Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Светлана Дмитриевна Бычкова

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

     Дошкольное детство - один из драгоценных периодов в жизни человека, который оказывает огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Именно в этот период закладываются основы физического и психического здоровья человека, формируются коммуникативные способности. В современном мире выдвигаются высокие требования к уровню развития личности, и в то же время растет количество детей с отклоняющимся развитием, в том числе, с нарушениями речи различного генеза и степени тяжести.

       Дефекты речи, помимо неэстетического воздействия на окружающих, могут самым негативным образом отразится на формировании психической деятельности человека, привести к снижению школьной успеваемости, вызвать различные личностные нарушения. Поэтому так важно не упустить сензитивный период для формирования полноценной речевой деятельности ребенка - дошкольный возраст.

     Анализ практической ситуации за последнее десятилетие свидетельствует о росте количества детей со сложными речевыми нарушениями. Если в 2010 году дети с речевыми дефектами составляли 49% от общего количества зачисленных  в группы ДОУ, то в 2017 году этот процент поднялся до 81%.

      Данные факторы, нацеливают на поиск вариативных форм коррекционно-развивающей работы. Это потребовало корректировки существующих программ и привело к созданию в нашем учреждении системы коррекционно-развивающей деятельности, которая предполагает мобилизацию всех ресурсов образовательного процесса в ДОУ на основе междисциплинарного взаимодействия логопеда и педагогов для создания единой речевой развивающей среды.

     Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия, к которым относятся: 

  • создание программно-методического обеспечения для ребенка с ОВЗ
  • создание коррекционно-развивающей образовательной среды
  • создание дидактического обеспечения
  • функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача,  

         учителя - логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)

  •  взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК,

        соцзащита, социокультурное пространство)

  • адаптированная образовательная программа
  • система индивидуальной работы

        В нашей статье мы остановимся подробнее на создании коррекционно-развивающей образовательной среды.

        Коррекционно - развивающая среда в ДОУ является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно - развивающей среды дошкольных учреждений общего вида.

      Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.      

       Коррекционно-развивающая среда базируется на учете "зоны актуального развития ребенка" и определяет условия для формирования "зоны ближайшего развития" на принципах поэтапного, многоступенчатого введения ребенка в коррекционно-развивающую среду.

      Коррекционно-развивающая среда должна предусматривать:

  • обязательную зону коррекции
  •  уголки уединения
  •  индивидуальное авторское пространство ребенка
  •  развивающую среду с учетом «зоны ближайшего развития»

      Коррекционно-развивающая среда включает: предметно-практический инструментарий: наглядные и дидактические материалы, методическое обеспечение, диагностические материалы, картотеки занятий и заданий.

Зона коррекции включает в себя несколько отдельных зон:

Сенсорная зона (или зона разномодальных ощущений), в которую включены материалы для развития зрительной, слуховой  функции, материалы для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия, материалы для развития сенсорной интеграции.

       В ДОУ создана сенсорная комната, занятия в которой проводит педагог-психолог. Сенсорная комната используется для педагогической коррекции детей, проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; коррекции игровой деятельности, снятия стрессов, страхов, развития психических процессов и т.д;

        Моторно-двигательная зона включает  материалы для развития мелкой и общей моторики.

     Для развития пальцевой моторики и коррекции нарушенных моторных функций в логопедическом уголке группы имеется набор красочных, увлекательных пособий (шнуровки, конструкторы, пирамидки, игровые доски Сегена, застежки, мячи разного диаметра с шипами для массажа рук, «кнопочные» игрушки), а так же индивидуальные печатные пособия для развития навыков штриховки, написания элементов букв.

      Учебно-познавательная зона включает материалы для развития памяти и внимания, мышления для развития пространственно-временной ориентировки. Материалы для развития речи и представлений об окружающем,  для формирования учебных навыков.

       Для развития языкового чутья и лингвистических способностей дети решают кроссворды, разгадывают лексические загадки, шарады.

     Индивидуальное авторское пространство ребенка

      Мы придерживаемся личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей, который предполагает не только создание благожелательной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к личному опыту ребенку: разнообразные формы организации учебной деятельности позволяют раскрыть субъективные способности обучаемых.

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

     Для развития фонематического восприятия, монологической связной речи, процессов словообразования и словоизменения, закрепления навыков чтения, профилактики  нарушения зрения и снятия психофизического напряжения в образовательном процессе мы используем  большое количество ярких, красочных наглядно-демонстрационных пособий, электрофицированных  и музыкальных игр, сенсорно-координаторных  тренажеров со зрительно-сигнальными сюжетами, как приобретенных в магазинах, так и собственноручно изготовленных.

      В целях обучения используем игры малой и средней подвижности, такие как «Разложи картинки к символам», «Живые звуки», «Найди свой домик», «Найди пару» «Подпрыгни, пошагай» (деление на слоги), «Две колонны» (дифференциация звуков).

        Использование информационно-коммуникационных технологий позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

        Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий. Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ОВЗ, повышает их интерес на занятии, а образовательную деятельность делает более интересной, современной, эмоциональной.

               Таким образом, правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности образовательного процесса для детей с ОВЗ. При этом эффективность влияния окружающей среды на развитие речи выступает в качестве воспитательных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...

Создание коррекционно-развивающей среды по формированию здорового образа жизни с детьми с особыми потребностями

В статье говорится об этапах работы  по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми с особыми потребностями....

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения

Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей  с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду  образ...

СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...