Статья. Опыт работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
статья по математике (средняя группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Статья в журнал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx217.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»

                                                                                                                                                                                                                                           

Опыт работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

C:\Users\Пользователь\Desktop\сертификат за статью.jpg

                                                         

                                                       

                                                                  Выполнила:

                                                                  воспитатель Девятловская Н.А.  

                                                                  первая квалификационная категория

г.Лесосибирск, 2024г.

      Математика- это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную), это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений. Математика для дошкольников  позволяет одновременно решить сразу несколько  задач,  главная  из которых- привить детям основы логического мышления и научить простому счету. В мир математики ребенок попадает с маленького возраста.  А в течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта, творческого и вариативного мышления и учебной деятельности.

        К проблеме обучения математике дошкольников  обращались  еще педагоги и ученые, начиная с 17 века (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Специальных пособий они не разработали, а основные свои идеи включили в книги по воспитанию и обучению. Современные же педагоги  20- 21 века разработали новые подходы к обучению детей именно элементам математики. Так Щербакова Е.И. разработала учебное пособие «Теория и методика математического развития дошкольников», в котором использовала прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста элементам математики. На современном этапе проблемой математического развития детей так же занимались Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок- это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно и легко).

     Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Из народных сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени (время года, времени суток, днях недели)  о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях, о связи человека с природой, с предметным миром. Авторские математические сказки позволяют как сформировать, так и закрепить представление о числе, величине предмета, геометрических фигурах и т.д. Использование сказки в процессе обучения позволяет найти путь в сферу эмоций ребёнка, раскрыть его познавательные способности, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.  

В сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваиваются они как бы сами собой.

      Такие виды сказок считаю одним из эффективных средств формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, поэтому на занятиях по математике часто обращаюсь именно к русским народным и авторским математическим сказкам, начиная уже со второй младшей группы. Такой метод использую как на самих занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми вне занятий. Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей,  тематики занятия и теме недели.

      Так в младшем возрасте использовала более простые игры и упражнения по формированию математических представлений посредствам сказок, например:

1. Тема недели «Дары осени»- на примере сказки «Репка» дети знакомились с количественным счетом до 3 (Сколько животных тянули репку? Сколько людей тянули репку?), с величиной предметов (маленький- средний- большой), пространственными отношениями (предлог «за»). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. Закрепляются понятия «Один- много»,

2. Тема недели «Квартира, мебель»- использовала русскую народную сказку «Три медведя» (дети знакомились с понятиями высокий- низкий, длинный- короткий, большой- маленький, закрепляли счет в пределах 3), Детям давались следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

3. Тема недели: «Кто живет рядом с нами?» была использована сказка «Курочка Ряба» (дети учились собирать целую геометрическую фигуру из частей).

    С детьми средней группы на тематической недели «Кто живет в лесу?» использовала русскую народную сказку «Колобок», где на занятии дети учились считать до 5, осваивали порядковый счет (Кто повстречался Колобку первым? вторым? третьим?), продолжили знакомство с геометрическими фигурами и моделировали диких животных из геометрических фигур на магнитной доске.

     Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй- лягушка и т. д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица- стало четверо. Занятие прошло на тематической неделе «Дом, улица, город».

Так же были использованы фольклорные сказки «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Гуси- лебеди» и др.

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. При обучении детей элементарным математическим представлениям использую такую форму занятий, как занятия-путешествия (занятие «Путешествие с Колобком»). Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь Колобку, где выполняя интересные задания, дети легко усваивают  математические понятия.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

     Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей:

1.расширяет математический кругозор дошкольников;

2.способствует математическому развитию;

3.повышает качество математической подготовленности;

4.позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности;

5.активно использовать математические знания в повседневной жизни.

    Для закрепления математических представлений для детей средней группы в центре математического развития «Заниматика» были созданы дидактические игры: 

-«Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси», 

-«Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», 

-«Весёлый счёт» по сказке «Репка»,

-«Расставь по порядку» по сказке «Теремок»;

-«Логические таблицы» по сказке «Колобок».

        В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме, расширяя её разными видами устного народного творчества (стихи, потешки, загадки и т.д.); обращусь в своей работе и к математическим сказкам (цифровым, геометрическим, понятийным, комплексным) и их сочинительству вместе с детьми; буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду в группе новыми дидактическими играми и пособиями.

Используемая литература:

 1.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
2.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

Формирование основ алгоритмической деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских – народных сказок

Формирование основ алгоритмической деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством русских – народных сказок...

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...