Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.
консультация по теме

Татьяна Юрьевна Панова

В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по успешной организации взаимодействия родителей с ребенком дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.

            Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними, а также тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателя

             Родители привлекаются  к обучению детей на время пребывания их в семье (особенно в выходные дни, каникулярное время, дни болезни). Кроме того, педагоги  готовы предоставить информацию об успехах или трудностях усвоения программы детьми.

             Особое внимание педагоги  уделяют овладению вами специфическими приемами и методами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. В ходе индивидуальных консультаций основное внимание мы обращаем на формирование первичных произносительных умений и восприятию на слух речевых и неречевых звучаний, которые вы будете закреплять. Каждую неделю вам пердлагаются четко спланированные рекомендации по любой из образовательных областей.  В ходе консультаций мы обращаем внимание на важные моменты: чтобы вы не дублировали нас, а проводили работу на материале, наиболее актуальном именно дома, во дворе, при общении с родственниками. Мы предлагаем вам любой отрабатываемый материал облекать в занимательную форму с использованием игровых приемов, привлечением изобразительных средств, видоизменением способов действий с предметами или условий их предъявления.

               Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем вам информацию о возможностях ваших детей в плане использования остаточного слуха, показываем, что малыш может услышать, что он может правильно произнести. В ходе посещения вами индивидуальных консультаций мы показываем продвижение ребенка в развитии слухового восприятия и в произношении.

               В ходе индивидуальных консультаций мы учим вас пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, рассказываем о соблюдении слухового режима и показывает вам основные методические приемы работы с детьми.

              Во время индивидуальных консультаций, мы предлагаем вам проводить занятия со своим ребенком, аналогичные тем, которые мы вам показывали. В ходе таких занятий, мы отслеживаем, что понятно и усвоено вами, а что вы делаете не верно, мы вносим коррективы в вашу работу.

               На выходные дни и на каникулы мы предлагаем вам конкретные рекомендации. Важно, чтобы вы проводили работу с ребенком дома, используя индивидуальные слуховые аппараты, учили ребенка воспринимать с их помощью звуки окружающего мира.

              Мы предлагаем вам дома использовать любую обстановку: это может быть и работа за столом, и тот момент, когда вы стирайте, готовите пищу, делайте уборку квартиры и т.д. Многие упражнения можно выполнять на полу, на улице во время прогулки. Мы советуем стараться предоставлять детям больше самостоятельности. Не делать за них того, что они вполне могут сделать сами. Старайтесь каждое занятие, даже самое скучное сделать интересным. Ребенок должен всегда чувствовать, что вам самим интересно на занятии. 

              Он должен видеть в вас напарника, а не «учителя». Дети очень чувствительны, поэтому мы рекомендуем никогда не раздражаться, быть терпимыми, доброжелательными, чаще улыбаться.  Не показывать ребенку своего отчаяния или недовольства, он в этом не виноват. Удачные попытки ребенка выполнить задание необходимо поощрять, подкрепляя радостным одобрением: улыбнуться, погладить по головке, похлопать в ладоши и т.п.

               Мы советуем начинать занятия с интересного упражнения и заканчивать тем, которое ребенок больше всего любит. Не нужно ждать, когда ребенку надоест занятие и он сам откажется от него. Вы должны тактично прекратить занятие, обещая ребенку, что снова будете играть с ним, но немного погодя.

               Крайне необходимо, чтобы в домашних условиях у детей не менялся режим дня, к которому их приучили в ДОУ,  чтобы закреплялись культурно-гигиенические и трудовые навыки, чтобы дети получали новые представления об окружающей жизни (прогулки, экскурсии, посещение театра, цирка, кино, выставок и т.п.). При этом мы предлагаем вам постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами, терпеливо поправлять ошибки и неточности, давать новые образцы высказываний.

               Мы предлагаем вам не просто выполнять с детьми какие-то задания, а придумывать и проводить новые интересные игры, подготавливать пособия, иллюстрировать рассказы об интересных событиях, адаптировать сказки и т.п.

               Мы предлагаем вам - родителям, накопившим известный опыт в обучении и воспитании своих детей, делать доклады и сообщения на педсоветах, методических совещаниях, родительских собраниях и конференциях. Некоторым из вас мы предлагаем обобщить опыт воспитания в виде дневниковых записей, статей, брошюр, и т.п.

                Вся работа должна быть направлена на то, чтобы окружающие ребенка близкие люди полнее осознавали его возможности и пути компенсаторного развития при нарушенном слухе, чтобы каждый шаг на этом пути был тщательно измерен и осмыслен, чтобы взгляд в будущее ребенка был реалистическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться р...

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с тяжелыми нарушениями речи....

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с ТНР.

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с ТНР....

Особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы и развития личности. Особенности обучения и воспитания...

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Консультация: «Роль родителей в воспитании ребенка с нарушением слуха»...