«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Козлович Александра Андреевна

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по прочитанным ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по прочитанным ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении грамматического строя родного языка.

При усвоении грамматики формируется и мышление ребёнка. Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Грамматический строй усваивается постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка. В работе над формированием грамматического строя речи выделяются следующие направления:

- Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;

- Предупреждение появления у детей грамматических ошибок;

- Эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;

- Совершенствование синтаксической стороны речи;

- Развитие чуткости и интереса к форме своей речи;

- Содействие грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых.

Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.

Создание благоприятной языковой среды - одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя, родителей. Там, где педагог и родители говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя или родителей неряшлива, с ошибками, ребёнок будет повторять ошибки вслед за ним. Поэтому речь педагога и родителей должна быть грамотной.

При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Взрослый должен фиксировать своё внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребёнка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

Рекомендуется продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- Помогать детям, замечать неправильную постановку ударения в слове; ошибки в чередовании согласных;

- Знакомить с разными способами образования слов;

- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе с приставками;

- Учить правильно употреблять существительные мн. ч. в Им. и Вин. падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений;

- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.

Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...

«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».

Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»

Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...