ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
методическая разработка по логопедии на тему

Кондрашова Татьяна Михайловна

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реаби­литационных методик воспитания, лече­ния и обучения детей с речевой патоло­гией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место  занимает  логопедическая ритмика.

 Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией.

Итак, объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией, предметом — многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом, целью — преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

      Введение ритмики в систему  коррекционного обучения  детей с                    расстройствами фонематического слуха и речи, имеет   специфические задачи и свою    методику. Главная задача логопедической ритмики — улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования движения  и чувства ритма. Воспитание, развитие и восстановление нарушенного ритма движений,  речи,  фонематического слуха помогают ребенку в коррекции имеющихся нарушений. Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции. Таким образом, ритмика способствует коррекции общего развития  ребенка. В задачи логопедической ритмики входят:

  • организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;
  • выработка умения сосредоточить внимание;
  • выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую).

Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью  логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности:

  • Ритмическая разминка.
  • Общеразвивающие упражнения.
  • Пение.
  • Музыкально-ритмические движения, игры, танцы.
  • Речевые упражнения.
  • Слушание музыки.

         Такая последовательность заданий обеспечивает оптимальное напряжение (с подъемом к середине занятия) и правильное чередование физической и психологической нагрузки в упражнениях.

При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:

  • вид речевого нарушения;
  • все особенности личности, с ним связанные;
  • особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
  • возрастные особенности;
  • определяемые периодами логопедической работы последовательность и усложнение заданий.

Проведение логоритмических и музыкальных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с речевой патологией и содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией".

Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Использование средств логопедической ритмики для снятия умственного напряжения у дошкольников с речевой патологией.

Цель данного пособия – дать некоторые рекомендации по использованию средств логопедической ритмики на занятиях с дошкольниками с речевой патологией.     Пособие предназначено для у...

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"

В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....

Логопедическая ритмика для детей с речевой патологией.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром....