Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения
проект по теме

Букина Наталья Александровна

Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей  с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду  образовательного учреждения с учётом современных требований и возможностей.

     В нашем детском саду были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Букина Наталья Александровна – старший воспитатель,                                    

                  ГКОУ МО НШДС №737 г. Видное

«Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения»

    На развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья большое влияние оказывает окружающая среда. В нашем образовательном учреждении обучаются дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, поэтому в создании предметно-развивающего пространства большое значение имеет   создание коррекционно-развивающей речевой среды.

     Коррекционно-развивающая речевая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции познавательной сферы, коррекции речи, стимуляции речевой и учебной деятельности, речевого общения.

     Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей  с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду с учётом современных требований и возможностей.

     В ГКОУ МО НШДС № 737 были разработаны и реализуются следующие проекты разнообразия территории: «Тропа здоровья», «Поляна сказок», «Огород», «Птичий дворик».

   1.    «ТРОПА  ЗДОРОВЬЯ»

  Цели и задачи «Тропы здоровья»:

  • укрепления здоровья детей;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение психоэмоционального состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • спортивное (ребристая доска, мостик, скамейки);
  • игровое (парковые скульптуры, поделки из природного и бросового материала);
  • покрытие (травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, щебень, искусственная трава);
  • озеленение (цветы, кустарники, травянистые растения)

Описание:

     «Тропа здоровья» расположена по периметру ограждения в северо-западной части территории ГБОУ. Она пролегает в тенистом месте с хорошим солнечным освещением. Дети имеют возможность получать световоздушные ванны, являющиеся мягкой закаливающей процедурой.

     Профилактике плоскостопия способствуют участки «Тропы здоровья» с разным покрытием, по которым дети могут ходить и в обуви (начало Тропы) и босиком.

     На «Тропе здоровья» используется различное спортивное оборудование для укрепления мышц плечевого пояса и спины, а также для улучшения осанки детей.

     На «Тропе здоровья» предусмотрено место для отдыха, приёма напитков (сока или витаминизированного напитка), дыхательных упражнений.

Функционирование «Тропы здоровья»

      Учитывая, что в летний период воспитанники большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется в течение всего дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:

  • упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; ходьба в полуприсяде («Утиная ходьба»); ходьба с высоким подниманием бедра («Журавли»); ходьба со скользящим движением ног («Конькобежец»);

  • упражнения с предметами и с использованием оборудования: ходьба по ребристой поверхности, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба по крупной и мелкой гальке, ходьба с препятствиями; лазание под натянутой между деревьями верёвке; захват предметов стопами ног;

      -   ходьба и бег между препятствиями (пеньками, спилами деревьев);

  • подвижные игры: «Кошка прячется», «Мы идём в поход», «Зоопарк», «Дорожка препятствий», «Не оставайся на земле».

     «Тропа здоровья» используется и в вечернее время. Выполняются рекомендации для восстановления сил после насыщенного дня:

  • посидеть на скамейке 2-3 мин с закрытыми глазами;
  • вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
  • сделать несколько дыхательных упражнений;
  • походить босиком по песку, траве, ребристой деревянной дорожке;
  • покатать жёлуди, шишки ступнями ног;

2. «ПОЛЯНА  СКАЗОК»

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  «ПОЛЯНЫ  СКАЗОК»:

  • создание предметно – развивающей среды для речевого, эмоционального, художественно-эстетического развития детей, игровой и двигательной деятельности;
  • овладение педагогами новыми воспитательными и образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно – пространственной среды;
  • обучение детей разнообразным выразительным средствам

Оборудование:

  • крытая беседка для разнообразной деятельности детей;
  • парковые скульптуры сказочных героев;
  • озеленение (кустарники, цветы);
  • кованая арка с вьющимися растениями

      При обучении детей средствам речевой выразительности используются знакомые и любимые сказки и сказочные персонажи. Разыгрывание сказок, общение со сказочными персонажами позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, пантомима, движения).

 «ОГОРОД»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА  «ОГОРОД»:

  • развитие наблюдательности и любознательности детей в результате ознакомления с огородными работами;
  • развитие мелкой моторики;
  • расширение представлений детей о культурных растениях средней полосы России, их названии;
  • формирование представления о неживой природе, её  влияния на жизнь растений;
  • речевое общение в процессе деятельности

Оборудование:

  • огородные «голландские» грядки;
  • инструменты для огородных работ (совки, лейки, тяпки, ведёрки, палочки, пр.);
  • клеёнчатые фартуки, нарукавники;
  • семена и луковицы культурных растений;
  • ящики для рассады;
  • земля, торф;
  • чучело

      Работа проводится на огороде во время занятий по ознакомлению с окружающим, прогулок, трудовых действий.

     Дополнительно используются такие методы работы, как наблюдения за объектами в естественных условиях, рассматривания серии картин, чтения художественной и природоведческой литературы, просмотр видеозаписи телепередач, игровой и театрализованной деятельности.

«ПТИЧИЙ ДВОРИК»

Цели  и задачи  проекта  «Птичий дворик»:

  • развитие речи, стимуляция речевой и учебной деятельности;
  • воспитание любви к природе, заботливого отношения к домашним птицам, желания ухаживать за ними;
  • закрепления знаний детей о домашних птицах

Оборудование:

  • парковые скульптуры домашних птиц;
  • прудик для водоплавающих птиц;
  • кормушки и поилки;
  • корзины, гнёзда для кладки яиц;
  • озеленение, ограждение

     Работа по созданию коррекционно-развивающей среды на территории ДОО дала положительные результаты для коррекционно-познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического, трудового, экологического  воспитания дошкольников, разнообразия их игровой и двигательной деятельности.

     Педагоги получили возможность применять новые интересные методы и приёмы в обучении дошкольников.

     Также, благодаря оформлению отдельных зон, стала благоустроенной и функциональной вся территория детского сада.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Творческий проект по созданию предметно-развивающей среды территории МБДОУ д/с № 79 «Орлёнок»

Обеспечить развитие личности ребёнка посредством правильной организации детской деятельности это выполнение ряда условий по организации развивающей предметной среды детства. Детская деятельность может...

Создание развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения «Бабушкин дворик»

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено, что среда...

СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....