Статья «Прогулки с детьми с тяжелым нарушением зрения».
статья по коррекционной педагогике

Кудрявцева Екатерина Олеговна

Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. Она является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Поэтому прогулки важны и нужны для всех детей и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_22progulka_so_slepymi_detmi22.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Прогулки с детьми с тяжелым нарушением зрения».

Прогулка – это пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения. Она является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Поэтому прогулки важны и нужны для всех детей и особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Прогулки могут быть разными: просто во дворе возле дома, в парке, в детском саду или ещё где-то. Однако не должно быть прогулок без цели. Пусть каждая будет маленьким уроком. Очень часто родители детей с ОВЗ уединяются со своими детьми, гуляют отдельно от детворы, и вся прогулка сводится к тому, чтобы ребёнок сидел бы на одном месте или передвигался в очень ограниченном пространстве под присмотром взрослого. Но незрячего ребенка, как никакого другого, необходимо поощрять к самостоятельности. Отсутствие зрения не означает, что он не может адекватно познавать окружающий его мир. Только способы познания — через осязание, движение, слух и обоняние — требуют от него большей активности и самостоятельности, чем от зрячего. 

Куда бы вы не пришли с ребёнком, обязательно познакомьте его с этим местом, особенно, если оно для него новое. Дайте возможность всё обследовать руками, до всего дотронуться. Если это игровая площадка, то обойдите её всю, покажите границы, предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Ребенку необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке, а не только о том уголке, где вы предпочитаете с ним гулять. Помогите ему познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу. Покажите, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. Если необходимо, поднимите на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов. К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ребёнок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы он чувствовал себя всё свободней и свободней. Это воспитывает уверенность в себе. Не избегайте встреч с людьми, наоборот, стремитесь к тому, чтобы маленький человек усваивал навыки общения с другими. Найдите товарищей по играм и прогулкам. Лучше, если сначала вы познакомите его с одним зрячим ребёнком и научите их играть вместе. Затем круг знакомства можно расширять. Маленькие слепые дети, как правило, избегают контактов с незнакомыми. Поэтому проявите терпение, поговорите с родителями зрячего ребёнка, объясните особенности своего, расскажите, что он умеет делать. Ваша задача облегчается, если в семье уже есть старшие дети, но если он единственный, то знакомство со сверстниками или со старшими позволит ему приобрести товарищей по совместным играм и в определённой мере освободит вас от постоянной опеки на прогулке. Первое время старайтесь организовывать совместные игры детей сами, и пусть они играют под вашим присмотром. Со временем, когда товарищи вашего ребёнка освоятся с его особенностями, можно с ними отпускать его на прогулку. Гулять надо в любое время года и в любую погоду. Чем больше впечатлений об окружающем мире будет получать ваше чадо, тем полнее будут у него представления. Старайтесь комментировать все что вы видите, пересказывайте ребенку все свои впечатления.  Зимние прогулки, расширят чувственный и эмоциональный опыт ребенка. Катание на санках, лыжах и коньках доставят ему столько же радости, сколько и зрячему, только необходимо предварительно объяснить, показать и всё выполнить вместе с ним: и с горы скатиться, и на лыжах пройти. Ваше участие и ваша уверенность в успехе дадут ему силы преодолеть в себе неуверенность или страх перед новым. Ваши совместные прогулки могут иметь вполне определённую цель: зайти в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, на почту и т.д. Такие совместные походы являются хорошей школой для развития коммуникативных навыков. Предварительно перед выходом необходимо рассказать, куда вы пойдёте, что вы будете делать, как следует себя вести. Поясните, каким маршрутом вы пойдёте, сообщите названия улиц. Если вы едете на каком-нибудь транспорте, то ребёнок должен быть предупреждён об этом. Лучше, если он будет заранее подготовлен. Во время пути обращайте его внимание на особенности маршрута, тренируйте в умении ориентироваться на улице. При движении по тротуару пусть он идёт справа, чтобы встречные прохожие не наталкивались на него. Запомните, что и взрослого слепого следует сопровождать, находясь от него слева, и пусть он держит вас под руку, а не вы его. Когда вы ведёте своего ребёнка за руку, то не тащите его, приноровите свой шаг к его шагам. Как бы вы не спешили, помните, что вы ведёте незрячего, который не может увидеть моментально весь путь, дайте ему возможность познакомиться с той дорогой, по которой вы идёте. Перед каждым изменением пути следования (поворот, переход, ступеньки и т.п.) чуть приостановитесь и предупредите об этом («поворот направо», «ступеньки вниз»). Во время движения обязательно обращайте внимание малыша на звуки (что и как звучит); на запахи (некоторые места улиц имеют очень чёткий запах: магазины, например, парфюмерный, булочная, аптека, бензоколонка и т.п.); на особенности дороги, которые можно почувствовать стопой через обувь. Большое значение имеет умение определять с помощью сохранных органов чувств состояние погоды и даже время суток. Не забывайте обратить внимание на это, расскажите об изменениях, которые происходят в природе.

Одно из суждений практиков и учёных заключается в том, что ребёнку нужно давать с раннего возраста трость для ориентировки при ходьбе на улице. В то же время многие специалисты считают, что к такому способу ориентировки следует переходить тогда, когда ребёнок получил достаточно полное представление об окружающем пространстве: тростью можно узнать то, что уже было изучено с помощью осязания. Поэтому очень важно научить его хорошо ориентироваться дома, во дворе, на ближайшей к дому улице посредством осязания, слуха и обоняния. Придя в какое-нибудь помещение, особенно впервые, дайте малышу возможность освоиться, познакомьте его с размерами этого помещения, по возможности, расскажите, что и где находится, и покажите ему. Будьте терпеливы и последовательны, ведь для того, чтобы познакомиться с новым помещением, слепому необходимо совершить множество действий и затратить определённое время. Побуждайте ребенка к самостоятельным действиям, к вопросам относительно того места, где вы находитесь. Обратите внимание на звуки, объясните их происхождение. Знакомые звуки воспринимаются по-разному в зависимости от размеров пространства. Пусть ваш подопечный использует это свойство для определения размеров помещения. Обойдите его вместе по периметру в одну и в другую сторону от двери, дайте до всего дотронуться и ощупать. Это следует делать так, чтобы не мешать окружающим, не стесняйтесь любопытных взглядов или замечаний.

Ваша задача - сделать восприятие окружающего мира ребенком с нарушением зрения целенаправленным и осознанным. Не держите его запертым в четырёх стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Гуляйте с ним, ходите в гости, выезжайте за город, водите в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живёте сами и в котором предстоит жить ему. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.

 В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...

Зарядка с мячом для детей с тяжелыми нарушениями зрения

"Я не вижу, но, как и все дети, очень люблю играть в мяч. Поиграем вместе!"...

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Статья: Актуальные вопросы организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Актуальные вопросы организации образовательного процесса   с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...

СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...

Статья: «Метод проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В статье обобщен опыт использования нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми с ТНР. Описаны методы и приемы использования нетрадиционных технологий, приведены примеры. Статья предназ...