Буклет "Использование мандал в практической работе с детьми"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Клюева Оксана Васильевна

Использование мандал как практического инструмента для самопомощи в трудных ситуаций даёт поистине удивительный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_ispolzovanie_mandal_v_prakticheskoy_rabote_s_detmi.pptx754.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» (МБДОУ «ДСОВ «Сказка») «Использование метода мандал а в практической работе с детьми» П равила работы педагога с ребенком при использовании мандалы : Если это мандалы -раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению. При этом никаких правил для раскрашивания мандал нет. Раскрашивать их можно чем угодно: красками, карандашами, фломастерами и т.д. Порядка раскрашивания также не существует – от центра к краям или наоборот, по часовой стрелке или против – не важно. Даже не обязательно раскрашивать все замкнутые области, можно оставлять их не раскрашенными. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, нитки, цветной песок, декоративные мелкие камни, природный материал и д.т . ) ребенок выбирает самостоятельно. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала . Практикуется использование музыкального сопровождения. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия. Педагог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. Принцип избегания комментариев по поводу работы. Памятка для педагогов Материал подготовила и реализовала: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог п.Унъюган 2022 Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату . С какого возраста можно заниматься? 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с ребенком безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий ). 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных (набор карандашей, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком), создание мандал из декоративных камней, природного материала, пластилина других материалов, доступных данному возрасту . 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных, создание мандал из любых материалов . В работе с дошкольниками работать с мандалой можно как на индивидуальном, так и на групповом занятии, используя различные виды мандалатерапии : Созерцание мандал . Только при системати-ческом созерцании мандал можно говорить о переменах. Предлагается внимательно разглядеть картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы , продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально. Раскрашивание мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными) . Создание собственных мандал из природного материала, бисера, цветного песка, бумаги, ниток, пуговиц и т. д. Рисование собственных мандал .

Слайд 2

Работа с мандалами помогает: - гармонизировать внутреннее состояние; - создавать и реализовывать свои намерения и цели; - раскрывать свои творческие способности; - научиться познавать себя; - гармонизировать личное пространство; - наполнять себя позитивными энергиями; - мандала помогает развить саморегуляцию . Бывают мандалы как круглые, так и квадратные, и треугольные, и прямоугольные. Но в работе с детьми желательно использовать круглые мандалы , так как в круге нет углов . Ч ем же полезны мандалы для детей ? Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал , так и при строительстве. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы — это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. Это не только красивые украшения для интерьеров, но и настоящие обереги, приносящие удачу и гармонию в дом. А использование мандал как практического инструмента для самопомощи в трудных ситуаций даёт поистине удивительный эффект. Каждая мандала несёт своё предназначение, каждый цвет, вплетённый в мандалу , имеет силу. Значение цветов в мандале : Красный Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия. Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию. Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом. Синий (голубой) Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу. Жёлтый Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами. Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества: Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других. Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность. Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь. Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение. Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери. Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя. Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом. Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе. Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий. Серый — безнадёжность, депрессия, вина . Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры. Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперементально - практическая работа с детьми раннего возраста по формированию культурно – гигиенических навыков.

Выпускная квалификационная работа, выполнена на тему "Общение педагога с детьми как условие развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста". Данная тема является актуально...

Нетрадиционная техника использования коктейльных трубочек «ЧибТехнология», применение новых умений и навыков в практической работе с детьми в условиях ФГОС.

Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, оживить, воплотить, сыграть, почувствовать, что я и стремлюсь сделать используя эту технологию....

Использование мандал композиций в практической работе с детьми

Использование мандал композиций в практической работе с детьми.     Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной задачей на сегодняшний день. Одной из техник арт-терапии является ...

Мастер класс "Приемы практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям?В работе с детьми с ОВЗ большую роль играет творческая деятельность, в п...