Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Стрельцова Ольга Анатольевна

В презентации предоставлены материалы, используемые в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_triz_v_rabote_s_detmi.pptx766.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых технологий ТРИЗ в работе с детьми среднего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Стрельцова О. А.

Слайд 2

Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста. Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия. Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь. Развиваются эстетические чувства детей. Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада. Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Слайд 3

Что такое ТРИЗ ? Это уникальный инструмент: Поиска нетривиальных идей; Выявления и решения многих творческих проблем; Развитие творческого мышления, формирования творческой личности.

Слайд 4

Советы при работе по ТРИЗ - технологии Формулируйте детям проблему в виде противоречия (Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было убрать). Знакомьте детей с противоречиями, используя загадки (Оранжевый, но не лиса; круглый, но не мяч; сочный, но не арбуз). Придумывайте для детей и вместе с детьми новые изобретательские задачи (Он много хвалился, за что и поплатился (Колобок). Он её освободил, потому что полюбил(Царевна-лягушка)). Учите детей во всём видеть хорошие и плохие стороны (Огонь- хорошо или плохо? Доброта- хорошо или плохо?) Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны- занимательная игра, с другой- развитие умственной активности ребёнка через творчество

Слайд 5

Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитие речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.

Слайд 6

1-й этап- Научить ребёнка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Игры: «Хорошо- плохо» Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «Что-то хорошо- почему?», «Что- то плохо- почему?»- идут по цепочке. «Волшебный светофор» Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, жёлтый- систему, зелёный- надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый объект может находиться перед ребёнком, а может убираться после показа. «Кто (что) это такое может быть?» Правила игры: Учить называть предметы и обосновывать два противоположных значения предмета (что может быть и горячим и холодным (одновременно), и лёгким и тяжёлым, и длинным и коротким и т. д.)

Слайд 7

2-й этап- учить детей фантазировать, изобретать Нужно придумать такую игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.

Слайд 8

3- й этап- решение сказочных задач и придумывание разных сказок Игры: «Алёнушка и братец Иванушка» Иванушка хочет пить, но пить из лужи нельзя- станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы потерпеть, пока идёшь. «Краденое солнце» Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Как медведю найти своих медвежат в темноте? «Гуси- лебеди» На пути девочки встречается серый волк. Сказка на спасительную ситуацию: «Однажды котёнок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...» (придумать варианты спасения).

Слайд 9

4-й этап- ребёнок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 10

Взаимодействие между воспитателем и ребёнком Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам: При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях .

Слайд 11

Спасибо за внимание ! Творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий и технологий ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного поведения на дороге."

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Поэтому главнейшим в обеспечении безопасности дорожного движения является профидактика детско...

Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.

Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

Педагогический практикум : «Использование элементов технологии эйдетика в работе с детьми среднего дошкольного возраста»

               Задачи:Формировать представление о том, что такое эйдетика.Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для развития...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого человека, и в особенности ребенка. Наряду с актуальностью речевого развития дошкольников выступает и необходимость воспитания твор...