Я и другие. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников навыков общения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галинурова Людмила Анатольевна

Коррекционно-развивающее занятие может быть интересным  педагогам-психологам. Цель его: формирование у детей навыков эмпатии, рефлексии по отношению к другим, понимание образа "Я" своих сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Я и другие

Коррекционно-развивающее  занятие по формированию у старших дошкольников навыков общения

Цель: формирование у детей навыков эмпатии, рефлексии по отношению к другим, понимание образа «Я» своих сверстников.

Ход занятия:

1 этап. Установление контакта. Рефлексия переживаний. Создание условий для общения: понимание особенностей другого человека.

        Групповая беседа. Психолог приветствует детей, помогает установить контакт, побуждает обменяться переживаниями (поделиться своим настроением, что с ним происходит). Психолог предлагает каждому ребенку сказать о тех изменениях, которые он заметил в других детях: можете ли вы сказать о каждом из нашей группы: какое у него сегодня настроение, что с ним произошло за время, пока вы не виделись? Это будет как разгадывание загадок. Сейчас про кого будет речь, будет определять, угадали или нет. Кто из ребят угадает настроение другого, будет награжден аплодисментами.

Игра «Лисонька, где ты?». Цель: развитие произвольности и внимания.

Дети становятся полукругом, ведущий в центре. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного из детей, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные – зайцы. По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?», - лиса не отзывается. Ведущий зовет во 2-й раз, в 3-й раз. И только на 3-й раз лиса бросается ловить зайцев. Если заяц сел на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

2 этап. Освоение коммуникативных умений. Демонстрация средств и способов воздействия на других людей.

Упражнение «Что во мне изменилось?». Цель: развитие коммуникативной наблюдательности.

Ведущий приглашает поочередно детей в другое помещение или за кулисы, и помогает быстро что-то изменить в своей внешности (дает что-то в руки, меняет причёску и т.д.) Можно также изменить мимику, выражение лица. Подготовившись таким образом, ребенок возвращается в зал к детям. Каждый ребенок должен уловить изменения, произошедшие с другими. Проходит обсуждение, кто что заметил.

Групповая беседа «Голос человека и его возможности». Цель: формирование вербальных компонентов общения. Дети вместе с психологом переходят к обсуждению особенностей речевых средств общения.

Психолог: Очень многое о человеке может сказать его голос. Голос бывает громкий и тихий, спокойный и взволнованный, ласковый и грубый. Ваш голос говорит о вас, показывая другим, что вы вежливы ( или нет), уверенный в себе ( или робкий), умный (или не очень). На примере фраз «Давай скорее», «Подожди меня» - дети слышат и анализируют силу, тембр, интонацию голоса и обсуждают то, как влияет голос и смысл слов на взаимодействие людей в разных ситуациях. Затем дети с педагогом обсуждают какой голос бывает у родных: мамы, папы. Какие голоса у персонажей мультфильмов (волка, зайца, лисы) и почему. Детям дается фраза, которую нужно произнести поочередно с разными интонациями:

-быстро;

-медленно;

- как будто замерзли на улице зимой;

- как робот;

-как маленький ребенок;

-как строгий воспитатель.

Игра «Скучно, скучно так сидеть». Цель: развитие раскованности, тренировка саморегуляции.

Вдоль стен  с двух сторон стоят стулья  по числу детей. Дети садятся на стулья. Ведущий читает:

-Скучно, скучно так сидеть

Друг на друга глядеть

Не пора ли пробежаться

 И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает слова, дети бегут к противоположной стене, чтобы  занять свое место, а в это время ведущий убирает с одной стороны стул. Стульев становится на 1 меньше. Кому не хватает стула, выбывает из игры. В следующий раз  стул убирается с другой стороны. Выигрывает тот, кто не остался без стула.

3 этап. Рефлексия.

Групповая беседа. Ритуал прощания.

Происходит обмен впечатлениями о занятии. Дети прощаются с психологом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Формирование устной речи и навыков общения у дошкольников".

Эта консультация расскрывает более подробно одну из образовательных областей - это речевое развитие, как средство общения и культуры. Мы говорим об основных направлениях работы по развитию речи детей....

Перспективное планирование по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях

Перспективное планирование разработано в помощь воспитателям старших дошкольных групп...

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге через использование квест-технологии»

Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивает...

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»

Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.

В статье рассматривается проблема общения дошкольников со своими сверстниками.Проанализированы коммуникативные компетенции детей дошкоьного возраста.Показано , что через коммуникативны игры можно реши...

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения

снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....

Сценарий досуга по формированию у старших дошкольников навыков энергосберегающего поведения. Игра-квест «В гостях у Электроши»

Цель:Создание предпосылок для формирования у дошкольников навыков энергосберегающего поведения в повседневной жизни.Задачи:1. Стимулировать привычку рационально и бережно относиться к энергоресурсам.2...