Педагогический практикум : «Использование элементов технологии эйдетика в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

                 Задачи:

  • Формировать представление о том, что такое эйдетика.
  • Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития  дошкольников среднего возраста.
  • Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики.

          Здравствуйте уважаемые педагоги, родители. 

     Я хотела бы поделиться своими маленькими секретами, которые я использую в работе с детьми среднего дошкольного возраста и  сегодня мы поговорим об эйдетике.

    «Эйдетика» от греческого «эйдос»,  означает «образ,  то есть возможность запоминать информацию с помощью образов.

     Эйдетика— это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.    

     Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого              раннего явления или предмета.

     Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания становится яркий образ, а во втором — навязанная               взрослым информация. Первые 4-7 лет правое полушарие головного мозга, ответственное за воображение и развивается у человека быстрее, чем левое, которое                 сответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

      Правила использования эйдетики:

  • Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью действий, картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
  • Задания  даются ребенку в разных формах: в виде движений, моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций
  •  Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е.в них использован принцип: от простого к сложному.
  • Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
  • Игры не совместимые с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

 

      Сегодня я предлагаю вам вместе  со мной  наглядным образом  поучаствовать в педагогическом практикуме. Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на 

      методах эйдетики.

        Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для

        него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир и   творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного

        умственного развития.»

         Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.  Игры подобного плана очень нравятся детям, они с

        удовольствием выполняют упражнения и находят правильные ответы на поставленные вопросы.

З 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад «Семицветик»

Педагогический практикум

«Использование элементов технологии эйдетика

в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

              C:\Users\Я\Desktop\skorochtenie-listovka-a6.jpg

                                                     Подготовила воспитатель

                                                                       МБДОУ «Детский сад «Семицветик»

                                                               Леготина Валентина Викторовна

г. Новый Уренгой

2022 г

                            «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

                    он будет долго и напрасно мучиться,

                    но свяжите двадцать таких слов с картинками,

                    и он усвоит на лету»,

                                                                                               К. Д. Ушинский.

Задачи:

  • Формировать представление о том, что такое эйдетика.
  • Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития  дошкольников среднего возраста.
  • Показать возможности игр, основанных на методе эйдетики.

Здравствуйте уважаемые педагоги.

Я хотела бы поделиться своими маленькими секретами, которые я использую в работе с детьми среднего дошкольного возраста и  сегодня мы поговорим об эйдетике.

«Эйдетика» от греческого «эйдос»,  означает «образ,  то есть возможность запоминать информацию с помощью образов.

Эйдетика— это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания становится яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация. Первые 4-7 лет правое полушарие головного мозга, ответственное за воображение и развивается у человека быстрее, чем левое, которое ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы такие важные в жизни детей.

Правила использования эйдетики:

  • Каждая игра – это комплекс задач, которые ребенок выполняет с помощью действий, картинок, игрушек, тактильных карточек, кубиков, кирпичиков и тому подобное.
  • Задания  даются ребенку в разных формах: в виде движений, моделей, схем, плоскостного рисунка, письменных и устных инструкций
  •  Задачи размещены в порядке нарастания сложности, т. е.в них использован принцип: от простого к сложному.
  • Большинство игр не исчерпывается предложенными образцами, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, заниматься творческой деятельностью.
  • Игры не совместимые с принуждением, создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Сегодня я предлагаю вам вместе  со мной  наглядным образом  поучаствовать в педагогическом практикуме. Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики.

  Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир и   творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.»

   Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.  Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют упражнения и находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Игры основанные на методах эйдетики

Игра«Два  плюс один»

простая игра, которая задействует одновременно сразу два полушария. Для этого нужно выполнять двумя руками одновременно абсолютно разные движения или упражнения.

Приготовили на одной руке 2 пальца,  на другой – 1палец.  Ваша задача менять поочередность пальцев на обеих руках: 2, 1; 2,1 и т.д. в течение 1 минуты

C:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185122.jpgC:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185002.jpg

Пальчиковая игра

C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_205244.jpg

«Ловкий Антошка»

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

Использование в работе с детьми всевозможных пальчиковых  игр влияет на развитие речи детей. Как известно, воздействие на мелкие мышцы рук выступает стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности.

Игра «Капитан»

Одна рука вытянута вперед и показывает «класс» (рука сжатая в кулак, большой палец смотрит вверх), другаярука  прикладываетсяпальцами к голове . Ваша задача поочередно их менять как можно быстрее: Раз-два; раз- два и т.д.

Когда ребенок усвоит принцип этого упражнения это задание можно усложнить  через хлопок.

C:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185223.jpgC:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185158.jpg

Игра «Сигнальщик»

Для этого упражнения нужно приготовить руки:

Одна рука поднята вверх и зажата в кулак, другая рука фиксирует локоть

И меняем их поочередно

Задача этого упражнения как можно быстрее поменять руки

C:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185312.jpgC:\Users\Я\Desktop\Эдейтика на занятиях\IMG_20220130_185301.jpg

Такого рода упражнения улучшают работоспособность у ребенка.

Игра «Запомни фигуры» (предметы) (на увеличение объема памяти и развитие внимания)

В ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера. Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на вопросы

Сколько всего было фигур?

 Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми,  используя  схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов.

Составь рассказ по серии картинок
C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_210123.jpg

«Что сначала, что потом»

         C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220130_210318.jpg       C:\Users\Я\Downloads\IMG_20220110_172846.jpg

Заучивание стихотворений с опорой на схемы

C:\Users\Я\Downloads\Screenshot_20220130_224553_com.huawei.himovie.overseas.jpg     C:\Users\Я\Downloads\Screenshot_20220130_224746_com.huawei.himovie.overseas.jpg

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Развивать память;  зрительное внимание, образное мышление, связную речь.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мыучим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делатьсравнения, составлять четкий внутренний план умственныхдействий, речевого высказывания;

-  формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительноевлияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти,мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Игра  «Четвертый лишний»

Цель: развитие  внимания, логического мышления, умение классифицировать предметы по признакам (форма, размер, цвет и др.); связной речи, закрепить у детей полученные знания об окружающем; воспитывать умение играть по правила.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655001_8f1a2eb1e5b8.jpg      https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4654999_3f1ffe1a6755.jpg       https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655018_d0fe708b5bea.jpg         https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/07/4655013_524727d45c5b.jpg

Игра  «Цвета»

Запомнить цвета радуги по порядку нам помогает знаменитая фраза: Каждый  Охотник  Желает  Знать 

Где Сидит Фазан

               

Использование мною метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей.

   

Вот сейчас мы и проверим ваши способности уважаемые коллеги.

Нужно придумать 1-2 игры на тему например,  «Мебель».

Вывод:

    Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста

В презентации предоставлены материалы, используемые в работе с детьми....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)

В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...

Презентация: "Технология эйдетика в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное ...