Логопедическая ритмика для детей с речевой патологией.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами об игре, происходящие в совместной деятельности, быту. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл логоритмика16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика для детей с речевой патологией.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами об игре, происходящие в совместной деятельности, быту. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. Обучение с применением логоритмики положительно сказывается на состоянии движений и речи. Логоритмика мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логопедическая ритмика – один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слов. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи – составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении. С раннего возраста приходиться обращать внимание на физическое воспитание ребенка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребенку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями

 Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи:

-к коррекционным задачам относятся:

Преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств.

- в образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма.

- к воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи. Логопедическая ритмика является составным звеном лечебной ритмики. Использует связи слова, музыки и движения как одно из средств воздействия в комплексе методик воспитания, лечения и обучения людей с разными нарушениями развития, особенно с речевыми нарушениями.

Цель логопедической ритмики – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у лиц с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со слухом и музыкой, и, в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды. В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:

  1. Основные движения.
  2. Общеразвивающие упражнения.
  3. Подвижные игры.
  1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно - сосудистой системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создает у ребенка уравновешенное нервно – психическое состояние.
  2. Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и четким движениям, выполняемых в определенном ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.
  3. Подвижные игры.  Способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. У заикающегося ребенка нередко бывает нарушен ритм движений. У детей алаликов  нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений или напряженные движения. Вот почему в работе  с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях нужно обязательно учитывать характерологические особенности этих детей. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте.  Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Логопедическая ритмика с детьми проводится на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и другом случае формы ее разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа и характера музыки, пения, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать большой интерес у детей и активизировать их.  Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению речевых расстройств от легких до тяжелых. Достигается положительный результат развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную, зрительную). Применяя  логоритмику, развиваются у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально – дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, содействует эстетическому воспитанию, развивается художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией".

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик...

Комплексное логопедическое сопровождение детей с речевой патологией посредством интегрированных занятий.

В современных условиях вопрос овладения умениями по организации и содержанию комплексного логопедического сопровождения детей дошкольного возраста является актуальным, так как совершенствование умений...

Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

Логопедическая ритмика, как один из способов повышения двигательной активности детей с речевой патологией

Логопедическая ритмика – это система занятий, основанная на использовании связи слова, музыки и движения...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реаби­литацион...

Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...