Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Мартынова Наталья Григорьевна

В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора  с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_s_detmi_ovz.docx22.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья

Н.Г. Мартынова, музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад «Солнышко»

Аннотация. В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора  с детьми ограниченными возможностями здоровья.

В последние время значительно увеличился интерес к народному творчеству.  В детских садах и не только, всё чаще стали проводиться фольклорные, фольклорно-обрядовые праздники и развлечения. Хорошо, что мы продолжаем вспоминать о своих корнях и даём возможность детям прикоснуться к  народному творчеству многих поколений.

В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я как музыкальный руководитель использую:

  • Колыбельные песни для прослушивания в младшем возрасте и разучивание в старших группах;
  • Народные танцы, хороводы – русская кадриль, танец с платочками, с веточками;
  • Народные игры – «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Ручеек», «А, мы сеяли, сеяли лён», «Гори, гори ясно»,  и многое др.;
  • Оркестр русских народных инструментах для прослушивания, для свободной пляски, также использую как фонограмму для оркестра с детьми на ударно-шумовых инструментах.

Значения фольклора как мы уже знаем, влияет на оздоровление организма в целом, способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше усвоить, а потом и воспроизвести их содержание. Потешки очень хорошо развивают внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Такие как: «Две тетери», «Капуста», «Сорока-ворона», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней. «Пальчик-мальчик», для развития мелкой моторики рук,  некоторые потешки используют в играх со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияет на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые образцы можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например,  «Киска»).

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную  и игровую деятельность, а воспитателям использовать в повседневной работе, причём в любое время года, за исключением обрядового фольклора, посвящённого определённым календарным праздником.

Учитывая значение народного творчества, и выбирая материал для разучивания, конечно же, необходимо понимать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного. Дети должны понимать содержание текста в целом и значение каждого слова. Выбирать материал более доступный для «проблемных» детей.

При проведении музыкальных занятий в группе, где имеются дети с ограниченными возможностями здоровья важно учитывать следующие моменты:

  1. Индивидуальные, возрастные, диагностические особенности детей. От это будет зависеть музыкальный материал, работа с  детьми ОВЗ требует постоянного поиска новых методов и приёмов, используемых на занятиях.
  2. На самом занятии мне важно поймать момент, когда все дети смотрят, слушают и слышат. Одним из таких приёмах, может стать песенки–приветствия. Предназначенные  для создания определённого ритуала, обозначающего начало занятия. Это помогает  настроить детей на весёлый, эмоциональный лад. Песенка воспроизводится систематически из занятия в занятие, что позволяет создать комфортную психологическую обстановку, формировать чувство доверия к окружающим, что является важным компонентом с детьми ОВЗ.
  3. Использование разных видов занятий:

-Традиционное – разнообразные задачи решаются с использованием разных видов музыкальной деятельности.;

-Доминантное – на протяжении всего занятия идёт работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;

-Тематическое – все виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например «Весна»;

-Комплексное – одна тема раскрывается через все виды: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой и ручной труд.

Очень полезно проводить комплексные и тематические занятия с детьми ограниченными возможностями здоровья. Используются на нём загадки, стихотворения, инсценировки, песни, игры, хороводы (например «Весёлый огород» С.Соснина, «Найди овощ» р.н.м., «Урожайная» А.Филиппенко и др.).

4.Использование при построении и проведении занятий ряд упражнений и игр:

  • Упражнения, способствующие развитию дыхания, артикуляции голоса;
  • Упражнения для развития мимики и орального праксиса;
  • Упражнения, развивающие общую и мелкую моторику;
  • Упражнения и игры подражательного характера;
  • Упражнения и игры на развитие внимания и памяти;
  • Игры и этюды для развития волевых качеств личности;
  • Игры, упражнения, танцы, способствующие координации пения с движением, движения со словом;
  • Упражнения,  способствующие развитию мышления, мыслительных операций (анализа и синтеза);
  • Упражнения,  способствующие формированию навыков по всем видам музыкальной деятельности;
  • Разнообразный материал, способствующий развитию слухового восприятия;
  • Материал (песни, игры с пением, игры со словом, инсценировки), способствующий активизации речи детей;
  • По возможности чаще использовать музыку с «организующим» или «возбуждающим» ритмом (марши, музыку, побуждающую к активным движениям).

Упражнения же, являются профилирующими, чрезвычайно полезными для использования при всех речевых нарушениях.

Подведение итогов работы осуществляется через праздники и развлечения, постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников.

Всё, чем занимаюсь я  в детском саду с ребятами, а особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья, построено на том, чтобы помочь детям справиться с этим недугом, развивать в детях уверенность в себе, так как музыкальное воспитание является одним из важных составляющих в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь детей. А главное – придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребёнку и взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

Использование игровых технологий с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо задуматься о поиске путей для оздоровления дошкольников, а так же об определение средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению.Основной деятельностью у детей ...

Музыкальная деятельность как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержк...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...

«Инновационная образовательная практика использования фольклора в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка позволяет понять как можно использовать фольклор в работе с дошкольниками с ОВЗ...