Конспект ООД для детей с недостатками слуха, тема: "Транспорт".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Интегрированная ООД, образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_transport.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закреплять и обобщать знания детей о различных видах транспорта, развивать речь.

Коррекционно – образовательные задачи:

- обогащать активный словарь по теме «Транспорт»;

- расширять представления детей о видах транспорта по способу и месту его передвижения;

- обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;

- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;

- стимулировать умение согласовывать слова в предложении по числу, падежу, используя предлоги;

- закреплять навыки образования простых полных распространенных предложных конструкций;

- совершенствовать звуковую культуру речи, правильное и отчетливое произнесение звуков «В», «С», «Ж», «Р»; 

Коррекционно -  развивающие задачи:

- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;

- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью; выкладывать транспортные средства с помощью геометрических плоскостных фигур с опорой на заданную схему;

- развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое  восприятия, память и внимание;

- формировать: познавательную активность, когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;

- развивать словарь признаков и действий по теме;

- прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитывать желание помогать персонажам;

- формировать навыки совместной деятельности, чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника;

- воспитывать интерес к труду взрослых.

Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: показ слайдов о транспорте, игры и игровые упражнения, физминутка, конструктивная игра, беседа, решение проблемных ситуаций, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, пояснение, указания, речевой образец, объяснение.

Словарная работа:

Существительные (слова – предметы): транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, мотоцикл, велосипед, вертолет, самолет, корабль, лодка, яхта, перекресток.

Прилагательные (слова – признаки): наземный, воздушный, водный, красный, желтый, зеленый.

Глаголы (слова – действия): водить, ехать, лететь, плыть, возить, переходить.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за транспортом, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о различных видах транспорта.

Оборудование: слайдовый демонстрационный материал по теме «Транспорт», конверты со схемами транспорта и плоскостными геометрическими фигурами, подносы по количеству детей, карточки с изображением разных видов транспорта, мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук), атрибуты костюмов мальчиков.

Ход организованной образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с педагогом.

Учитель – дефектолог.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

2.Основная часть.

В группу входят 2 мальчика – Дима и Ваня.

Мальчики. Здравствуйте, дети! Я – Дима! Я – Ваня!

Учитель – дефектолог. Здравствуйте, мальчики!

Дима. Дети, мы собрались путешествовать, но не знаем на чем можно отправиться в путешествие.

Ваня.  Вы сможете нам рассказать?

Дети.  Да!

Дети вместе с Ваней и Димой садятся на стульчики перед экраном.

Беседа о транспорте с использованием слайдов.

«Назови транспортное средство».

Учитель – дефектолог.  Назовите что это? (слайд 2-7)

Дети. Машина, велосипед, мотоцикл, поезд, грузовик, автобус

Учитель – дефектолог.Где этот транспорт передвигается?

Дети. По земле.

Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?

Дети. Наземный транспорт (слайд 8)

Учитель – дефектолог.Посмотрите на экран. Что это?

Дети. Корабль, лодка, яхта (слайд 9-11)

Учитель – дефектолог. Где этот транспорт передвигается?

Дети. По воде.

Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?

Дети. Водный транспорт (слайд 12)

Учитель – дефектолог. Посмотрите на экран. Что это?  (слайд 13)

Дети. Самолет

Дыхательное упражнение «Самолет»

Учитель – дефектолог.Давайте сейчас выполним упражнение. Встаньте, руки в стороны. Делаем вдох через нос и на выдохе произносим длительно УУУУУУУУУУУ  (имитируем полет самолета,  повторяем 2-3 раза)

Учитель – дефектолог.Что это?

Дети. Вертолет (слайд 14)

Учитель – дефектолог.Где этот транспорт передвигается?

Дети. По воздуху.

Учитель – дефектолог. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?

Дети. Воздушный транспорт (слайд 15)

Игра «Я поеду».

Дети берут картинки с изображением транспорта, которые лежат на столах.

Воспитатель. На транспорте можно путешествовать! Сейчас мы с вами отправимся в деревню к бабушке, каждый из вас поедет на том виде транспорта, который изображен на картинке. Каждый должен будет сказать, на чем он поедет.

Каждый ребенок берет картинку и произносит, например. Я поеду на велосипеде за грибами в лес. Я полечу на самолете в Москву на парад. Я поплыву на корабле на остров отдыхать. Я поеду на автобусе в деревню к бабушке.

Физкультминутка «Машины»

Учитель – дефектолог. Дети, сейчас мы с вами превратимся в маленькие паровозики, мы везем за собой пассажирский состав поезда (дети делают вращательные движения согнутых в локтях рук и издают звук стука колес «Чух-чух-чух»)

Мы пассажиры, едем в автобусе (дети стоят, раскачиваясь и подняв руку вверх, имитируя, что держаться за поручень в автобусе и издавая звук «Ж-ж-ж»)

Мы вертолетики, летим в небе над лесами и полями, наши пропеллеры трещат (дети делают вращательное движение поднятой рукой вверх, имитируя вращение пропеллера и издавая звук «Р-р-р»)

А теперь мы самолетики. Высоко летим (дети поднимают прямые руки в стороны и делают движения корпусом из стороны в сторону, имитируя полет самолета и издавая звук «С-с-с»)

Мы шоферы, порулим на автомобиле (дети стоят на месте, имитируют, что они рулят, одновременно издавая звук едущей машины «В-в-в»)

Дети останавливаются у светофора.

Учитель – дефектолог.. Мы остановились на перекрестке. Что это?

Дети.  Светофор!

Учитель – дефектолог переключает светофор в соответствии с текстом стихотворения.

Утром встаешь ты, выходишь из дома.

На перекрестке твой старый знакомый,

Он огоньком тебе красным мигнет,

Скажет: «Опасно! Закрыт переход!»

Желтый зажегся: «Чуть-чуть подожди!»

Вспыхнет зеленый: «Свободно иди!»

Учитель – дефектолог. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

Дети. На зеленый.

Учитель – дефектолог. Светофор помогает людям и транспорту безопасно передвигаться по улицам нашего города.

Учитель – дефектолог. Молодцы, дети! Садитесь на места! Сейчас мы поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Шофер» (повторяем 2 раза)

Целый день шофер трудился - хлопки, кулачки;

Он устал и запылился.

Он возил кирпич и глину      – загибать пальцы по одному;

Камни, бревна и песок.

Перевез он все на стройку     – круговые движения всеми

                                                      подушечками пальцев по столу;

И отправился на мойку          – «мыть» ладошки.

Игра «Сложи транспорт из геометрических фигур»

Учитель – дефектолог. На ваших подносах лежат схемы транспортного средства и геометрические фигуры. Назовите их.  

Дети. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Учитель – дефектолог. Из этих фигур вам необходимо сложить транспортное средство,  согласно схеме. А я, посмотрю, справитесь ли вы с заданием.

Ваня и Дима.  Ну, это проще простого!

Дети составляют элементы транспорта по схемам, Ваня и Дима все делает неправильно. Дети им помогают.

Учитель – дефектолог. Молодцы!

 

Игра «Четвертый лишний».

Учитель – дефектолог обращает внимание детей на экран.

Учитель – дефектолог. Назовите, какой транспорт лишний и почему?

Слайд 17: велосипед и 3 легковые машины – лишний велосипед, потому что… (у велосипеда 2 колеса, а у машин – 4).

Слайд 18: лодка, корабль, яхта, грузовик – лишний грузовик, потому что… (он грузовой, а остальные – водный транспорт).

Слайд 19: 2 самолета, вертолет и автобус – лишний автобус, потому что… (он наземный, а остальные - воздушный транспорт).

Слайд 20: велосипед, самокат, мотоцикл, автомобиль – лишний автомобиль, потому что… (он – четырехколесный, а остальные – двухколесные).

Учитель – дефектолог. Молодцы! Все верно! Вы отлично справились!

3.Итог занятия.

Ваня. Теперь мы знаем на чем можно путешествовать!

Дима. Спасибо вам, дети! Мы идем собираться в путешествие. До свидания!

Ваня и Дима уходят.

Учитель – дефектолог  отмечает работу каждого из детей на занятии.

Что нового, интересного вы сегодня узнали?

Используемая литература.

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Кыласова Л.Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.

- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Средняя группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.

- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.

- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.

- Петрова Е.В., Дроздова В.М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.

- Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дикие животные" для детей с недостатками слуха 4,5 года обучения

Данная презентация знакомит  детей с дикими животными. Дети узнают о месте их обитания, чем питаются, как называется детеныш диких животных....

Конспект занятия для второй младшей группы на тему «Транспорт. Виды транспорта».

На этом занятии закрепляется понятие транспорт. Идет работа над понятиями по линии их деференцировки и расчленения. Таким образом, в процессе данного занятия формируется понятийный характер слова у де...

Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха.Тема "Транспорт"

Конспект фронтального занятия для детей с нарушением слуха по теме "Транспорт"...

Методическая разработка.Конспект занятия для детей средней группы на тему "Транспорт".

Ознакомить детей с видами транспорта.Расширить знания о видах транспорта....

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича для детей второй младшей группы. Тема «Транспорт».

Цель: Способствовать систематизации знаний детей о транспорте.  Задачи:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили, автобус, поезд, самолет, а также их о...