Формирование педагогической культуры родителей как фактор повышения эффективности развития и воспитания детей с ЗПР»
статья по коррекционной педагогике

Усольцева Ирина Викторовна

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование педагогической культуры родителей как фактор повышения эффективности развития и воспитания детей с ЗПР»

        Проблема обучения и развития детей с ОВЗ не является новой.  С каждым годом,  к сожалению, рост детей с особенностями в развитии   только возрастает, это вызвано рядом причин:

 -экология,

- неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия,

-  некомпетентность родителей в воспитании и развитии своих детей,

 -высокая занятость родителей,

обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства.)

        Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.

Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям освещалась в работах И.В. Гребенникова, А.М.Низовой, Н.П.Харитоновой и др. Данные авторы подчеркивают, что незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком отрицательно сказывается на его развитии.

Исследователи пришли к выводу, что ни один из методов не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Ведь наиболее успешное формирование личности с помощью детского сада будет только тогда, когда и в ДОУ и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ.

Понимая, что воспитание детей с задержкой психического развития является серьезной и важной обязанностью родителей,  не перекладывая всю ответственность за их воспитание на семью, мы пытаемся помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми.

Именно поэтому педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы. В основе новой концепции лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность

        Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Прежде чем выстраивать свою работу с родителями необходимо  понять с кем предстоит работать, так как в  работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д.

        Формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач взаимодействия педагога с участниками образовательных отношений. Одним из путей повышения педагогической культуры родителей нам видится использование разнообразных форм и методов работы с семьей с целью максимального вовлечения родителей в процесс коррекционной работы с детьми и развитие их способностей.  

Взаимодействие с родителями  проводится нами в системе, состоящей из следующих направлений:

  1. Информационно – аналитический.

Цели данного направления:

-установление контакта с родителями воспитанников

-изучение каждой семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, особенности детско-родительских отношений.

-определить готовность родителей к эффективному взаимодействию с ребенком с ЗПР, принятие помощи специалистов.

2. Практическое направление.

Цель: оказание педагогической помощи родителям в эффективном взаимодействии с детьми  и развитие их способностей.

Для достижения данных целей необходима совместная работа всех специалистов ДОУ.

 Самым эффективным методом в работе с родителями мы считаем вовлечение родителей в игровые формы обучения, так как они интересны и доступны. Ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

         Все игровые атрибуты сделаны из подручных и бросовых материалов, которые привлекают детей своей простотой и функциональностью. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми в процессе изготовления и подборки материалов для коррекционно – развивающих игр. Все игры направлены на развитие, памяти, внимания, воображения, сенсорного восприятия и т.д.

Познакомим Вас с играми  поподробнее:

  1. Игра -  «Ёжик» (сделана из втулок от туалетной бумаги и мозайки)

Цель: Формируем умение детей соотносить цвета, выполняя игровое действие в соответствии с цветовым алгоритмом.

  1. Игра - сортировщик (изготовлена из кареток для яйц, мягких шариков, прищепок и палочек для мороженного)

Цель: Формирование умения соотносить разнофактурный материал в зависимости от схемы, образца. Развитие мелкой моторики, внимания.  

  1. Игры - упражнения – на развитие воздушной струи. «Забей гол» (игра изготовлена из коробки, трубочек для коктейля, имитируемые ворота изготовлены из колпачка именинника).

Цель: Развитие речевого дыхания, выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков.

  1. Игры «Сыпучие фантазии» (игры с солью, манкой, мукой, крахмалом и т.д.)

Цель: Развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия и творческого мышления.

  1. Игры «Шнуровка» (изготовленная из цветных макарон, покрашенных пищевой краской).

Цель: Развитие ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, самостоятельности, усидчивости.

  1. Игры «Волшебные дорожки», данная игра проста в применении для её изготовления нужны листы бумаги, фломастеры, пуговицы, камешки марблс.

Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения, ориентировки в пространстве.

Со всеми видами игр мы познакомили родителей на мастер – классе «Играем вместе». Родители получили возможность ознакомится с педагогической ценностью данных игр, освоили игровые действия с атрибутами, прослушали ряд рекомендаций индивидуального характера по применению игр в домашних условиях.

Необходимо убедить родителей в том, что они способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанн...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья....

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...