Коррекционно-развивающее занятие по развитию у дошкольников эмоциональной сферы и навыков общения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галинурова Людмила Анатольевна

Занятие интересно для педагогов-психологов. Цель его: создание условий для принятия ребенком себя, как особенного, неповторимого. Формирование у него умения осознавать свой Образ"Я". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_mir.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мой мир

Коррекционно-развивающее занятие по развитию у дошкольников эмоциональной сферы и навыков общения.

Цель: создание условий для принятия и осознания ребенком себя, формирование им своего «образа Я».

Ход занятия:

1 этап. Установление контакта. Формирование желания и умения обсуждать собственные переживания со сверстниками.

Психолог: Мы в группе говорили, что всем интересно узнать о каждом из нас, и сейчас мы поделимся тем, что происходило с нами, пока мы не виделись. Будем говорить все, что захотим.

 Психолог первым делится своими переживаниями, задает возможный образец высказываний, далее дети по желанию (в зависимости от готовности), говорят о своих переживаниях, настроении, желаниях.

Упражнение «Восковая палочка» (3)

Цель: создание атмосферы доверия и условий взаимодействий детей.

Группа стоит по кругу, близко к друг другу, выставив ладони на уровне груди внутри круга, руки согнуты в локтях. В кругу «восковая палочка». Палочка, закрыв глаза, качается, а группа мягко передает ее от одних рук в другие.

2этап. Освоение коммуникативных умений.

Групповая беседа. Ритуальные действия.

После упражнения «Восковая палочка» начинается групповое обсуждение:

Каждый человек – это целый мир. Каждый человек сам по себе интересен. Мы мало знаем друг о друге. И сейчас мы попытаемся описать себя, рассказать какой я, на кого похож. Дети по кругу говорят о себе. Психолог, обобщая беседу, подводит итог, что у каждого есть свой мир, и этим люди отличаются друг от друга.

Рисунок.

Цель: диагностика ценностных ориентаций. Демонстрация «Образа Я». Анализ продуктов творческой  деятельности.

Психолог предлагает нарисовать детям на листе с одной стороны – то, что они больше всего любят, а на другой стороне – то, что они не любят. После рисования, дети комментируют свои рисунки.

3 Этап. Групповая беседа (1)

Цель: рефлексия группового опыта. Формирование умения говорить о себе. Осознание собственного внутреннего мира. Расширение «Образа Я» при идентификации с ровесниками.

Во время группового разговора психолог задает лексические образцы высказываний о самом себе, показывая возможность употребления личных местоимений. Психолог предлагает продолжить обсуждение темы «Моё любимое»: любимое блюдо, игрушка, занятие, телепередача. После обсуждения того, что любят дети, психолог спрашивает у ребят: что самое любимое у их мам и пап («моя мама любит…, мой папа любит..)

Модификация упражнения «Я люблю»(2)

Цель: создание условий для осознания себя в разных социальных ролях.

Участники сидят на стульях по кругу.  Выбран водящий, который говорит: я люблю мороженое (продолжение может быть любым). После этого меняются местами те, кто любит заявленное (водящим). Во время смены мест водящий должен занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места. Психолог обобщает  обсуждение темы и переходит к новому «Я» - его социально-функциональному многообразию: человек общается, встречается со многими людьми. С разными людьми он общается по-разному.

Упражнение «Моделирование отношений»

Психолог предлагает представление «Если я тебе, - то ты мне… психолог предлагает ситуацию: Давайте представим, что я ваша мама. Если я ваша мама, то вы мне кто? Далее психолог представляет себя детям в разных социальных ролях, побуждая ребенка к определению своего «Я» в предлагаемых ситуациях: если я мама- то ты-дочка…если я бабушка – то ты- внучка. И т.д. психолог, обращаясь к уникальности каждого ребенка, обсуждает отношения детей к имени: какой из вариантов его имени используют другие дети в различных ситуациях, какой из этих вариантов является любимым, приятным  и почему. Дети обмениваются своими переживаниями, впечатлениями о занятии.

Литература:

1.Абрамова, Г.С. Психология.- 1992. – С.9 (Групповая беседа)

2. Клюева, Н.В., Свистун, М.А. – М.:1992 – С.60 (упражнение «Я люблю»)

3. //Семья, - 1989.- С. 131-132 (психотехническое упражнение «Восковая палочка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию и коррекции эмоциональной сферы "Радость"

Занятие по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей срашего дошкольного возраста. Тема занятия: «Радость»Цель: Расширять представления детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувств...

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения

Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...

Выступление на профильной школе."Театрализованная игра-как средство развития эмоциональной сферы и навыков общения"

       Театрализованную игру следует рассматривать как эффективное средство эмоционально-нравственного развития детей при условии ее тесной связи с другими видами детской де...

Занятие по развитию и коррекции эмоциональной сферы «Радость».

Занятие, которое позволяет расширять представление детей об эмоции "Радость", учит детей понимать свои чувства и чувства других, создает радостное настроение от проделанной работы....

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения

снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....