Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)
материал

Колесник Евгения Валентиновна

Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект

Практикум

«Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения»

Воспитатель: Колесник Е.В.

г. Советский

октябрь 2018

Уважаемые педагоги, я углубленно работаю над темой «Формирование пространственных представлений у детей в дошкольном возрасте посредством дидактических игр и упражнений».

Несформированность пространственных представлений у детей к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Сложнее будет даваться письмо, грамота, счёт, конструирование, танцы. А кроме того, как подмечают детские врачи и психологи, умение ориентироваться в пространстве напрямую связанно с развитием речи, мышления и интеллекта ребёнка.

Поэтому развитие у детей полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Работа по формированию пространственных представлений включает:

  • ориентировку в трехмерном пространстве (основных пространственных направлениях)
  • ориентировку в двухмерном пространстве (на листе бумаги)

Задачи, над которыми я работаю: 

  • Учить детей ориентироваться  на собственном теле
  • Учить детей ориентироваться в пространстве «от себя»
  • Учить детей передвигаться в указанном направлении
  • Учить детей ориентироваться в пространственных отношениях между предметами
  • Учить детей ориентироваться на плоскости (на поверхности стола, на листе бумаги, в тетради в клетку)
  • Формировать у детей понимание пространственных отношений между предметами (учить отражать пространственные отношения в своей речи с помощью предлогов и наречий

Сегодня я хочу вам представить дидактические игры и упражнения на формирование  у детей ориентировки на плоскости листа бумаги.

Хочется отметить, что ориентировка в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге – специфические требования учебной деятельности первоклассника. Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда.

Ориентировка на плоскости – умение сложное.

Работа по обучению детей данному умению осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста.

Последовательность обучения ориентировке на плоскости:

  1. Сначала учим выделять элементы плоскости листа: стороны, углы, середину. (Эту задачу дети осваивают в младшем дошкольном возрасте)
  2. Затем учим выделять верхнюю и нижнюю стороны листа.

(Эту задачу дети тоже осваивают уже в младшем дошкольном возрасте: детей учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхней и нижней полосках карточки).

  1. Учим выделять левую и правую стороны листа.       
  2. Учим выделять верхний правый и левый, нижний правый и левый углы. (Эту задачу дети осваивают в подготовительной к школе группе).
  3. Учим «читать»  графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы

(Это наиболее сложные задания. И эту задачу дети осваивают в подготовительной к школе группе).

На первых 4  этапах мы можем использовать следующие игры и упражнения:

Игры с дидактическими карточками (которые можно поделить на 2 группы)

1 группа: Игры с дид. карточками на описание расположения на них предметов. 

Игра «Что где находится?» 

Детям предлагаем рассмотреть  карточку с изображением предметов или геометрических фигур. Затем задаем вопросы по их расположению.

Игра «Что изменилось?»

1 вариант Детям предлагаем рассмотреть  карточку с изображением предметов и рассказать, как они расположены. Затем детям показываем другую карточку с теми же предметами, но с другим их расположением. Дети должны назвать отличия в расположении предметов.

2 вариант Ребенку предлагаем разместить фигуры по своему желанию и рассказать об их расположении. Затем ребенок закрывает глаза, а мы меняем местами фигуры. Ребенок открывает глаза и определяет, что изменилось.

Игра «Расскажи про свой картинку (узор)»

Детям раздаются карточки с картинками или с узором геометрических фигур. Дети должны рассказать, как расположены элементы узора.

2 группа: Игры с дид. карточками на подбор парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенными.

Важно, чтобы ребенок не только нашел парную картинку, но и описал пространственное расположение предметов. Например, это могут быть игры:

Игра «Парные картинки» 

Предлагаем детям карточки (сначала 3 позднее увеличивать их до 6), на каждой из которых изображены  предметы, на двух карточках предметы расположены одинаково, а на остальных по-другому. Предлагаем детям рассмотреть карточки и назвать, где, что находится, а потом найти парную карточку, на которой предметы нарисованы в том же порядке.

Игра «Найди такую же картинку»

Предлагаем детям картинки, на которых изображены одни и те же предметы в разном расположении. Каждый из играющих получает по 1 картинке. Парные картинки остаются у ведущего (Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов). Ведущий берет одну из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Ребенок, имеющий парную, поднимает картинку, описывает ее и составляет с предъявленной пару.

Одним из эффективных приемов является так называемый «зрительный диктант».

1 вариант: Дети рассматривают готовую композицию орнамента или рисунка, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами или предметными картинками или рисуя их.

Порядок рассматривания образца

  • Называние фигуры, расположенной в центре (посередине)
  • Называние фигур, расположенных вверху и внизу от центральной фигуры.
  • Называние фигур, расположенных слева и справа от центральной фигуры.
  • Воспроизведение узора в соответствующем порядке

2 вариант:  Дети создают орнамент (или картинку) из фигур (предметных картинок или цифр) под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры (предметы или цифры) следует разместить, но ничего не показывает. Затем дети должны рассказать, как они разместили фигуры (предметы или цифры).    

Примеры дидактических игр:

Игра «Наведем порядок»

Предлагаем детям расположить картинки с изображением предметов или геометрические фигуры  на листе бумаги в соответствии со словесной инструкцией.

Например в мл группе: «Положите цветочек на середину листа, кружки положите в уголки, квадраты положите на стороны листа». При этом  детей нужно побуждать называть местоположение предметов на плоскости: «Где лежит цветок?» («В середине листа».) «Где лежат круги?» («В уголках».)

Например, в средней группе: «Положите кубик на верхней стороне листа, елочку положите на нижней стороне листа, яблоко – в середине листа, грибок  - на левой стороне листа, звездочку – на правой стороне листа.

Игра «Рисуем картину»

Предлагаем детям нарисовать картину, располагая предметы в соответствии с инструкцией  Затем дети описывают содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов.

Например в ср. группе на умение выделять верхнюю и нижнюю стороны листа: «В середине листа нарисуй домик. Вверху  нарисуй солнышко. Внизу нарисуй грибок.

Например, в подгот. группе на умение выделять верхний правый и левый, нижний правый и левый углы: В левом верхнем углу нарисовать солнце, в правом верхнем углу – облако, в левом нижнем углу – дом, а в правом нижнем – елочку).

Игра «Магазин ковров»

Для игры нужны несколько «ковриков», украшенных геометрическим орнаментом. Коврики будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит.  

Игра «Полет самолета» («Фигуры высшего пилотажа»)

Перед детьми голубой лист бумаги и картинка «самолет» (можно заменить на кружок). 

Воспитатель говорит: «Скоро воздушный праздник, в нем примут участие летчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем летчиками.  Поставьте свой самолет на взлетное поле – голубой  лист бумаги, вниз. Самолет быстро поднимается вверх. Как двигался ваш самолет? (Снизу вверх). А теперь самолет резко падает вниз. Как двигался ваш самолет? (Сверху вниз). Теперь самолет летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет? Теперь самолет летит в левую сторону. И так далее.

Дети изменяют маршрут по словам воспитателя и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет.

Игра «Полет в космос» (проводится аналогично игре «Фигуры высшего пилотажа»)

В процессе игры по листу бумаги темного цвета ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): например, из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний угол и т. д.

Игра «Футбол»  («Поиграем с мячиком»)  

В процессе игры по листу бумаги (по полю) ребенок перемещает кружок (мяч) в соответствии с указанным направлением (маршрутом мяча).

Также можно использовать такие дидактические упражнения:

В ср. группе на умение выделять верхнюю и нижнюю стороны листа.

- «На листе проведи стрелку зеленым карандашом сверху вниз, красным карандашом – снизу вверх»

В ст. группе на умение выделять левую и правую стороны листа:        

- «На листе нарисуй три кружочка. Кружок, который нарисован в середине, раскрась в желтый цвет, кружок, который слева – в синий, справа – в коричневый цвет.

- На листе бумаги по горизонтали нарисованы домики. Детям можно предложить выполнить задания: «Найдите третий дом, считая слева направо, и раскрасьте его крышу синим цветом. Найдите пятый дом, считая слева направо, и нарисуйте на его крыше круглое окошко. У домика справа от него закрасьте дверь в зеленый цвет. Снова найдите пятый дом и у домика, который слева от него, закрасьте дверь желтым цветом». И т. п.

В подгот. группе на умение выделять верхний правый и левый, нижний правый и левый углы:

- «В верхнем левом углу нарисуй красный треугольник, в верхнем правом углу – синий треугольник, в нижнем левом углу – желтый треугольник, в нижнем правом углу – коричневый треугольник».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка » Практикум « Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения » Воспитатель : Колесник Евгения Валентиновна Высшая кв . категория .

Слайд 2

Несформированность пространственных представлений у детей к концу дошкольного возраста – одна из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Актуальность:

Слайд 3

письмо грамота, счёт, конструирование, танцы Трудности

Слайд 4

ориентировку в трехмерном пространстве (основных пространственных направлениях) ориентировку в двухмерном пространстве (на листе бумаги) Работа по формированию пространственных представлений включает:

Слайд 5

Задачи: Учить ориентироваться на собственном теле Учить ориентироваться в пространстве «от себя» Учить передвигаться в указанном направлении Учить ориентироваться в пространственных отношениях между предметами Учить ориентироваться на плоскости (на поверхности стола , на листе бумаги, в тетради в клетку) Формировать понимание пространственных отношений между предметами (учить отражать пространственные отношения в своей речи с помощью предлогов и наречий

Слайд 6

Необходима для успешной работы детей на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда. Умение сложное Обучение осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. Ориентировка на плоскости

Слайд 7

Учить выделять элементы плоскости листа: стороны, углы, середину. Учить выделять верхнюю и нижнюю стороны листа. Учить выделять левую и правую стороны листа . Учить выделять верхний правый и левый, нижний правый и левый углы . Учить «читать» графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы Последовательность обучения ориентировке на плоскости

Слайд 8

Игры на описание расположения на них предметов Игра «Что где находится ?» Игра «Что изменилось?» Игра «Расскажи про свою картинку» Игры с дидактическими карточками

Слайд 9

Игры на подбор парных картинок с однородными предметами, но по-разному расположенными. Игра « Парные картинки» Игра «Найди такую же картинку» Игра «Найди себе пару» Игры с дидактическими карточками

Слайд 10

1 вариант: Дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти . Порядок рассматривания образца Называние фигуры, расположенной в центре (посередине) Называние фигур, расположенных вверху и внизу от центральной фигуры. Называние фигур, расположенных слева и справа от центральной фигуры. Воспроизведение узора в соответствующем порядке. «Зрительный диктант»

Слайд 11

2 вариант: Дети создают орнамент (картинку) из фигур ( предметов) под диктовку воспитателя . Дидактические игры Игра «Наведем порядок» Игра «Рисуем картину» «Зрительный диктант»

Слайд 12

Игра «Магазин ковриков» Игра «Полет самолета» («Фигуры высшего пилотажа») Игра «Полет в космос» Игра «Футбол» («Поиграем с мячиком») Дидактические игры

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"...

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры.

Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры.Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с ТНР через использование сказок

Использование различных сказок в коррекционной работе логопеда имеет очень много положительных моментов:- повышается речевая активность,- развивается просодическая сторона речи;- совершенствуется лекс...