Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
статья по коррекционной педагогике

Кротова Мария Сергеевна

Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и развития личности. Особенности обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spsp._narushenie_sluha.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха»


Вариант

дизонто-

генеза

Характеристика параметров

Особенности развития познавательной сферы

Особенности развития

эмоционально-волевой сферы и развития личности

Особенности обучения и воспитания

Нарушение слуха

Особую роль в развитии ребенка с нарушением слуха приобретают зрительное ощущение и восприятие. Более тонко дифференцируются оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется.

Внимание Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, глухие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации. Отмечается у глухих школьников тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также большая утомляемость. В основном, используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства.

Память При запоминании слов глухие дети испытывают трудности удержания в памяти звуко-буквенной последовательности, искажают буквенный состав слов, уподобляют одни слова другим, похожим по внешнему облику, допускают замены и перестановки букв и слогов, редко употребляют опосредствованные способы запоминания. Плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, возникают трудности с передачей своими словами прочитанный текст.

Воображение Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть. Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выражений, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом.

Мышление Долгое время преобладает наглядно-образное мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях. Затрудняются при выявлении причинно-следственных отношений между объектами в тексте. Обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями. Выделение общих признаков предметов и их объединение по смысловым связям очень затрудняет глухих и слабослышащих детей в начале их школьного обучения. Часто возникают обобщения по ситуационному (или по случайному) признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности. Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и кончая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их отношений ребенок овладевает способностью осуществлять мыслительные действия с образами предметов. Речь выступает как форма и как средство мыслительной деятельности.

Особенности формирования речи у неслышащих детей. Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухих процессов овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Письменная речь Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. Дактильная речь Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими. Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам).

Особенности развития личности, с нарушением слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий. Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники. Особенности развития личности, имеющей нарушение слуха: Самооценка и уровень притязаний Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. У глухих детей возникают большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки. Интересы и жизненные ценности Для глухих подростков главными жизненными ценностями являются: счастливая семейная жизнь (72%) успешная профессиональная деятельность (36,5%) воспитание детей (34,1%) Для слабослышащих: счастливая семейная жизнь (65,6%) достижение успеха в жизни (60,8%) успешная профессиональная деятельность (45,6%) Межличностные отношения Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке. В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение. Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Самочувствие Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду.

Особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с нарушением слуха включают в себя:

-раннее получение специальной помощи средствами образования;

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных линий, так и в процессе индивидуальной работы;

-наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

-специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

-учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения глухих детей и оценке их достижений;

-специальная помощь в осознании своих возможностей и ограничений, умении вступать в коммуникацию;

-развитие возможностей восприятия звучащего мира, неречевых и речевых звучаний, формирование умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

-формирование и коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, развитие умения вести групповой разговор;

-расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;

-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;

-постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.

В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Методика обучения развития речевой активности у детей с нарушением слуха

Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.Важнейшая роль в разработке основ ме­тодик...

Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности

Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...

Статья. "Значение дактилологии при обучении, развитии и воспитании детей с нарушением слуха"

Данная статья представляет собой материал, разъясняющий значение дактилологии в жизни неслышащих детей. Представлены правила правильного дактилирования и сформированы правила чтения с руки....