Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тимофеева Мария Витальевна

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедом

по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оригинаьность данного занятия заклюается в следующм: для проведения не требуется сецальное оборудование, имеется взаимосвязь с подготовкой детей к школьному обучению, занятие возможно проводить со всей группой детей (25 чел.) в помещении группы.

 

Цель:

  • совершенстовать познавательное и интеллектуальное развитие детей.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • закрепление и углубление знаний о космонавтах, полетах в космос, о планетах.
  • совершенствование грамматического строя речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование связной речи;
  • совершенствование зрительного, слухового внимания;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • совершенствование внимания, мышления, памяти, зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и уважения к космонавтам;
  • Расширение и активизация словаря по теме: космонавт, космос, планета, звезда, комета, скафандр, названия планет солнечной системы,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_kosmos_statya1.docx51.59 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос»

для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Аннотация.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедом

по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оригинаьность данного занятия заклюается в следующм: для проведения не требуется сецальное оборудование, имеется взаимосвязь с подготовкой детей к школьному обучению, занятие возможно проводить со всей группой детей (25 чел.) в помещении группы.

Цель:

  • совершенстовать познавательное и интеллектуальное развитие детей.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • закрепление и углубление знаний о космонавтах, полетах в космос, о планетах.
  • совершенствование грамматического строя речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование связной речи;
  • совершенствование зрительного, слухового внимания;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • совершенствование внимания, мышления, памяти, зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание интереса и уважения к космонавтам;
  • Расширение и активизация словаря по теме: космонавт, космос, планета, звезда, комета, скафандр, названия планет солнечной системы,

Материал:

Счетные палочки, демонстрационный материал по теме «Космос», музыкальное сопровождение (А.Рыбников «Тема полета»).

Предварительная работа.

  • Рассматривание картинок в детской энциклопедии с изображениями звездного неба, луны, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
  • Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме «Космос».
  • Постановка звука Р, и его автоматизация в свободной речи детей.
  • Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/.
  • Развитие лексико-грамматической основы речи, посредством подбора различных дидактических игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть:

Психолог:  Доброе утро! Добрый день! Ребята, кто знает, какой у нас скоро будет празник? (День Космонавтики). Сегодня мы с вами отправимся в Школу космонавтов. И поздороваемся, как космическая ракета (имитировать взлет, после  отсчета 3- 2- 1 пуск - прыжок.) Дети прыгают (под музыкальное сопровождение)

Психолог: В нашей Школе космонавты очень много тренируются. Это сильные и выносливые люди. И сегодня мы с вами попробуем сделать одно из самих простых упражнений космонавтов (ленивые восьмерки, кинезиологические упражнения: кулак-ребро-ладонь; одновременное рисование руками в воздухе различных геометрических фигур (круг и треугольник; разнонаправленные движения руками-одной рукой поглаживание головы, противоположной рукой-живота).

Дети выполняют кинезиологические упражнения.

Психолог: Космонавты должны быть очень внимательными. Мы с вами попробуем потренировать свое внимание. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете, но  дать ответ вы на них сможете, после того, как я скажу: «один, два, три - говори!» (педагог при после загадывания загадки иногда не называет одно из слов, например: «один, два – говори» или «один, три – говори», или «один, два, три -…..», допуская и правильные варианты считалки).

«Космические загадки»:
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто
 …(КОСМОНАВТ)


Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно
(ЛУНОХОД)

С земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно
(РАКЕТА)

Самый первый в Космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт
 … (ГАГАРИН).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется
 …(ЗЕМЛЯ) .

Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной -
…(КОМЕТА).

Психолог: Космонавты должны быть грамотными людьми, и поэтому в нашей школе работает космический логопед.

Логопед: Быть грамотным нелегко. Давайте потренируемся в космическом счете. 

Ребята, давайте поиграем в игру: «1-2-5» . Я буду называть цифру  и слово, затем цифру 2 и кто знает ответ, должен поднять руку:

1 смелый космонавт, 2 .., 5…;

1  большой луноход, 2 …, 5 … ;

1 серебристая ракета, 2 … , 5 … ;

1 яркая комета, 2 … , 5 … :

1 необитаемая планета, 2.. , 3 …

Логопед: Ребята, какие вы умные, все знаете, молодцы,  практически готовы к полету в космос, а сейчас давайте немного потренируемся:

  • подготовим ракету к полету:
  • почистим моторы: (Артикуляционное упражнение «Почистим зубки», «Маляры», «Вкусное варенье»);
  • продуем турбины («Чашечка», «Фокус»); 
  • проверим подготовку космонавтов (Упражнения из разных комплексов: «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Индюк»). 

К полету готовы! Теперь — в космос!

  • Выходим на орбиту (Круговые движения вытянутых в трубочку губ и языка). 
  • Сделаем посадку на этой планете (Дети выполняют артикуляционное упражнение — основу для постановки звука, над автоматизацией которого будет идти работа на занятии (звука Р): «Пулемет», «Автомат»). 

Логопед: На нашей планете живут слова с определенным звуком? Сейчас мы узнаем с каким.  

-Ребята, какой первый звук в слове РАКЕТА?

- Какй последний звук в слове ЮПИТЕР?

- Есть ли этот звук в слове КОСМОДРОМ? Где стоит?

- А в слове СКАФАНДР?

Логопед :  Поменяйте первый звук в слове на звук Р, чтобы получилось новое слово.


Хобот
 – РОБОТ

Танец – …(РАНЕЦ)
Забота – …(РАБОТА)
Мычать – …(РЫЧАТЬ)
Пугать – …(РУГАТЬ)
Макеты – …(РАКЕТЫ)

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием.
- А теперь представьте, что вы летите на космическом корабле. Начался звездный дождь, капли которого стали стучать по корпусу корабля. Внимательно послушайте, а затем повторите ритм дождя.

/  /  /  ;  /  //  // ;   //  //  // ;   //  //  / ;   ///  ///  ///;  /  //  //  /.

Дети отхлопывают ритм в ладоши.

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием! А теперь познакомимся с разными планетами, которые вращаются вокруг Солнца. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Планеты» (под музыкальное сопровождение)

Дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках

На Луне жил звездочет,

(из рук изобразить телескоп и поднести к глазу)
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два,

(загибать поочерёдно пальцы на обеих руках)
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
И звезде земной поклон.

(хлопнуть1 раз  в ладоши)

Логопед, Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Добавь словечко». Я буду читать стихотворение, а вы будете вставлять пропущенные слова.

Главным правилом у нас
Выполнять любой …(ПРИКАЗ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много… (ЗНАТЬ).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит… (ТРУД).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой … (В ПОЛЕТ).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на … (ОРБИТУ).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(МЕДВЕДИЦА).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (МЕДВЕДИЦА).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (МАРС).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (ТЕЛЕСКОП).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (РАКЕТА).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (КОСМОНАВТ).

Психолог:  А сейчас мы немного отдохнем и  подготовим наше тело к полету (под музыкальное сопровождение)

. 

Дети встают со стульев и повторяют движения за педагогом:

Всё готово для полёта»

(Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх).
Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта,

(Маршируют на месте).
Космонавты встали в ряд.

(Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе).
Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны вперёд).
Вот ракета полетела.

(Делают прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром.

(Приседают на корточки, затем поднимаются).

Логопед:  А сейчас мы с Вами поиграем в игру «4 лишний». Я буду называть слова, а вы назовете лишнее слово. Ответ будет засчитываться по поднятой руке.

  1. Юпитер, Сатурн, Нептун, ЛУНА(все планеты,  Луна-спутник)
  2. Лебедь, Лев, б. Медведица, МАРС (все созвездия, Марс-планета)
  3. Гагарин, Терешкова, КОНЮХОВ, Циолковский.(Все люди связаны с космосом, Ф. Конюхов –мореплаватель)
  4. Космическая станция, шатл, искусственный спутник, САМОЛЕТ (все летают высоко в космосе, самолет - ниже)
  5. Телескоп, обсерватория, планетарий, ТЕЛЕВИЗОР (все для изучения космоса, ТВ - это просмотр информации и   культурно-развлекательных передач)
  6. Меркурий, Земля, Венера, ГЛОБУС (все планеты, глобус -  макет Земли)

Психолог:  Сегодня люди, очень много знают о космосе. Скажите пожалуйста:

  • Кто был первым, кто полетел в космос? Кто из вас знает этого человека? (ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН).
  • Кто знает на чем он осуществил полет? (РАКЕТА «ВОСТОК-1»)
  • Кто сконструировал эту ракету? (СЕРГЕЙ ПАЛОВИЧ КОРОЛЕВ)
  • Но отцом русской космонавтики называют Константина Эдуардовича Циолковского.

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (фото)

— А вы знаете, что… одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он изобрел первую в мире ракету.

Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения.

Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и страдания. Она грозила замедлить все его  развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает и размышляет.  

Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. С большим удовольствием читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Отец отправил Костю в Москву. Там он продолжал сам учиться, тратил на книги последние деньги, часто голодал. болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него не было  возможности сделать настоящую модель.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. Тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

И только через много лет другой русский ученый, С.П. Королев (фото), смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала полетели собаки.  Первой в космос полетела собака Лайка. Она не вернулась. Потом полетели собаки Белка и Стрелка. Они вернулись на Землю а потом, в 1961 году полетел человек. И человек этот был  - Юрий Алексеевич Гагарин.

Психолог:  На космических партах, ребята, вас уже ждут разноцветные палочки, из которых каждый попробует сконструировать свою собственную, космическую ракету.

Дети конструируют ракету из счетных палочек

Психолог:  Ребята, а кто знает, один из самих главных секретов космонавтов: что им помогает преодолевать большое количество трудностей, например, встречу с многочисленными спутниками? Много знаний и хорошее настроение. И сейчас мы с вами запустим спутники вокруг Земли, а заодно поднимем свое настроение: «Игра запуск спутников вокруг земли».

Дети встают в круг. Педагог сначала передает один предмет

одному из детей. Дети этот предмет передают друг другу,

затем педагог постепенно добавляет постепенно

предметы, увеличивая скорость передачи предметов детьми

Подведение итогов занятия:

Логопед: ребята, давайте подведем итог, куда мы с Вами путешествовали? (В Школу космонавтов). Какие игры вам больше всего понравились? (ответы детей).

Сейчас мы проверим ваши космические знания и составим рассказ о Космосе,  а для этого я буду начинать предложение, а вы его заканчиваеть.

  1. Мы живём на планете… (ЗЕМЛЯ)
  2. Луна – спутник … (ЗЕМЛИ).
  3. Все планеты вращаются вокруг … (СОЛНЦА).
  4. Больше всех по размеру … (СОЛНЦЕ).
  5. В космосе много … (ЗВЕЗД).
  6. Первой в космос полетела собака … (ЛАЙКА). Она не вернулась.
  7. Потом полетели собаки … (БЕЛКА И СТРЕЛКА). Они вернулись на Землю.
  8. Первым космонавтом был … (ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН).
  9.  Космонавты надевают … (СКАФАНДРЫ).
  10.  В космосе находится в невесомости … (КОСМОНАВТ).
  11.  У космонавтов в тюбиках находится … (ЕДА).
  12. В космос летают с космодрома на … (РАКЕТЕ).
  13.  Изобрел первую в мире ракету …(КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ)

Психолог: пришло время попрощаться и посадить ракеты на землю (4-3-2-1 – посадка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности (социальная и коммуникативная компетент...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОСВЯЗИ учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет

Успешность, эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит отслаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем.Планируя свою работу, логопед должен предусмотреть работу воспитат...

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога  «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...