональный настрой:

Дети, становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с гостями поздороваемся, сами с собой, друг с другом и со мной.

Театрализованная игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте! Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный день. В этот чудесный день я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

 Воспитатель: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспитатель: Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)

А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

  1. Основная часть:

Воспитатель: Я знаю волшебные слова и сейчас с их помощью мы превратимся в артистов. Только слова мы должны произнести все вместе, громко и четко, а то волшебство не получится.

Раз, два, три покружитесь! Из ребят в больших артистов превратись!

Ура! мы все теперь артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Ребята, в театре для детей часто показывают постановки сказок. Много сказок вы уже знаете? И сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете сказки. Для этого нужно отгадать загадки.

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка «ква-ква». (Лягушка)

По полю скачет-ушки прячет.

Встанет столбом-ушки торчком. (Заяц)

Кто зимой холодный ходит злой, голодный? (Волк)

Хвост пушистый, мех золотисты.

В лесу живет, кур в деревне крадет. (Лиса)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)

В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка,

И лягушка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — … (Теремок)

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки эти герои? Правильно. Это сказка «Теремок».

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все вы знаете.

А как вы думаете, с каким настроением люди собираются в театр? (ответы детей: с хорошим; когда им грустно и они хотят поднять настроение; и т. д). Как здорово, что у нас у всех хорошее настроение.

А теперь нужно передать наше настроение голосом. Послушайте, вот такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». А сейчас повторите хором. А теперь скажите эту фразу с грустью, весело, со злостью, ласково, тихо, громко.

Молодцы! Справились! Какие вы молодцы!

Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Сегодня я шла по дорожке в детский сад и нашла вот эту красивую коробочку. Вам интересно, что в ней? (пытаясь открыть, но она не открывается). Мы открыть ее не сможем, пока загадки не разгадаем. Готовы потрудиться?

Отвечайте на вопрос:

Он седой и с бородой,

Очень старый и хромой. Кто это? (Дед)

Она старенькая, седая, добрая и простая,

В доме с дедушкой живет, внучка как ее зовет? (Бабушка)

У дедушки и бабушки девочка живет

Как же эту девочку бабушка зовет? (Внучка)

У нее четыре лапки, лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей и она гроза мышей? (Кошка)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит

Дом сторожит. (Собака)

Под полом таится и кошки боится (Мышка)

Выросла она на грядке.

И тянули по порядку:

дедка, бабка, внучка, Жучка –

не смогли! – большая штучка!

Кошка с мышкой лишь пришли –

сразу вытянуть смогли! (Репка)

Воспитатель: Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали, ох, сколько зверей спрятала волшебная коробочка! Ребята, вы догадались, из какой сказки эти животные?

Правильно «Репка».

А теперь давайте нашим гостям покажем сказку «Репка». Для этого мы превратимся в сказочных героев-лесных зверушек.


Сценарий сказки «Репка»

Рассказчик:

Жил в одной деревне Дед

Вместе с Бабкой много лет.

Захотел однажды Дед

Репки пареной в обед.

Дед:

Что ж, пожалуй, я схожу

Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:

Расти репка сладкая,

Расти репка большая.

Рассказчик:

Репка выросла на славу

Что за чудо из чудес?

Репка - чуть не до небес!

Решил Дед выдернуть репку.

Но, не тут-то было -

Одному не хватит силы.

Что же делать? Как тут быть?

Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):

Бабка, Бабка - где же ты?

Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:

Раз – вот эдак!

Два – вот так!

Ох! Не вытянуть никак!

Знать, ослабли наши ручки.

Позовём на помощь Внучку!

Бабка:

Ну-ка, Внученька, беги,

Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:

Раз – вот эдак!

Два - вот так!

Нет! Не вытянуть никак!


Рассказчик:

Вот так репка! Ну и овощ!

Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:

Жучка! Жученька! Беги,

Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:

Вот, помочь готова Жучка,

Уцепляется за Внучку.

Раз – вот эдак!

Два - вот так!

Ох! Не вытянуть никак…

Знать, придётся кликнуть кошку,

Чтобы помогла немножко.

Жучка:

Кошка Мурка, беги,

Дёргать репку помоги!

Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:

Раз - вот эдак!

Два - вот так!

Ох! Не вытянуть никак…

Позовём, пожалуй, Мышку…

Где-то прячется, трусишка!

Кошка:

Мышка-Мышка, выходи!

Репку дёргать помоги!

Бежит Мышка


Рассказчик:

Мышка эта - очень сильна!

Сильнее медведя, сильнее слона!

Репку вытащить может одна,

Помощь ей совсем не нужна!

Ну-ка, Дед, за репку берись,

Ну-ка, Бабка, за Деда держись,

Внучка и ты не ленись:

Крепче скорее за Бабку возьмись.

Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:

Вот и вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

Рассказчик (обращается к зрителям):

Велика ль у Мышки сила?

Это дружба победила!

На здоровье кушай, Дед,

Долгожданный свой обед!

Вот и сказочки конец,

А кто слушал- молодец!

Пластилинография

Изобразительная деятельность занимает особое место в ряду других занятий детей дошкольного возраста. Это один из первых видов деятельности, где появляется реальный творческий продукт. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Из года в год диагностика показывает, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Для решения проблемы разработана программа дополнительного образования « пластилинография» .

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям от младшего дошкольного возраста до подготовительной к школе группы, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.

Развитию мелкой моторики, развитию руки, ручной умелости необходимо уделять особое внимание, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов при выполнении декоративных налепов разной формы: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как одно из средств выразительности и передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Программа «пластилинография» предусматривает обучение детей нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детские сады МДОУ «Росинка» в художественно – эстетическом развитии детей.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительной образовательной программы осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста творческих ( в первую очередь способности к реализации замыслов посредством использования изобразительных средств выражения, развитие пространственного мышления , тактильной памяти, мелкой моторики, воспитание художественного вкуса.

Обучающие задачи.

Знакомить детей с жанром изобразительного искусства пейзажем, посредством пластилинографии. Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей).

Развивающие задачи.

Развивать пространственные представления и композиционные навыки. Развивать образное мышление, умение создавать образ, с опорой на жизненный опыт , при создании лепных картин использовать узоры из декоративно- прикладного искусства (гжель, городец..). интерес к экспериментированию в работе : включать в оформление бросовый материал для создания необычной поверхности в изображаемом объекте. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной поверхности.

Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Воспитывать желание доставить радость окружающим своей работой. Воспитывать желание помочь другу, сопереживание.

Принципы.

-Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

- Принцип интеграции.

- Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

-Принцип свободы выбора.

-Принцип успешности.

-Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

-Принцип системности.

Возрастные особенности детей

Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Во второй младшей группе дети переживают « кризис 3 лет». Ребенок начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, острую реакцию на самое легкое порицание, активную настойчивость в осуществлении своих целей.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. Взрослый постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимое условие хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. К концу младшего возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы детей. На протяжении младшего возраста у детей развивается интерес к общению со сверстниками, поэтому обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору детей.

 «Пластилинография»

Этап 1

Освоение приемов надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработка правильной постановки пальца. Овладение приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами. Выработка умения работать на ограниченном пространстве.

Этап 2

Основной.

Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам. Освоение умения пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.

Этап3 Заключительный. 

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Методы и средства

Подготовительный.

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

-

К картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

бросовый и природный материалы.

2этап

Основной.

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

К картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

 бросовый и природный материалы.

3этап

Заключительный. 

наглядные (наблюдение, показ, образец)-

словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение)

- практические (показ способов изображения и способов действия).

- пальчиковые игры -

- педагогическая оценка

картон с контурным рисунком;

 набор пластилина;

 салфетка для рук;

 стеки;

 бросовый и природный материалы.

Основные приёмы: Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Кружковую работу можно вести 1 раз в неделю в течении 20 минут. 

Материал и оборудование:

Работа на прозрачной плотной плёнке (обложки для тетрадей, пластиковой основе):

1. Подобрать картинки (с раскрасок, детских книг) или нарисовать самостоятельно.

2. Выбрать подходящую картинку и перевести её с помощью маркера на пластиковую (клеёнчатую) основу.

3. Подобрать цвет пластилина, при необходимости намешать его оттенки.

4. Поверхность заполняется сначала с основных элементов (с рисунка, затем заполняется фон.

Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.

5. Готовую работу переворачиваем, кладём на картонную основу, оформляем в рамочку.

Пластилинография на пластиковых крышечках.

Пластилинография на картоне. (приложение4)

Рисунки на пластилине:

1. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, ножом или пальцами.

2. Затем рисунок процарапывается зубочисткой, заострённой палочкой или стеком, как в технике граттаж.

Вся выполняемая работа ребенком, требует от взрослых (педагога, родителей) внимания и поддержки.

Таким образом, данная разработка позволяет заметно улучшить развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук, глазомера; развитие психических процессов: мышление, внимание, память, воображение, восприятие. Развитие творческих способностей, развитие пространственной ориентации, сенсомоторной координации, развитие художественного творчества и эстетических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация  на тему «Формирование начал экологической культуры  у детей дошкольного возраста»...

план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

план по самообразованию «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» программа социально-педагогической направленности по обучению правилам дорожного движения с использованием здоровье сберегающих технологий для детей дошкольного возраста 3-7 лет, (срок реализации программы 6 месяцев)

Программа социально-педагогической направленности «Безопасная дорога» (далее – Программа) по обучению детей дошкольного возраста (3-7 лет) правилам дорожного движения с использование...

Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»...

Отчет по теме самообразования: « Зрительная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Цель моего проекта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей ...