Карта физического развития воспитанника ДОО с ДЦП
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Дразкова Елена Викторовна

Карта физического развития воспитанника ДОО с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Карта физического развития воспитанника  с ДЦП

Ребенок:

Диагноз:

Цель мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. Мальчик не может, удерживает самостоятельно равновесие, ползать, бегать. Стоит и передвигаться по поручню, ходит на носочках.

 Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды, которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Петер Лаутеслагер разработал тест «Основные двигательные навыки» для измерения уровня двигательного развития ребенка с ДЦП.

Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. Используемый мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения.

Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.

Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

  1. показатели наличия тонических рефлексов;
  2. двигательные навыки нижних конечностей;
  3. ползание;
  4. двигательные навыки верхних конечностей;
  5. положение сидя;
  6. ходьба;
  7. передвижение в пространстве.

Группа показателей «Наличие тонических рефлексов» состоит из следующих двигательных действий:

  1. В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.
  2. В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.
  3. В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.
  4. В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки нижних конечностей»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.
  3. В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.
  4. В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.
  5. В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.
  6. В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.
  7. В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
  8. В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

Группа показателей «Ползание»:

  1. Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.
  2. Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.
  3. Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.
  4. Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.
  5. Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.
  6. Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.
  7. Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.
  8. Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки верхними конечностями»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.
  3. Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.
  4. Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.
  5. Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.
  6. Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.
  7. Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.
  8. Соединяет поочередно 2-4 (указательный - мизинец) пальцы каждой руки с 1 (большим) пальцем (упражнение «Колечко») – 3 балла.

Группа показателей «Положение сидя»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.
  3. Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.
  4. В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.
  5. Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.
  6. Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.

Группа показателей «Ходьба»:

  1. Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.
  2. Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.
  3. Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.
  4. Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.
  5. Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.
  6. Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.
  7. Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.
  8. Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.
  9. Самостоятельная ходьба – 3 балла.

Группа показателей «Передвижение в пространстве»:

  1. Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.
  2. Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.
  3. Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.
  4. Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.
  5. Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.
  6. Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.
  7. Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.

На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков ребенка с ДЦП, которая изображена в таблице 1.

Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков ребенка (Юра Р.) дошкольного возраста с ДЦП (май 2022)

№ п/п

Наименование группы показателей

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Итог

1

Наличие тонических рефлексов

 

 

 

2

Двигательные навыки нижних конечностей

 

 

 

3

Ползание

 

 

 

4

Двигательные навыки верхних конечностей

 

 

 

5

Положение сидя

 

 

 

6

Ходьба

 

 

 

7

Передвижение в пространстве

 

 

 

Итоговая сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цифры в данной таблице соответствуют порядковому номеру двигательного действия в группах показателей. Приведем пример: ребенок самостоятельно выполняет третье действие из группы «Ползание», а именно: сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье). Действия 4-8 в данной группе не выполняет. Соответственно, количество баллов за эту группу – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта адаптивного развития воспитанников ДОУ.

Карта составляется на воспитанников, имеющих проблемы в развитии....

Карты индивидуального развития воспитанников по результатам наблюдений

Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении   2 младшая группа . Программа "От рождения до школы" + Индивидуальный образовательный маршрут....

Карта индивидуального развития воспитанника

Карта индивидуального развития воспитанника ведется со дня поступления ребенка в ДОО и до выпуска....

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития.

Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития....

Карта физического развития воспитанника с ДЦП

Индивидуальная карта физического развития воспитанника  с ДЦП....