Инклюзивная практика
статья по коррекционной педагогике

Мокрова Екатерина Владимировна

Именно исследовательская деятельность позволяет целенаправленно учитывать индивидуальные возрастные психологические и физиологические особенности дошкольников, формировать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребёнка. Главная задача в сопровождении «особого ребенка», это включение его наравне со всеми в разнообразные виды деятельности, а также повышение эффективности коррекционо-развивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов и специалистов по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности в условиях инклюзивного образования»

Ю. Великжанина, О. Бабурова,

Е. Шарова, Н. Чеснокова, Е. Мокрова

 МБДОУ № 28, г. Канск

С учетом основных целей ФГОС ДО, а это обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, педагогам необходим поиск современных подходов при работе с детьми ОВЗ. Одним из направлений позволяющим воспитателям и узким специалистам интегрировано взаимодействовать, является познавательно-исследовательская деятельность. Именно исследовательская деятельность позволяет целенаправленно учитывать индивидуальные возрастные психологические и физиологические особенности дошкольников, формировать индивидуальную образовательную траекторию развития каждого ребёнка. Главная задача в сопровождении «особого ребенка», это включение его наравне со всеми в разнообразные виды деятельности, а также повышение эффективности коррекционо-развивающей работы.

Выстраивая работу по познавательно-исследовательской деятельности мы применяем принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и тд.), что позволяет ребенку как основной группы (нормативно развивающихся), так и детям с особыми образовательными потребностями воспринимать информацию в совершенно ином свете. Продуктивная деятельность для «особых» детей является самой результативной в развитии концентрации внимания, речи, памяти, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, а также совершенствуется моторика.

Работая в данном направлении наш детский сад вступил  в сетевое взаимодействие  по  исследовательской деятельности по программе «Удивительное рядом». Нами был разработан свой перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности, в которую были включены все специалисты. Ими были определены совместные задачи, этапы деятельности с учётом особых образовательных потребностей детей:

Месяц

Тема

Задачи комплексного сопровождения

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Примерные опыты и эксперименты

октябрь

«Вода»

  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
  • расширять активный словарный запас детей
  • развивать логическое мышление, память
  • познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, течет, безвкусная)
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

  • Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
  • Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
  • Познакомить с процессом конденсации. Познакомить с силой воды.
  • «Тонет, не тонет». 
  •  «Фонтан»
  • «У воды нет вкуса и запаха»
  • «Прозрачная вода»
  • «Пар тоже вода»
  • «Вода без формы»
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»

ноябрь

«Воздух»

  • углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.
  • познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
  • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
  • развивать умение логически рассуждать.
  • развивать мысленные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение. развивать целенаправленную воздушную струю

  • Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
  • Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.
  • Обнаружить, что воздух легче воды; выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
  • Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
  • обнаружить атмосферное давление.
  • Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.

декабрь

«Цвет»

  • расширять знания о свойствах цвета
  • развивать цветовое восприятие, художественный вкус
  • формировать готовность к совместной деятельности
  • снятие психоэмоционального и мышечного напряжения у детей.
  •  коррекция тревожности, развитие чувства собственной значимости
  • совершенствовать навыки диалогической речи
  • Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.
  • Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.
  • Показать, что для восприятия цветов человеку требуются различные отрезки времени.
  • Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра.

«Волшебные лучи»

«Угадай-ка»

«Хроматография цвета»

«Цветовой спектр»

«Радуга на стене»

«Волшебный круг»

январь

«Ткань»

  • познакомить детей с различными свойствами ткани
  •   развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения
  •  воспитывать культуру речевого общения
  •  обогащать словарный запас, уточнять и закреплять новые слова.
  • Сравнить свойства различных видов ткани

«Огородники»

«Веселый массаж»

«Цветной дождик»

- окрашивание ткани

- рисование на ткани

февраль

«Свет»

  • развивать познавательную активность, любознательность
  •  воспитывать нравственные и волевые качества
  •  развивать речь, обогащать словарный запас, новыми словами и словосочетаниями
  • расширять представления об окружающей действительности, обеспечить психическое благополучие.
  • Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
  • Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.
  • Познакомить с понятием – свет и как можно увидеть луч света.
  • Выявить особенности зеркального отражения.

«Зеркальный лабиринт»

«Волшебств»

«Уличные тени»

 «Изготовление солнечных часов»

«Световой луч»

 «Теневой театр»

 «Живые тени»

 «Разные отражения»

 «Двойное отражение»

март

«Минералы»

  • познакомить детей с свойствами минералов с помощью элементарного экспериментирования.
  • обеспечивать  психологическое благополучие и здоровье детей; 
  • развивать познавательных способностей; 
  • развивать творческое мышление; 
  • активизировать и обогащать словарь словами обозначающими свойства минералов.

  • Закреплять свойства объектов неживой природы
  • Выяснить, что такое минералы, где они находятся, как использует их человек

«Определение размера (путем наложения)»

«Определение характера поверхности»

«Рассматривание камней через лупу»

«Определение веса»

«Тонут ли камни в воде»

«Могут ли камни менять цвет»

апрель

«Звук»

  • развивать пространственное восприятие, слуховое внимание
  • формировать навыки сотрудничества и доброжелательности
  •  воспитывать у детей умение внимательно слушать и  эмоционально реагировать на речь педагога
  • развивать артикуляционную моторику
  • активизировать словарь, развивать связную речь.
  • Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
  • познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.
  • Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
  • Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.
  • Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

«Что звучит?»

«Музыка или шум?»

«Почему все звучит?»

«Коробочка с секретом»

«Почему не слышно»

«Кто быстрее?»

«Передай секрет»

«Звуки в воде»

«Спичечный телефон»

 «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

«Поющая струна»

«Почему мышонок не слышал щуку?»

«Как видят летучие мыши?»

май

«Тепло, холодно»

  • закреплять умения детей обследовать предметы путём осязания
  •  учить детей создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов
  • развивать навыки речевого дыхания
  • развивать внимание, находчивость и сообразительность
  • воспитывать умение работать в  коллективе
  • Объяснить изменение объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры.
  • Объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости то изменений температуры (твердые-жидкие - газообразные).
  • Выявить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

«Форма воды»

«Контраст температуры»

«Тает лед»

Все планы занятий разрабатываются с учетом образовательных потребностей основной группы детей и детей с особыми возможностями здоровья. Содержание этапов деятельности планируется с учетом психолого-педагогических условий (организация и содержание взаимодействия взрослого и ребёнка, ребенка-ребенка).

Приведем пример планирования познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с учетом характеристики детей ОВЗ. Группу посещает 26 детей из них 1 ребенок ЗПР, 1 - с ОНР I уровень, 1 - с ОНР II уровень, ДЦП, дизартрия, 1 - с ОНР III уровень, дизартрия

1. Ребенок с ЗПР. Поведенческих нарушений нет. Познавательная деятельность не сформирована. Знает и различает основные фигуры и цвета, оттенки не знает. Может сравнить фигуры по величине по образцу взрослого. Отмечается задержка психического развития. Элементарные математические представления сформированы недостаточно. В общении использует упрощенные слова и словосочетания, затрудняется  в построении развернутых предложений. Затрудняется  в речевом формулировании касающихся определения свойств предметов, зависимостей, результатов сравнения. В речи отмечаются грамматические ошибки и ошибки звукопроизношения, иногда речь невнятна. Требует помощи в объяснительной речи.  Пересказать текст самостоятельно затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательности событий. Общая мелкая моторика развита ниже возрастной нормы.

2. Ребёнок с ОНР I уровень. Связная речь отсутствует, в общении использует отдельные жесты и звуки и звукоподражания, пассивный словарь преобладает над активным. Понимание обращённой речи на бытовом уровне. Мелкая моторика развита недостаточно, слабый нажим, неправильный захват. Словесную инструкцию выполняет после неоднократного повторения. Игровые навыки сформированы недостаточно. Низкая мотивация деятельности. Все внимание концентрирует на интересном для него  виде деятельности. Темп деятельности замедленный, отмечаются  поведенческие нарушения. Самообслуживание  развито. Моторика слабо развита: снижен мышечный тонус, не скоординированы движения пальцев, идентифицирует предметы по форме и цвету, названий фигур и основных цветов не знает, реакция на игрушку адекватная.

3. Ребёнок с ОНР II уровень, ДЦП, дизартрия.

В помощи ассистента не нуждается. Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Моторика слабо развита: снижен мышечный тонус, не скоординированы движения пальцев. Нарушение тонуса и подвижности артикуляционных мышц. Понимание обращённой речи в полном объеме. Разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная, недостаточность силы голоса и отклонения тембра голоса. Нарушение звукопроизношения, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, самостоятельных рассказах Выполняет простые инструкции. Отмечается задержка психического развития. Поведенческих нарушений нет, темп деятельности замедленный.

4. Ребёнок с ОНР III уровень, дизартрия.  Артикуляционная моторика развита недостаточно, отмечается повышенная саливация. Звукопроизношение нарушено, наблюдается смешение, замена. Речь невнятная, темп ускоренный.Словарный запас снижен, связная речь  развита недостаточно, рассказ оформляет грамматически не правильно, требуется помощь. Мелкая моторика развита недостаточно, слабый нажим, неправильный захват. Поведенческих нарушений нет. Познавательная деятельность сформирована по возрасту. Общая моторика развита соответственно возрасту. Элементарные математические представления сформированы по возрасту (в соответствии с программой). В общении использует простые предложения, затрудняется  в построении развернутых предложений. Затрудняется  в речевом формулировании предлжений, касающихся определения свойств предметов, зависимостей, результатов сравнения. В речи отмечаются грамматические ошибки. Требует помощи в объяснительной речи.  Пересказать текст самостоятельно затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность в пересказывании  событий.

Этаны

Образовательные потребности

1

Мотивационно-побудительный этап

Создание мотивации к предстоящей деятельности, поддержка инициативы детей в выборе партнера для предстоящей деятельности, организационная помощь педагога.

Обеспечение необходимых условий для социальной адаптации и интеграции детей с особыми возможностями здоровья.

2

Основной

этап

Дети нормативного развития

Дети с особыми возможностями здоровья.

1 

ЗПР

2 

ОНР I уровень

3 

ОНР II уровень, ДЦП, дизартрия

4 

ОНР III уровень, дизартрия

Совершенствование формулировки высказываний по поводу содержания и результатов деятельности; совершенствование умения договариваться, оказывать и принимать помощь при работе в парах, подгруппах.

Развитие представлений в области познавательно-исследовательской деятельности.

приобретение опыта выполнения инструкций при работе в группе, освоения операций сравнения и анализа, совершенствования навыков развития умения работать в паре с другим ребёнком, выполнять задание совместно с ним.Организационная помощь взрослого.

 

Развитие представлений в области исследовательской деятельности.

Развитие  лексических категории - понимание конкретных существительных - понимание обобщающих слов - понимание действий- понимание поручений ,выполнение заданий по речевой инструкции.

Развитие умения работать в паре с ребёнком, выполнять задание по подражанию (ориентироваться в последовательности выполнения задания);

Развитие представлений в области исследовательской деятельности, развивать номинативный словарь, предикативный словарь, развивать умение согласовывать прилагательные с местоимения, с существительными.  

Развитие умения работать совместно,

оказывать и принимать помощь при работе в парах, подгруппах.

Совершенствование формулировки высказываний по поводу содержания и результатов познавательно-исследовательской деятельности; развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам - развивать умение пересказывать действия, совершенствование умения договариваться, оказывать и принимать помощь при работе в парах, подгруппах.

3

Рефлексивный

 этап

Совершенство-

вание умения анализировать результаты своей деятельности.

Развитие умения сравнивать результат собственной деятельности с образцом.

Совершенствование умения работать по алгоритму, по схеме. Организационная помощь педагога.

Отражение в речи названий, понятий, определений результата  исследования предметов и явлений.

Развитие умения сравнивать результат собственной деятельности с образцом.

Употребление в свободной речи терминов, понятий. Совершенствование умения анализировать результаты деятельности; проговаривание слов с заданными звуками.

Исследовательская деятельность позволяет систематизировать знания и представления детей о природных, физических явлениях, таких как свет, звук, инерция. В процессе организации познавательной деятельности с детьми, использованные методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности способствуют приобретению умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно наиболее надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
  2. Кайе В.А. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие.
  3. Рахманова Н.П., Дыбина О.В., Щетинина В.В «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ТИПА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10632972","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"283","width":"197"}}]]Статья в сборнике материалов международной конференции " Инклю...

Инклюзивная практика в ДОО

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. что обеспечивает доступ к о...

Инклюзивная практика в группах комбинированной напрвленности

К разделу основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

Инклюзивная практика в дошкольной образовательной организации для успешной социализации ребенка

В процессе реализации требований ФГОС решается задача – создание в дошкольных образовательных организациях безбарьерной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование...