Технология по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шишкина Лариса Николаевна

Дошкольный возраст-благодатный период для организации работы по развитию познавательной и эмоциональной сферы детей.  Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы  очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технология по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы у мальчиков и девочек в подготовительной группе детского сада.

Задачи программы:

1.  Формирование осознанного восприятия эмоций.

2.  Умение адекватно выражать эмоциональные состояния.

3.  Умение понимать эмоциональные состояния других людей.

4.  Развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния.

5.  Развитие произвольной регуляции поведения.

6.  Учить произвольно улавливать основные телесные ощущения.

7.  Снятие тревожности.

8.  Повышение групповой сплоченности.

Формы и методы работы:

1.  Метод игровой коррекции: ролевые игры; психогимнастика.

2.  Арт-терапия: рисуночная; музыкотерапия; элементы танцевальной терапии; творческое рассказывание.

3.  Метод модификации поведения: кукольная драматизация; поведенческий тренинг.

4.  Релаксационный метод.

Занятие № 1

Цели: сплочение детского коллектива; снятие тревожности; развитие позитивного образа «Я»; знакомство с эмоциональными состояниями; развитие произвольного поведения; обучение управлению своими эмоциональными состояниями; развитие эмпатии; развитие воображения.

Материалы: магнитофон; кассета с записью веселой музыки.

Ход занятия:

1. Упражнение «Поглаживание»

Педагог: «Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Однажды, когда мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то легонько погладил по спине. Вот так... (Педагог подходит к каждому ребенку и нежно гладит его по спине.)

Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться» - и погладил меня по руке. Вот так... (Педагог подходит к каждому ребенку и нежно гладит по руке.)

Я повернула в сторону голову и увидела Маленького Слоненка. Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так.. .( Педагог внимательно и по-доброму смотрит на каждого ребенка.) И спросил: «Почему ты грустишь?» Я ответила, что вчера уехала моя мама, далеко и надолго. Поэтому мне очень грустно. Тогда он сказал: «А хочешь, я буду приходить к тебе, когда тебе будет грустно, и играть с тобой?»

2. Беседа-обсуждение «Знакомство» Педагог: «Я не знала, что ему ответить, потому что не знала кто он и какой он - добрый, веселый, злой?

А как вы думаете, как можно это узнать? (Внимательно посмотреть на него; спросить, как его зовут, с кем он дружит, где живет; поиграть с ним.)

И тогда мы с ним разговорились. Он рассказал мне, что он самый обычный маленький друг, который оживает и помогает людям, когда им грустно. Он рассказал, что знает очень много разных игр, и предложил мне поиграть с ним. Он сказал, что может быстро меня развеселить. И он подошел ко мне и стал щекотать, но мне было совсем не смешно. Я сидела грустная.

Сейчас мы с вами тоже попробуем поиграть в эту игру.

3. Игра «Щекотушки» Педагог: «Что же было дальше? А дальше он подошел ко мне, сел рядом и просто улыбнулся. И, конечно же, я улыбнулась ему в ответ. Вот так... Попробуйте и вы.

А потом слоненок сказал, что можно придумать стихотворение.

4. Упражнение «Улыбнись»

Педагог читает стихотворение, придуманное Слоненком, а ребята проделывают услышанное.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Дружно умываемся,

Вот так.

Маме улыбаемся,

Вот так.

Педагог: Мне понравилось улыбаться, и настроение мое улучшилось.

5. Танцы зверят Педагог: «Слоненок предложил мне потанцевать. Он включил вот такую музыку (Педагог включает веселую музыку), и мы стали танцевать. Дети становятся в круг. Предлагается потанцевать, как:

Веселые зайчата;

Грустный медведь;

Обиженный волк;

Хитрая лиса;

Задумчивые бабочки и т. д.

6.  «Представьте себе...»

Педагог. А сейчас закройте глаза и представьте себе этого доброго Слоненка, который помог мне справиться с грустью. Хотите услышать, что же было дальше? Но это в следующий раз. Занятие окончено.

Занятие №2

Цели: развитие позитивного образа «Я»; развитие эмпатии; тренинг противоположных эмоций; развитие произвольного поведения; сплочение коллектива.

Материалы: магнитофон; кассета с веселой и грустной мелодией; листы белой бумаги (формата А4); цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Беседа «Настроение»

Педагог. «Сегодня мы со Слоненком собирались вместе прийти к вам. Но когда я зашла в свою комнату и позвала его, мне никто не ответил. Как вы думаете, какое настроение у меня стало после этого?

(Грустное, удивленное, испуганное.)

Потом послышался шорох в кукольном уголке. Гам на кукольной кроватке лежал с закрытыми глазами мой Слоненок.

2. Обсуждение «Помощь» Педагог: «Чтобы вы сделали на моем месте, если бы увидели Слоненка, неподвижно лежащего и не откликающегося на мой зов?

Варианты ответов: потрогала его лоб; еще раз заговорила; дала лекарство.

Я потрогала рукой его голову. Вот так.. .(потрогать лоб у каждого ребенка). У Слоненка была температура. Он молча открыл глаза. Я сказала: «Давай я принесу тебе лекарство. Ты выпьешь, и тебе станет лучше». Слоненок ответил, что лучшим лекарством для него будет, если я посижу с ним, а еще лучше - поиграю!

3. Игра «Запретное число» Слоненку эта игра тоже понравилась. Он сказал: «Мне намного лучше, поиграй со мной еще».

4.  Игра «Танцы противоположностей»

5.  Упражнение «Измеряем температуру» После танца дети остаются в парах.

Педагог. Как вы думаете, выздоровел после таких интересных танцев наш слоненок?

«Послушай, Слоненок, да ты совсем здоров», - сказала я, потрогав его лоб. Жара уже не было. Ребята, попробуйте и вы померить друг другу температуру, только очень нежно и аккуратно.

«Ну, мне пора к ребятам, - сказала я Слоненку. - Но тебе нужно еще отлежаться сегодня». А Слоненок мне ответил: «Передавай всем привет и скажи, что как только я поправлюсь, то приду к ним в гости, и мы здорово повеселимся! И еще попроси ребят нарисовать для меня свои портреты».

6. Рисуем автопортрет Педагог. Давайте попробуем выполнить просьбу Слоненка, ему будет очень приятно!

Слоненок. Нет, я хочу к себе, в свой уютны и домик, меня там ждут. Но сначала мне хочется показать вам дом, в котором я живу. Я проведу вас к себе... Ребята, сядьте на коврик, закройте глазки и постарайтесь представить то, о чем я буду вам рассказывать. И очень вас попрошу открыть глаза тогда, когда вас попросит об этом педагог.

Звучит спокойная музыка.

Слоненок. Далеко-далеко в лесу, на цветущей поляне, стоит мой домик. Я проведу вас по широкой тропинке к себе домой. Мы в светлом, добром лесу, вокруг много зелени и цветов. Поют птицы, порхают бабочки, стрекочут кузнечики и очень тепло. Воздух пахнет цветами, душистой травой. Мы идем, идем по тропинке и вдалеке видим цветущую полянку, на которой и стоит мой дом. Посмотрите, какой он красивый. А вот из окна выглянула моя мама, а из другого окошка - мои брат и сестра. Они машут нам рукой. Вот мы и пришли. Я остаюсь со своими родными, а вы возвращайтесь в свой сад. До встречи!

Педагог. Ребята, открывайте глаза, мы у себя дома. Слоненок остался со своими родными, а мы с вами будем вспоминать его и ждать следующей встречи.

На следующем занятии мы попробуем нарисовать домик Слоненка, кто как его представил.

7. «Сплочение» (См. пред. Занятие.)

Занятие №3

Цели: формирование умения правильно понимать чувства и настроения; развитие произвольности; сплочение детского коллектива, формирование коммуникативных способностей.

Материалы: кукла бибабо Ежик; листы (формата А4) с заданием на каждого ребенка; простые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Педагог. Здравствуйте, ребята. Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки и молча улыбнемся друг другу.

Ой, а что это тут у меня шевелится в корзине? (Надевает на руку ежика, который лежит в корзине.)

Ежик. Пф-пф-пф. Где это я оказался?

Педагог. Ты, Ежик, в детском саду, а это ребята старшей группы.

Ежик. Вот как! Так вы уже совсем большие дети, раз вы ходите в старшую группу. Тогда вы сможете мне помочь. Со мной случилась беда. Послала меня мама в лес за грибами, корзину дала большую, а я ме умею отличать съедобные грибы от несъедобных.

2. Игра «По грибы» Ежик. Спасибо, ребята, вы не только собрали мне полную корзину грибов, но и научили в них разбираться. А теперь мне очень хочется сыграть с вами в свою любимую игру.

3. Игра «Иголка и нитка» Педагог. Ох, Ежик, ну и веселую же игру ты нам предложил сыграть.

4. «Порисуем» Ежик. Да, и игра веселая, и ребята все веселые и хорошие, но одного я не знаю: умеют ли ваши ребята рисовать так же хорошо, как и я. Я в Лесной школе первый ученик по рисованию. Вот я даже листочки с собой захватил, на которых рисовал.

Педагог. Ребята, на столах лежат листочки и карандаши. Внимание! Ваша задача: на правой стороне листа нарисовать точно такой же рисунок, какой изображен на левой стороне.

Вот, Ежик, смотри - чем не художники наши ребята!

Ежик. Да, отличные рисунки! А мне пора уже с вами прощаться. Скоро солнышко будет садиться, а мне еще домой надо успеть и грибы с рисунками донести.

5. Упражнение «Солнечные лучики» Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Ведущий. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы попрощаемся с Ежиком и друг с другом.

Занятие №4

Цели: развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления; сплочение детского коллектива. Материалы: кукла бибабо Квакша, мяч. Ход занятия: 1. История про лягушонка Педагог. Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь можно опустить руки и сесть.

Сегодня я хочу рассказать вам маленькую историю про лягушонка. В одной деревне был крошечный пруд. Когда пришла осень, и на землю легли первые морозы, пруд стал понемногу затягиваться льдом. Как-то раз один мой знакомый проходил мимо пруда и увидел на льду лягушонка. Знакомый подошел поближе и протянул к нему руку, лягушонок не двигался, тогда он взял его в руки и понял, что лягушонок окоченел от холода. Скорее всего, он не успел во время спрятаться от морозов. Мой знакомый принес его домой, положил в банку и поставил на стол. А когда на следующее утро он решил посмотреть на лягушонка, то его в банке уже не оказалось - он согрелся, оттаял и ожил. На самом деле он оказался очень любопытным. В доме его прозвали Квакша за то, что он часто и громко квакал. И сегодня этот любопытный лягушонок пришел к вам в гости.

Квакша. Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас всех видеть. У вас очень интересный детский сад, я уже побывал во всех его уголках. А теперь решил прийти к вам на занятие и немного поиграть. Вы любите играть в мяч?

2. Игра «Настроение» Педагог. Ребята, садитесь на стулья. Квакша каждому из вас по очереди будет бросать мяч, и называть определенное настроение. А вы, в свою очередь, бросаете мяч обратно, называя и показывая мимикой лица противоположное настроение.

Квакша. Добрый (злой).

Веселый (грустный).

Тихий (громкий).

Красивый (страшный).

Сильный (слабый) и т. д.

3. Игра «Глаза в глаза» Квакша. Интересно, ребята, мне с вами играть. Но вы знаете, что люди не всегда могут понять друг друга. Бывает так, что человеку плохо, а окружающие его люди этого не замечают. Давайте поиграем в игру, которая научит нас угадывать настроение человека без слов. Вы разобьетесь на пары по желанию и возьмитесь за руки. Затем, глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции. Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!». Потом вы мне расскажете, какие эмоции передавали и как они воспринимались вашими товарищами.

4.  Игра «Зеваки»

5.  Упражнение «Шарик в животе» Квакша. Молодцы! Вы умеете быть быстрыми и внимательными. Но я точно знаю, чего вы делать совсем не умеете, а я умею! Я умею надувать не только щеки. Но и живот.

Педагог. Я думаю, что если ребята и не умеют этого делать, то ведь можно и научиться. Ребята, ложитесь на пол, положите одну руку на живот и, вдыхая воздух, пробуйте надувать шарик в животике... А теперь выдыхаем воздух медленно - наш шарик сдувается.

Вот наши ребята тоже научились надувать шарик в животике. А тебе, Квакша, уже пора прощаться с ребятами, занятие наше подходит к концу, да и тебе уже пора домой.

6. Упражнение «Солнечные лучики» Ребята, давайте соберем солнечные лучики - гак мы попрощаемся с Квакшей и друг с другом.

Занятие №5

Цели: развитие социальных эмоций; развитие произвольного контроля над своими действиями; овладение умением действовать по правилу; сплочение детского коллектива.

Материалы: кукла бибабо Аленушка; домик с колокольчиком; клубочек шерсти; атрибуты для бабушки (платок) и Бабы-Яги (платок с париком).

Ход занятия:

1. Игра «Волшебный клубочек»

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости.

Аленушка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аленушка. Я к вам пришла не с пустыми руками - принесла волшебный клубочек. Кто его в руки возьмет, доброе, ласковое слово скажет да нитку от клубочка на налец намотает, тот потихоньку в сказку войдет.

Дети играют в игру.

2. Игра-обсуждение «Взаимоотношения»

Педагог. Аленушка, а почему во второй части твоего рассказа вышла к ребенку из того же дома не добрая старушка, а Баба-Яга?

Аленушка. А на этот вопрос пусть ребята попробуют ответить...

Педагог. Ребята, а почему же тогда старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку? (Дети отвечают.)

Аленушка. А давайте попробуем эту маленькую сказку оживить. (Дети инсценируют стихотворение.)

3. Игра «Все наоборот» Аленушка. Ребята, становитесь скорее в круг. Баба-Яга не просто появилась в нашей сказке. Она, оказывается, всех вас заколдовала. Вы теперь из обычных мальчиков и девочек превратились в мальчиков и девочек наоборот.

Педагог. Ребята, сейчас мы сыграем в игру «Все наоборот». Я буду показывать определенные движения, а вы повторять эти движения за мной, но наоборот. Например: если я руки подниму, то вы опустите.

4. Игра «Да и Нет не говорить» Педагог. Хорошо, Аленушка, а как же нам теперь от волшебства избавиться и опять в нормальных ребят превратиться?

Аленушка. А для этого нужно научиться, не называть определенных слов.

Педагог. Что же это за слова?

Аленушка. Да и Нет. Ребята, сейчас мы будем играть в игру, в которой произносить слова Да и Нет. Будьте внимательны, я буду каждому задавать вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова Да и нет.

5. Упражнение «Волна» Аленушка. Жаль, но дольше оставаться у вас я не могу, меня ждет моя сказка.

Ведущий. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и по очереди пожмем их друг другу, и Аленушке в том числе. До свидания, Аленушка, приходи к нам в гости!

Занятие №6

Цели: обучение управлению своими эмоциональными состояниями; закрепление умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей; развитие волевого поведения; знакомство с методами саморегуляции; сплочение детского коллектива.

Материалы: сумочка ведущего; двойные маски ( с одной стороны Баба-Яга, с другой - девушка Весна; Бармалей - добрый молодец); кукла бибабо Слоненок; карточки с изображением лиц людей с разными эмоциональными состояниями; магнитофон; кассета с веселой, ритмичной, ритмичной музыкой; кассета со спокойной мелодией из серии «Звуки природы» (Спокойный лес).

Ход занятия:

1. «Приручение страха»

Педагог приходит со своей сумочкой, внутри которой Слоненок.

Педагог: Здравствуйте ребята. Ой, вы слышали какой-то звук? По-моему, кто-то постучал, нет, кто-то шепчется...

(Внимательно смотрит на детей, затем подходит к своей сумочке и прислушивается).

По-моему, там кто-то есть..., я немного боюсь, подойдите ко мне поближе, пожалуйста, мне с вами как-то веселее. У вас, наверное, тоже бывают моменты, когда вам страшно. Поэтому давайте поучимся вместе не бояться, побеждать свой страх.

Когда я была маленькой, моя бабушка говорила мне: «Чтобы страх победить - нужно страх приручить». Приручить свой страх - это значит сделать его ручным, как котенка, морскую свинку или маленького щеночка: подойти и погладить, сказать ему приятное, подружиться с ним.

2. Игра «Волшебные превращения» Ведущий. Сейчас мы попробуем это сделать. Один из вас наденет маску страшного персонажа и будет нас пугать (рычать, разговаривать грубым голосом). А остальные все вместе сначала произнесем волшебное заклинание моей бабушки (для храбрости): «Чтобы страх победить - его нужно приручить», а затем подойдем и постараемся подружиться со страшилкой (дотронемся до него, погладим и скажем доброе слово).

И после этого вы увидите, что произойдет волшебное превращение.

После того, как ребята подружатся с персонажем, маска переворачивается другой стороной и оказывается красивым, добрым персонажем (Баба-Яга превращается в девушку весну, Бармалей - в доброго молодца).

Ведущий. Теперь мне совсем не страшно открыть свою сумочку и посмотреть, кто в ней спрятался.

Ведущий открывает сумочку, а в ней... Слоненок.

Слоненок, это ты? Что ты делаешь в моей сумочке?

Слоненок. Это я. И в твоей сумке я потому, что очень добраться к ребятам. Правда, здесь немного темновато, но ребята молодцы, научили меня не бояться. «Чтобы страх победить - его нужно приручить» - твоя бабушка была очень умной женщиной.

3. Игра «Стойкий оловянный солдатик» Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы настоящие стойкие человечки, и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.

Звучит ритмичная музыка, дети двигаются, кому как нравится. По команде «Замри» принимают позу солдатика.

Ведущий. Спасибо, Слоненок, хорошей игре ты научил ребят.

Слоненок. А мне хочется сказать спасибо ребятам за их рисунки. Мне они очень понравились и помогли выздороветь. Я гоже принес вам рисунки, на них я изобразил людей с разным настроением. Посмотрите внимательно на них и постарайтесь изобразить такое же настроение.

4. Игра «Раз, два, три... настроение, замри!» Слоненок показывает ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, злость, радость и т. п.) ребята по команде : «раз, два, три... настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.

5.  Игра «Есть или нет?»

6.  «Прощание со Слоненком» Слоненок. А теперь мне пора идти. Мне очень приятно было с вами познакомиться. Если вам когда-нибудь будет грустно и одиноко, вспомните, как мы играли с вами, и я обязательно приду, стоит вам только закрыть свои глаза и представить меня.

Ведущий. Слоненок, а разве ты не собираешься запрыгнуть ко мне в сумку и уйти вместе со мной?

Занятие №7

Цели: формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния; обучение умению контролировать свое эмоциональное состояние; формирование произвольной двигательной регуляции.

Материалы: игрушки или картинки, изображающие дровосека, Пугало, Льва.

Ход занятия:

1. Упражнение «Волна»

В гости к детям приходят Дровосек, Пугало, Лев и говорят, что великий Гудвин заболел и не может выполнить их желания. Они просят помочь детей в исполнении желаний. Ведущий спрашивает детей, хотят ли они помочь героям сказки. Но помочь героям могут только очень дружные и внимательные дети.

Ведущий предлагает детям:

A) встать в круг, взяться за руки, сосредоточиться друг на друге и пожать
руку соседу по кругу («Волна»);

Б) пожать руки в другую сторону;

B) «пустить волну» по сигналу ведущего от любого ребенка.

2. «Исполнение желаний» Ведущий говорит, что все дети дружные и внимательные, умеют хорошо понимать друг друга, и просит Дровосека рассказать о том, какое у него было желание. Дровосек говорит, что хотел бы получить сердце. Ведущий спрашивает у детей, что значит выражения «есть сердце» и «нет сердца». Дети обсуждают: человек, который имеет сердце, может испытывагь разные чувства. Ведущий предлагает детям познакомить Дровосека с разыми чувствами. Проводится игра «Море волнуется раз...».

Затем ведущий просит Пугало рассказать о своем желании. Пугало говорит, что хотел бы получить немного ума. Ведущий обсуждает с детьми, что значит умный человек; это человек, который сначала думает, что сделать, потом делает и умеет находить выход из разных ситуаций. После обсуждения детям предлагается поиграть в игру «Путаница».

Затем о своем желании рассказывает Лев. Он хотел бы получить храбрость. Ведущий объясняет, что храбрость можно получить, если победить свой страх. Он предлагает детям нарисовать свой страх и порвать его на мелкие кусочки.

3. Двигательная регуляция После того как выполнены все желания, ведущий предлагает детям научить гостей умению управлять своим телом. Дети ложатся на пол и под релаксационную музыку сначала расслабляют свое тело, затем напрягают.

Занятие №8

Цели: формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения.

Материалы: игрушка или картинка с изображением Незнайки; бумага с недорисованными пиктограммами по количеству детей; цветные карандаши; маленькие игрушки.

Ход занятия:

1. Знакомство с Незнайкой. В гости к детям приходит Незнайка и жалуется, что все его ругают, никто не хочет учить его интересным занятиям. Тюбик не хочет учить рисовать, Гусля не хочет учить играть на музыкальных инструментах и т. д.

Педагог говорит Незнайке, что ему, наверное, не хватает внимательности, усидчивости, умения управлять своим поведением, и предлагает ребятам научить Незнайку этим качествам.

2.  Игра «Четыре стихии»

3.  «Передай игрушку по кругу»

4.  Игра «Тише едешь, дальше будешь»

5.  «Пиктограммы»

6.  Двигательная регуляция

Педагог предлагает детям научить Незнайку управлять своим телом. Дети ложатся на пол, под релаксационную музыку сначала напрягают и расслабляют свое тело, затем напрягают только руки, затем только ноги.

Занятие №9

Цели: формирование взаимодействия между детьми; развитие произвольного внимания; развитие эмоциональной выразительности; формирование произвольной двигательной регуляции.

Материалы: игрушка, изображающая Емелю.

Ход занятия:

1. Знакомство с Емелей. В гости к детям приходит Емеля и рассказывает, что ушел из свой сказки, потому что ему стало скучно - все желания выполняет щука, не с кем даже поиграть. Педагог предлагает детям научить Емелю новым играм.

2.  Игра «Кони-кони»

3.  Игра «Царевна Несмеяна»

4.  «Невидящий - неслышащий»

5.  Игра «Фотограф»

6.  Двигательная регуляция

Педагог предлагает детям лечь на пол. Сначала они напрягают и расслабляют только руки, затем только ноги. Дети напрягают и расслабляют только правую сторону, затем только левую.

Конспект диагностического занятия

для подготовительной группы

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: помочь детям освоить максимально широкий спектр эмоционального реагирования; формировать осознанное восприятие эмоций, умение адекватно выражать эмоциональное состояние; закреплять умение понимать и передавать эмоциональные состояния других людей. Учить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов. Развивать память, внимание, произвольную регуляцию поведения. Воспитывать адекватную самооценку своего эмоционального состояния.

Материал: магнитофон, кассета с записью музыки и звуками природы, пиктограммы с изображением эмоций, плоскостные изображения кукол из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», колпак для Буратино, фломастеры, бумага.

Ход: Организационный момент.

1.Мотивация: игра «Телеграмма».

Ребята, с телеграфа нам сообщили, что пришла телеграмма на наше имя, но нам необходимо ее получить. Как это сделать, я сейчас вам расскажу: Встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте руку вашего соседа. Для того, чтобы телеграмма дошла до нас в целости и сохранности, необходимо передать ее соседу, пожав ему руку так, чтобы не было больно. Будьте внимательны, передавайте сигнал телеграммы по кругу друг другу. Когда сигнал телеграммы дойдет до меня, я расшифрую ее и смогу прочитать ее

вам. Внимание! Сигнал пошел.

2. Чтение телеграммы:

Помогите, помогите, помогите!

С героями сказки «Приключения Буратино» случилась беда!

Исчезли улыбки и радость, Никто не желает с друзьями играть!

В чем дело, друзья, мы не знаем

И просим вас в этом помочь -

Приехать сюда поскорее,

Спешите, время не ждет.

Мотивация: Если мы пойдем на помощь, мы научимся узнавать эмоции, определять, какие эмоции у других, научимся действовать по правилу. Задания вас ждут очень интересные. Пойдем? 3.Релаксационное упражнение «Сказочный лес».

Чтобы попасть в сказку «Приключения Буратино», мы с вами закроем глаза и представим Поляну сказок. Сядьте на ковер, закройте глаза и представьте себе сказочный лес (звучит музыка из серии «Звуки природы»). Мы идем по лесу, вокруг нас высокие деревья с раскидистыми ветвями, высокая трава щекочет наши ноги. Птицы поют на разные голоса, пахнет цветами и травами. Как хорошо, тепло... Слышите? Кто-то стрекочет. Да это же сказочный Сверчок, он поможет нам встретиться с Буратино. Мы уже пришли, мы в сказке. Открывайте глаза, проходите и здоровайтесь с нашими героями.

4. На доске выставлены плоскостные фигуры героев сказки: Буратино,

Мальвина, черепаха Тортилла, Пьеро, все - без выражения мимики.

Ребята, посмотрите на героев сказки. По их лицу нельзя угадать, какое у них настроение: грустят они или радуются, спокойны они или их что-то тревожит. Это совсем не те герои, которых мы знали, правда, ребята? Они забыли, какие были раньше. Как мы можем помочь героям? Давайте откроем «Школу эмоций» и напомним им, как они раньше радовались, грустили, удивлялись.

Посмотрите: эти картинки изображают эмоции. Скажите, как вы понимаете, что такое эмоции? Как люди узнают, какое настроение или переживание у человека? Правильно, при помощи мимики эмоциональной. Какие эмоции вы знаете?

У вас на столах лежат конвертики с картинками, изображающими различные эмоции. Внимательно посмотрите на них и попытайтесь определить, какая эмоция подходит для Буратино? Подберите правильное выражение лица для него, и он вспомнит, какой он был.

5.Буратино начал что-то вспоминать. Чтобы он побыстрее вспомнил, давайте поиграем в игру «Монетка». Встаньте в круг плечо к плечу, руки за спину. Дежурный выберет считалкой Буратино. Слушайте правило: Буратино закроет глаза. В это время вы будете быстро передавать монетку друг другу за спиной. Как только Буратино скажет: «Стоп!», вы перестаете передавать монетку. Буратино открывает глаза, и старается определить по выражению лица, у кого находится монетка. Задача того, у кого монетка - не выдать себя никаким движение мимики.

б. Упражнение «Хохотальная разминка». Вы должны запомнить слова,

движения, мимику и точно повторить все после сигнала:

Тук, тук, тук... Это что за странный звук?

Тук, тук, тук. Может, это дятла стук?

Синти-бринти-чок, это Сверчок!

Зень, зень, зень! Звенит муха целый день.

Ане, бане, растабане, идет Лисонька из бани. Хо-хо-хо, ха-ха-ха, в реке плещется уха!

Хо-хо-хо, ха-ха-ха, недоела чепуха. Все! Дети рассаживаются на места. Посмотрите, Буратино очень понравилась игра, и он обрадовался, заулыбался!

7. Мальвина очень любит гулять по поляне сказок. Ее удивляет красота полевых цветов и танцы разноцветных бабочек, но она забыла, как это делать. Покажите ей картинку с изображением эмоции удивления, а теперь изобразите эмоцию удивления на своем лице. Молодцы! Мальвина научилась опять удивляться. По что это? Почему у нее появилась эмоция огорчения? Я знаю, она вспомнила, как ее огорчил Буратино, когда был непослушным и невежливым по отношению к ней.

Игра «Вежливое слово». Правила: я буду говорить, какое движение вам нужно выполнить. Но вы должны выполнить движение только тогда, когда услышите волшебное слово «пожалуйста!».

-Встаньте (почему не встали?)

-Пожалуйста, хлопните в ладоши.

-  Топните ногой.

-  Пожалуйста, правой рукой закройте левый глаз. Молодцы! Мальвина удивилась, какие вы внимательные ребята, и выполняете правил игры.

8. Черепаха Тортилла тоже захотела с вами поиграть. Она очень любит морские фигуры. Выходите из-за столов, будем играть в игру «Море волнуется». Правила: выбирается Черепаха, которая будет узнавать эмоции у морских фигур. Остальные дети - морские фигуры эмоций.

«Море волнуется раз, море волнуется два.

Море волнуется три. Морская фигура эмоции, замри!»

9. Игра «Черепаший шаг». Черепахи, так же, как люди, любят соревнования. Только у людей побеждает тот, кто приходит к финишу первым, а у черепах побеждает тот, кто приходит к финишу последним. Вы теперь черепашата, и, чтобы победить, должны прийти к финишу последним. Правила: нужно двигаться к финишу как можно медленнее. Нельзя останавливаться и топтаться па месте, т. к. эта черепашка сразу выбывает из соревнований.

Ю. Теперь давайте поможем Пьеро. Вспомните и скажите, каким был он в сказке? Подойдет ему эмоция страха? Он был трусливым? Злым? Выберите картинку с изображение подходящей эмоции для Пьеро. 11.Игра «Кубик Настроений». На каждой стороне кубика изображен кот, каждый ребенок бросит кубик и покажет остальным, какое настроение у кота. Остальные угадывают. Давайте сделаем так, чтобы он не печалился! Девочки украсят его колпачок радостными элементами, а мальчики в это время подберут красивые слова, подходящие к описанию характера Пьеро. Посмотрите, он не печалится уже. Нам пора возвращаться в детский сад, ведь нас там ждут интересные дела. Встаньте, закройте глаза. 1 шаг вперед, 2 шага влево. 1 вправо. Мы пришли.

Нам герои сказок сделали подарок, а я забыла, куда положила. Подарки в цветной коробочке, на крышке которой розовая ленточка. Игра «Найди и промолчи!» Вы должны найти коробочку, но промолчать, чтобы никто не догадался, что вы нашли. Подойти и сообщить мне па ухо, где она.

11. Анализ занятия: Буратино подарил мальчикам разноцветные ключики, а Мальвина — разноцветные цветочки. Каждый из вас подумает, оценит свое настроение, и выберет подарок того цвета, которое, по его мнению больше всего подходит к этому настроению, и объяснит, почему'? Спасибо за помощь героям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников

Пояснительная записка.   Программа развития высших психических функций и эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста.   Программа предусматривает создание ...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

Программа песочной терапии «Волшебный песок» (Развитие и коррекция эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимани...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Программа "Сказочный песок" по развитию и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Данная программа направлена на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми находящимися в социально-опасном положении. Д...