«Метод комментированного рисования в работе с детьми с РАС»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кравцова Яна Анатольевна

«Метод комментированного рисования в работе с детьми с РАС» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx18.92 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kommentir.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

«Метод комментированного рисования

в работе с детьми с РАС»

                                                                              Учитель-логопед Кравцова Я.А.

Одним из действенных приемов развития речи детей является метод комментированного рисования.

Метод комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт ребенка, и организация общения с ребенком.

*Педагог предлагает ребенку значимую для него тему рисунка.

Используя интерес ребенка, взрослый привлекает его к активному участию в процессе рисования.

* Педагог создает схематическое изображение и комментирует его.

Сопровождает рисование эмоциональными пояснениями. Важно рисовать быстро, чтобы не превратить рисование в цель деятельности. Продолжительность  рисования 3-5 минут.

*Педагог организует общение с ребенком в процессе рисования.

Педагог прерывает рисование, комментирует свои действия, задает вопросы, делать паузы, дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный и активный словарь.

С детьми с РАС очень сложно установить эмоциональный контакт, так как у них в первую очередь страдают коммуникативные функции, ребенок как бы замкнут в себе, ему комфортно играть одному, он не спешит идти на контакт.

Первый ребенок: девочка 7 лет с РАС и легкой УО, у ребенка наблюдается почти полное отсутствие внешней речи, иногда на высоте аффекта, ребенок произносит отдельные неразборчивые звуки использует мимику и жесты. Предпочитает обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто берет взрослого за руку и подводит к нужному месту.

Задачи:

  • формирование  коммуникативных навыков
  • развитие понимания речи
  • растормаживание речи

На первых занятиях ребенок не шел на контакт, девочка не хотела участвовать в предложенных играх, выполнять задания, приносила прописи и «писала» в них ручкой.

В результате применения метода комментированного рисования ребенок стал охотно идти на контакт, выполнять задания, участвовать в рисовании, появились вокализации и звукокомплексы.

*Педагог вокализации подхватывает, повторяет их с интонацией ребенка, а затем обыгрывает и превращает их в реальные слова, связанные  с ситуацией. Ребенку нравится «перекликаться», нравится, что его «понимают», ему отвечают.

Второй ребенок: девочка 7 лет с РАС, интеллект снижен, речь монотонна, замедленна, интонационно не выразительна, нередко «отраженная» и не всегда связана по смыслу с происходящим, снижена речевая инициатива, умеет читать, но не понимает смысл прочитанного.

Задачи:

  • формирование  коммуникативных навыков
  • развитие понимания речи
  • расширение словарного запаса
  • развитие речевой инициативы
  • формирование умения вести диалог
  • развитие интонационной выразительности речи
  • развитие понимания смысла прочитанного

На первых занятиях ребенок не шел на контакт, девочка брала, понравившуюся ей игрушку или игру  и начинала с ней играть.

При применении комментированного рисования педагогом на занятиях девочка постепенно начала проявлять интерес к деятельности педагога, затем на последующих занятиях стала включаться в процесс рисования: дорисовывать, отвечать на вопросы.

В результате применения метода комментированного рисования ребенок стал охотно идти на контакт, выполнять задания, участвовать в рисовании, расширился словарный запас (называет некоторые действия, признаки), проявляет речевую инициативу, отвечает на вопросы, пытается говорить с определенной интонацией, понимает содержание простых сказок.

*Необходимо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Внимательно наблюдая за реакцией ребенка важно понять, что он пытается сказать, даже если это всего лишь невнятное бормотание, а, поняв, повторить четко простой фразой сказанное ребенком, предлагая тем самым ему образец правильной речи.

        В дальнейшем метод комментированного рисования используется с целью формирования навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи.

Совместно с ребенком выбирается главный герой сюжетного рисунка. В течении нескольких занятий рисуются сюжетные рисунки с этим героем и комментируются взрослым, а затем из рисунков собирается книжечка, по которой в последствии ребенок рассказывает историю, которая произошла с выбранным персонажем, либо с самим ребенком.

Как прием развития речи и функций общения метод комментированного рисования эффективен в работе не только с детьми с РАС, но  и детьми, имеющими другие особенности психофизического развития.

При использовании метода комментированного рисования, очень велико желание у взрослого вести не диалог, а монолог. Необходимость рисовать, вызывают у некоторых педагогов неприятие комментированного рисования. Но результат, который достигается при применении комментированного рисования с целью развития речи и коммуникативного поведения ребенка, порой даже удивляет. Когда ребенок понимает «правила игры», он дает буквально взрыв речевой активности, на фоне которой уже можно заниматься исправлением речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод комментированного рисования в работе с детьми с РАС

Слайд 2

Метод комментированного рисования – это моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематической зарисовки на тему, отражающую ближайший опыт ребенка, и организация общения с ребенком.

Слайд 3

Педагог предлагает ребенку значимую для него тему рисунка. Педагог создает схематические изображение и комментирует его. Педагог организует общение с ребенком в процессе рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов аппликации и рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартных подходов к организации изобразительной деятельности- повышает мотивацию ребенка; - развивает мелкую моторику пальцев рук;- раскрывает творческий потенциал;- уско...

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста.

Метод словесного рисования при работе с детьми дошкольного возраста на примере сказки....

"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...

«Комментированное рисование в работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Комментированное рисование в работе с детьми с ОВЗ»...