Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы по теме «Едут по городу разные машины
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Климова Татьяна Константиновна

Актуальность данной методической разработки обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к отбору и использованию форм, методов, средств реализации образовательной программы дошкольного образования, максимально учитывающих возрастные и индивидуальные особенности, а также образовательные потребностей детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimova.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного коррекционно-развивающего занятия

с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы по теме «Едут по городу разные машины»

Цель: группирование наземных транспортных средств по назначению, с отражением результатов классификации на ментальной карте.

Задачи:

1. Обучающие:

  • научиться способу группирования транспортных средств по их назначению;
  • правильно разместить картинки с изображением транспортных средств на карте памяти.

2. Коррекционно-развивающие:

  • разделить картинки с изображением транспортных средств на три группы по их назначению: пассажирский транспорт – грузовой транспорт – специальный транспорт;
  • разделить картинки с изображением одного из видов транспорта на две группы: пассажирский транспорт – на общественный и личный; грузовой транспорт – на открытый и закрытый; специальный транспорт  - на транспорт службы спасения и уборочный;
  • назвать транспортные средства, увиденные во время экскурсии и изображенные на картинках,
  • узнать и запомнить новые обобщающие понятия – названия видов транспорта;
  • правильно согласовать слово, обозначающее название транспортного средства, со словом «много»;
  • обосновать вариант группирования транспортных средств (рассказать о том, почему так сгруппировали)

3. Воспитательные:

  • взаимодействовать со сверстниками и педагогом в ходе деятельности: обсуждать, принимать решения;
  • аккуратно приклеить картинки на карту памяти.

Примечание к целеполаганию: постановка цели и задач занятия осуществлялась с учетом технологии целеполагания, предполагающей формулировку цели и задач в деятельностном подходе: с позиции деятельности ребенка (автор технологии А. В. Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека, директор Центра дистанционного образования «Эйдос»).

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, изобразительная.

Среда взаимодействия. Взрослый – ребенок: ситуативный разговор, обсуждение, дидактическое упражнение, совместная творческая деятельность. Ребенок – ребенок: совместное принятие решения, совместные действия с дидактическим материалом.

Форма организации детей: подгрупповая.

Словарная работа: пассажирский транспорт (общественный, личный); грузовой транспорт (открытый, закрытый); специальный транспорт (транспорт службы спасения, уборочный).

 

Предметно-практическая среда: набор предметных картинок с изображением транспортных средств (Приложение 1); лист ватмана с заготовкой ментальной карты (Приложение 2); фломастеры двух цветов (синего и зеленого) по 3 шт. каждого цвета; письмо, мяч, экран, проектор, ноутбук.

Планируемый результат: дети совместно с педагогом составят ментальную карту по теме «Городской транспорт», отражающую результаты совместной деятельности по классификации транспортных средств по двум основаниям: назначению и способу перемещения.

Ход деятельности:

Организационно-мотивационный этап. 3 мин.

Содержание деятельности

Методические комментарии

1.Ситуативный разговор педагога с детьми.

П.: Дети, нам пришло письмо от детей группы «Самоцветы».  Послушайте, что написано в письме (читает текст письма). «Дети подготовительной группы «Ивушка»! Приглашаем вас принять участие в викторине по теме «Знатоки городского транспорта». Интересное предложение! Хотите поучаствовать в викторине? Для этого мы с вами должны хорошо подготовиться. Как будем готовиться? Что нужно знать, чтобы принять участие в викторине на тему «Знатоки городского транспорта»? Какой транспорт называют городским транспортом?

Практический этап. 22 мин.

2. Виртуальная экскурсия. 3 мин.

П.: Дети, обращали ли вы внимание на то, какие машины ездят по городу? Предлагаю прямо сейчас совершить экскурсию по дорогам нашего города для того, чтобы еще лучше узнать о городском транспорте. Проходите в наш кинозал. Занимайте места. Ваша задача – быть внимательными во время экскурсии и заметить как можно больше разных транспортных средств.

П. демонстрирует детям видеоролик на тему «Едут по городу разные машины» (Приложение 3).

3. Дидактическое упражнение «Назови транспортное средство». 

П.: Экскурсия закончилась. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови транспортное средство» и узнать, кто же был самым внимательным во время экскурсии. Встанем в круг и будем передавать друг другу мяч. У кого в руках он окажется, тот должен назвать любое транспортное средство, которое увидел на дорогах нашего города во время экскурсии. Главное условие: нельзя повторять названия уже названных транспортных средств (называют транспортные средства).

4. Дидактическое упражнение «Один и много».

П.: А теперь другая игра. Я буду бросать мяч каждому из вас. Тот, кому я брошу мяч, должен закончить предложение, которое я буду говорить (кидает мяч каждому ребенку).

Один автобус, а много … автобусов. Один автомобиль, а много … автомобилей. Одна пожарная машина, а много … пожарных машин.

5. Дидактическое упражнение «Раздели на группы» (1 часть).

П. Дети, посмотрите на картинки и скажите, что на них изображено? Как можно одним словом сказать о том, что изображено на картинках? Это транспорт. К какому виду транспорта относятся все эти транспортные средства? К наземному транспорту. Чтобы выиграть викторину, нам нужно научиться распределять этот транспорт на группы. Подумайте и разделите изображенные на картинках транспортные средства на три группы. Действуйте вместе. Сначала договоритесь о том, как будете действовать (вариант деления на группы     см. в Приложении 4).

6. Ситуативный разговор педагога с детьми.

П.: Расскажите, почему вы разделили транспорт на три группы именно так? Какой транспорт в каждой группе? Для чего предназначен транспорт, который вы определили в эту группу (для перевозки людей,  перевозки грузов, строительства домов, уборки улиц, спасения людей)? Как можно одним словом назвать этот транспорт (пассажирский, грузовой, специальный)?

7. Дидактическое упражнение «Раздели на группы» (2 часть).

П. А теперь предлагаю вам разделиться на три равные группы. Делитесь. Одна группа будет называться «Пассажирский транспорт», другая – «грузовой транспорт», а третья – «Специальный транспорт». Группы, послушайте задание. Вам нужно разделить ваш транспорт на две группы. И не просто разделить, а еще и объяснить, почему так разделили. Действуйте вместе, договаривайтесь друг с другом (вариант деления на группы см. в Приложении 5).

8. Ситуативный разговор педагога с детьми (с каждой группой отдельно).

П.: Расскажите, почему вы разделили транспорт именно так? Какой транспорт вы определили в эту группу? Для чего он предназначен? Как можно одним словом назвать транспорт, расположенный в этой группе?

(Пассажирский: общественный – личный, грузовой: открытый – закрытый; специальный: транспорт службы спасения – уборочный).

9. Составление ментальной карты.

П.: Мы с вами выполнили сложное задание и теперь знаем, к какому виду относятся разные транспортные средства. Чтобы лучше запомнить эту информацию, я предлагаю отобразить ее на карте памяти. Мы уже с вами умеем это делать (показывает детям заготовку карты, см. приложение 2). Предлагаю разместить картинки на ветках карты. На этой ветке разместим пассажирский транспорт, на этой – грузовой, а на этой – специальный. А теперь приклеим картинки на то место, на которое мы их разместили.

Задавая вопросы, педагог выслушивает всех детей, желающих высказаться, поощряет за инициативу: говорит о том, что предложения детей являются интересными и полезными, и обязательно будут реализованы при подготовке к викторине.

Педагог принимает участие в игре: первым называет транспортное средство.

В завершении дидактического упражнения педагог поощряет детей: говорит о том, что все дети смогли назвать разные транспортные средства потому, что были внимательными на экскурсии.

Педагог следит за правильностью согласования детьми числительных с существительными, реагирует на факты допущения ошибки, предлагает ребенку или другим детям сказать правильно. Эффективен прием коллективного проговаривания.

Педагог дает возможность детям действовать самостоятельно, без необходимости не включается в деятельность. В случае, если дети будут затрудняться определить вид транспорта и делить его на группы, педагог может задать наводящие вопросы.

Педагог активизирует детей на проговаривание обобщающих понятий. Использует приемы: индивидуального и коллективного проговаривания.

Педагог дает детям возможность действовать самостоятельно. При необходимости помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов.

Знакомя детей с новыми обобщающими понятиями, педагог не сам объясняет их значение, а подводит детей к самостоятельным выводам.

В ходе работы с ментальной картой педагог еще раз акцентирует внимание детей на видах транспорта, закрепляет с детьми обобщающие понятия.

Завершающий этап.

П.: Дети, что нового и интересного мы сегодня узнали? Чему научились? Можем ли мы назвать себя знатоками городского транспорта? Значит, мы можем принять участие в викторине! Предлагаю разместить карту памяти, которую мы составили, на видное место. Вы в любой момент можете еще раз ее рассмотреть и вспомнить все виды транспорта.

Педагог дает детям возможность самостоятельно найти место для размещения ментальной карты. Крепит ее вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня подготовительной к школе группы на тему:"Творческое рассказывание по произведению Л.Н. Толстого "Косточка"

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) необходимо не только поощрять его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие п...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логоритмического занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной группы «Осень».

Коррекционно-образовательные цели:Активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:Упражнять детей в подборе синонимов;Формировать навыки ...

Конспект НОД «Путешествие на весенний бал» для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы.

Цель: закрепление умения составлять сравнительные рассказы по лексической теме с опорой на графический план-схему....

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе.

Тема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Коррекционно-развивающие:Развитие вниманияРазвитие мышленияРазвитие памятиРазвитие мелкой и общей мотори...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе. На тему: "Волшебница вода"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе...