Педагогическая статья «Как повысить уверенность в себе у ребёнка, через игры и упражнения»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Гурова Татьяна Львовна

 Проявление страхов у детей почти всегда актуальная тема для многих родителей. Я предлагаю в этой статье подумать над тем как помочь ребёнку справиться со своими внутренними переживаниями  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-kak_povysit_uverennost_v_sebe_rebyonka.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

«Как повысить уверенность в себе у ребёнка, через игры и упражнения»

Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Т.Л. Гурова

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр. ),не является однозначно опасным и «вредным» для ребёнка. Очень часто страх защищает ребёнка от лишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх- это обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверенны в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого, «смысложизненного» ребёнка.

Родители желали, ждали и любят своего ребёнка. Однако они опасаются за его благополучие жизнь будущее. И вот сверхзаботливые родители завязывают своему чаду глазки: «Не надо смотреть на всё это, это опасно, вдруг что-то увидишь  и испугаешься. И ушки завяжем, чтобы ты не смог услышать грубости, несправедливости окружающего. А ротик завяжем- не дай бог, что-то не то скажешь, тебя обидят. Чтобы что-либо ты не натворил, не сделал, мы тебе и ручки свяжем, зачем-мы за тебя всё сделаем, а чтобы ты не пошёл, куда и не стоит ходить, туда, где опасно и страшно, мы тебе и ножки свяжем, мы тебя сами отведём, куда надо. А самое главное- это твои чувства, мы не хотим, чтобы тебя обидели люди мальчики и девочки, нам не нужно, чтобы ты, наш любимый ребёночек, переживал, страдал, огорчался, мы завяжем тебе и сердце. Вот и теперь ты в полной безопасности ты не ошибёшься в жизни!»

Ну и какого этому ребёнку, как ему жить, как его воспринимают окружающие, что у него в душе? Кроме умного лобика да ещё небольшой части тела, свободного у ребёнка нет ничего.

Жуткий, утрированный, преувеличенный до крайности пример. Но задумайтесь над ним, любящие родители! Ребёнок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребёнку возможность действовать самому – это  лучший способ избавиться от страхов. Ребёнок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нём заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволяет ребёнку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребёнок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведённые ниже игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребёнку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребёнка не очень серьёзна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребёнка.

«Кораблик» (для детей с 5 лет)

Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих – минимум 2 взрослых и ребёнок, либо 5-6 детей. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребёнок – капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу  - быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или « Стоп машина!» чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

«Мышь и мышеловка»  (для детей с 5 лет)

Необходимое количество играющих 5-6 человек . Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бёдрами, плечами и обнимаются за пояс- - это мышеловка. Водящий - в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

«Качели» (для детей с 4 лет)

В упражнении могут участвовать ребёнок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша» : поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встаёт сзади, кладёт руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты (можно надеть на глаза повязку).

Затем участники меняются местами.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет)

Необходимое количество участников – трое желательно, родители и ребёнок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу . Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Примечание: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)

Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается «соломинка». Она встаёт в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают её следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Примечание: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно!

«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку).Встают друг против друга прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, приседает, слегка отходит в стороны, вперёд, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Примечание: Не допускать смены ролей, т.е. ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

«Нарисуй свой страх, победи его»  (для детей с 5 лет)

До упражнения желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься. Когда тебе бывает страшно, было ли такое когда ты сильно испугался?». Затем ребёнку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребёнка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие - ещё на более мелкие. Когда «страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда. Затем с ребёнком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Примечание: Повторите упражнение через 1 – 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоумённое выражение лица в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Психическое развитие ребёнка через игру"

Психическое развитие ребёнка через игру Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется само...

Автоматизация звуков через игры и упражнения в условиях семьи

Данная консультация поможет родителям  ввести в речь своих детей поставленные учителем - логопедом звуки на индивидуальных коррекционно – логопедических занятиях. И так, звук или звуки пост...

Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)

Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОСОБИЯ «ШКОЛА ГНОМА ЭКОНОМА»

Пособие представляет собой банкомат. Содержит информацию о купюрах других стран. Гном, который зазывает детей поиграть в игры....

Консультация для воспитателей. «Воспитание у детей самостоятельности и уверенности в себе посредством обучения спортивным играм».

В старших группах деятельность детей всё больше насыщается играми и упражнениями, требующими интенсивного движения, проявления ловкости, быстроты, самостоятельного выбора способа действия, определённы...

Консультация "Развитие мелкой моторики и оздоровление дошкольников через игры и упражнения с применением морской соли"

Цель: развитие мелкой моторики и профилактика заболеваний органов дыхания через упражнения, сочетающие пальчиковую и дыхательную гимнастику с использованием морской соли в сопровождении проговаривания...