Статья: Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

В И А

Формирование элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития зависит от качества психолого-педагогических условий обучения. Ни один вид деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР не может развиваться полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на детей с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Ведь все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный оказываются несформированными у таких детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.  

 

Формирование элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития зависит от качества психолого-педагогических условий обучения. Ни один вид деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР не может развиваться полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие на детей с проблемами в развитии состоит, прежде всего, в формировании психологических механизмов деятельности. Ведь все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный оказываются несформированными у таких детей.

Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков.

Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР наиболее продуктивна именно в дошкольном возрасте. Наибольшие трудности представляет коррекция нарушений познавательной деятельности. В процессе осуществления коррекции психического развития учитывается своеобразие познавательной деятельности, сформированность умственных действий. Осуществляя коррекционно-педагогическую работу, следует учитывать:

  • своеобразие интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
  • гетерохронное развитие различных психических функций;
  •          неравномерность развития операционной и содержательной стороны психической деятельности.

Для овладения математическими представлениями необходим достаточный уровень развития практических действий с предметами. У детей с ЗПР недостаточно сформированны такие действия как хватание и манипуляции, у детей они носят стереотипный монотонный характер, не направлены на выявление свойств предметов.

У детей замечается плохая координация движений, моторная неловкость, медленное переключение с одного движения на другое. Это приводит к ухудшению формирования счетной деятельности, так как у таких детей ухудшаются ручные действия, они не могут находить способы действий с группами однородных предметов.

 Для формирования элементарных математических представлений и использования их в повседневной практике необходим определенный уровень самостоятельности мышления, что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Представления о множестве, геометрических фигурах, числе, арифметических действиях составляют основу математической подготовки детей. Они отражают связи и отношения предметов внешнего мира и являются понятиями высокой степени абстрактности и обобщенности. Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР происходит при речевом недоразвитии, недостаточности чувственного познания. Это затрудняет обнаружение и обозначение сущности явлений окружающего мира и связей между ними.

У детей с задержкой психического развития не используют метод проб, так как они при решении повторяет непродуктивные действия.

 Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР строится на игровой основе. Игры-занятия – это наилучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания. Педагогический замысел каждого занятия должен быть направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Участие в занятии ребенка стимулируется желанием играть.

Для математического развития детей с ЗПР значимы игры с правилами (подвижные и дидактические игры), творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные). Они могут использоваться на специально организованных групповых и индивидуальных занятиях, в совместной деятельности детей и взрослых. Активное применение в подобных играх математического содержания не только формирует элементарные математические представления у детей, но и помогает установлению эмоционального контакта детей и взрослых, взаимоотношений детей друг с другом сначала в играх рядом, а затем и в совместных играх. Содержание математического характера может активно вводиться в совместную деятельность взрослых и детей в различные режимные моменты: на прогулке, во время досуга.

Дети с ЗПР не владеют счетом или наблюдается неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета, а также «безытоговый» счет. В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве.

При овладении элементарными математическими представлениями у детей с ЗПР происходит корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности, отмечаются качественные изменения в познавательных процессах детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация специальной коррекционно-педагогической работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений предполагает учет своеобразного развития познавательной деятельности, индивидуальных особенностей и положительных возможностей каждого ребенка. Это будет способствовать накоплению жизненного опыта, освоению количественных представлений, что важно для ориентировки в окружающей действительности.

Занятия по формированию математических представлений проводятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность. Занятия направлены на:  

  • выявление         уровня         сформированности         элементарных математических представлений у детей;  
  • определение         потенциальных         возможностей         развития элементарных математических представлений у детей, что дает возможность воспитателю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения;  
  • формирование у детей         положительного эмоционального отношения к занятиям по развитию         элементарных         математических представлений;  
  • развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;  
  • формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением;  
  • развитие интереса и потребности к эмоциональному общению c воспитателем и c детьми по ходу занятия;
  • формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков с         использованием         ЭМП (элементарных математических представлений).  
  • привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов.

На занятиях по формированию математических представлений важно обеспечить смену различных видов деятельности. Поэтому в свободном доступе детей должны находиться разнообразные наборы мелких однородных и неоднородных предметов, игрушек, а также различный природный и бытовой материалы (крышки и пробки от бутылок, вышедшие из употребления пуговицы, шишки, желуди, бобы, ракушки). В ходе обучения воспитателю необходимо создать атмосферу игры, которая радует детей, побуждает думать, размышлять, высказываться, решать интересную и значимую задачу.  

Особая роль в создании образовательно-развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты. К ним относятся игры и конструкторы серии «Лето», различные лото, домино, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, картинки-головоломки, карточки-схемы, маршрутные карты и многое другое.  

Важным условием успешной работы является гибкость в выборе форм обучения математическим представлениям, хорошо продуманная и интересная система игровых занятий.  Необходимо правильно определить место каждого занятия среди других, сделав его звеном единой цепи.  

Реализуя работу по формированию математических представлений, педагог должен учитывает уровень развития детей с ЗПР и особенности обеспечения ее наглядным (демонстрационным, раздаточным) материалом. Исходя из этого он намечает программные задачи, структуру, содержание занятий, подбирает методические приемы и соответствующие дидактические игры и упражнения. Важно, чтобы занятия с аналогичными программными задачами в каждом отдельном случае (с учетом этапа обучения) строились по-разному, поддерживая интерес детей к ним. Организация, структура и форма занятия разнообразны. Это зависит от диагноза ребенка, возраста, содержания занятий и подготовленности детей.

Важное значение для успешной работы имеет личностно-ориентированное, позитивное отношение к ребенку педагога, которое не должно зависеть от реальных успехов дошкольника. В начале обучения педагог предоставляет каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Учитывая возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, педагог увеличивает также и объем работы. Он положительно оценивает каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым содействуя развитию его самостоятельности и активности.  

Очень полезно давать детям творческие задания: что-то придумать, догадаться, подобрать похожие ситуации, найти решения. Под руководством  педагога дошкольники активно ищут ответ на поставленный вопрос, рассуждают, анализируют, сравнивают, нередко ошибаются, но при его поддержки находят нужное решение. При этом педагог дает каждому ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом детского творческого коллектива, понять насколько важно его участие в общем поиске решения проблемной ситуации, стремится создавать атмосферу взаимопонимания и доверия детей друг другу и взрослому.

Благодаря зрительному, слуховому и двигательно-кинестетическому анализатору формируется  способность к пространственному ориентиру, следовательно, и  полноценное овладение знаниями о пространстве.  

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.  

У ребенка происходят существенные изменения при формировании пространственного восприятия в результате развития речи, он понимает и активно использует обозначения пространственных отношений.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:

  • На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например, метание мяча в ту мишень, которую указывает воспитатель с помощью светового (звукового) сигнала.  
  • На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных), а также графических знаков.

Во время занятий по формированию представлений о пространственном расположении частей тела дефектолог использует различные игры-шутки. Детям это очень нравится, они вызывают у них радостные эмоции. Игры состоят их поговорок, песен в виде стиха и разными движениями, помогающие детям лучше координировать. Например: «Ладушки», «Водичка-водичка».

Также в процессе рисования, совместного изготовления самоделок, необходимо учить детей воспроизводить ритмический рисунок последовательности времен года, месяцев, частей суток, дней недели.  

Стимулировать интерес детей к играм игровым упражнениям можно на основе содержания сказок, стихотворений, игр и желание активно участвовать в них, использую символические средства, характеризующие времена и месяцы года.  

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей.  

Основными задачами коррекционной работы по передаче математических знаний (с учетом особенностей детей с ЗПР) являются:

  • развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять

по образцу, группировать предметы по заданному количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов, их функционального назначения и расположения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве;

  • обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств, используя при этом практические приемы, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости;
  • формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражания, действия по образцу, выполнения занятий по словесной инструкции;
  • развитие речи, то есть обучение употреблению в речи слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения слов, обозначающих действия с предметами;
  • установление с детьми личного эмоционального контакта, делового сотрудничества.

Основной формой работы по формированию элементарных математических представлений в группах детей с ЗПР является обучение детей на занятиях. Эта же работа продолжается на индивидуальных занятиях с каждым воспитанником.

Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет с задержкой психического развития требует не только высокой умственной активности, способности «действовать в уме», но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Овладев элементарными математическими представлениями дошкольник с ЗПР станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, аргументировать свою правоту другим, что, в целом, позволит ребенку успешно развиваться и учиться. Специально подобранные коррекционные занятия позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.

Использование игровых возможностей в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к дальнейшей учебной деятельности дошкольника с задержкой психического развития.

                                                                                                                  Воронцова Ирина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...