Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
презентация по теме

Туренко Ольга Алексеевна

«Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Туренко Ольга Алексеевна педагог – психолог I категории МБДОУ д /с № 13 «Звездочка» г. Зеленогорск

Слайд 2

«Использование арт – технологии « Мандала » в работе с детьми с ТНР»

Слайд 3

Актуальность В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Это выражается испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний т рудности в общении со сверстниками т ревожность, агрессивность г иперактивность , импульсивность в бедности эмоциональных проявлений

Слайд 4

Первооткрывателем метода « Мандала » стал Карл Густав Юнг. Эта технология – безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической композиции мандалы , можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

Слайд 5

Концептуальная основа технологии Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу , волны эмоций, которые бушуют ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Слайд 6

В работе с такими детьми я использую один из методов арт-терапии - технологию « Мандала ». Цель технологии – гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал . Технология способст-вует с нятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния и зменению агрессивного поведения п реодолению импульсивности п овышению самооценки р азвитию произвольности п реодолению сложной адаптации к новым условиям Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления.

Слайд 7

Работа с мандалой включает в себя: р аскрашивание мандал - расскрасок создание собственных мандал С детьми с ТНР эту работу я провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.

Слайд 8

В работе с детьми, имеющими: Повышенный уровень тревожности, использую п ростые мандалы с крупными деталями э то позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами

Слайд 9

И мпульсивным Агрессивным детям п редлагаю более сложные мандалы с мелкими деталями э то способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности

Слайд 10

Работу выстраиваю в 2 этапа. Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку. I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок. 1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных. 2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания: цветные карандаши; фломастеры; краски. 3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму, при этом я как педагог осуществляю принцип невмешательства в работу детей. 4. Работы детей не оцениваю. 5. В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену. 6. Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

Слайд 11

Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.

Слайд 12

II этап. Дети создают собственные мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики. На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу , время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

Слайд 13

Создание собственных мандал

Слайд 14

Моноторинг эффективности Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю: после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные . У 88% (16) детей из 18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция , исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.

Слайд 15

Динамика в цвете

Слайд 19

Создаём «волшебные круги»

Слайд 21

Я как педагог- осуществляю принцип невмешательства в работу детей работы детей не оцениваю знакомлю детей с искусством мандалы поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования после окончания работа предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе

Слайд 22

Результат Ознакомление детей с искусством мандалы , организация увлекательной игры с ребёнком способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет. Создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки Работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Развитие внимательности, эмоционально-чувственного мира, воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию психофизического и внутреннего напряжения. Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.

Слайд 23

Перспектива В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал , планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально – личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.



Предварительный просмотр:

«Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»

      В нашем ДОУ 5 групп комбинированного вида, в которых  есть дети с тяжелыми нарушениями речи. У этих детей имеется сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы.

     Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у этих детей я часто наблюдаю трудности в общении со сверстниками, многие из них тревожны, гиперактивны, агрессивны, импульсивны.

    В работе с такими детьми я использую один из  методов арт-терапии - технологию «Мандала».
     Первооткрывателем метода «Мандала» стал Карл Густав Юнг. Эта технология - безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения. Мандала – рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. Мандала - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления- ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической        композиции        мандалы,        можно встретить        самые        разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

     Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

 

      Цель использования данной технологии - гармонизация эмоциональной сферы детей с ТНР, посредством рисования мандал.

      Эта технология способствует:

- снятию нервного напряжения, страхов, тревожного состояния;

- изменению агрессивного поведения;

- преодолению импульсивности;

- повышению самооценки;

- развитию произвольности;

- преодолению сложной адаптации к новым условиям.

       Мне эта технология помогает увидеть состояние эмоционально-волевой сферы дошкольника и корригировать негативные её проявления. 

      Работа с мандалой включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал.

      С детьми с ТНР эту работу я  провожу как индивидуально, так и с подгруппой. Занятия по работе с мандалами включены в цикл коррекционно-развивающих занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель. 

 В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Импульсивным  и агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности.

       Работу выстраиваю в 2 этапа.

      Во время раскрашивания мандал включаю детям спокойную музыку.

I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.

1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных.

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- краски.

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму.

4. В конце работы по желанию ребёнка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить её на стену.

5. Дети дают описание своей работе,  рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

II этап. Дети  создают собственные  мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики.

На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживаю после повторной диагностики эмоционально-волевой сферы детей, а так же   по наблюдениям и обратной связи с педагогами и родителями. Из 18 детей с ТНР было сформировано 3 группы – агрессивные дети, тревожные и гиперактивные. У 88% (16) детей из  18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками.  

       Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.

       Я как педагог:

- осуществляю принцип невмешательства в работу детей;

-  работы детей не оцениваю;

- знакомлю детей с искусством мандалы;

- поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;

- индивидуально обсуждаю настроение, чувства, эмоции ребёнка, которые возникли в процессе рисования;

- после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.

     Результат:

- ознакомление детей с искусством мандалы,  организация  увлекательной игры с ребёнком  способствует обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания у детей снова поиграть с «магическим кругом», который преображает и вдохновляет;

- создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;

- работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - личностную сферу детей с ТНР, а еще и позволяет почувствовать им эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения.

       Всё это помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней, радостней.

Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.

   

     В перспективе, когда дети освоят все этапы рисования и составления мандал, планирую использовать эту технологию для совместной работы дети-родители, т.к. эта технология имеет положительное влияние на эмоционально - личностное развитие и может стать хорошей семейной традицией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...

Стендовый доклад "Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата. Одной из новы...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

Педагогический практикум : «Использование элементов технологии эйдетика в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

               Задачи:Формировать представление о том, что такое эйдетика.Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития...