Дары Фрёбеля в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Белявина Анастасия Сергеевна

Дары Фрёбеля 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_frebelya.docx338.97 КБ
Файл dary_frebelya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

Дары Фрёбеля в познавательном развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья

Белявина Анастасия Сергеевна

учитель - дефектолог

«Использование «Даров Фребеля» в работе с дошкольниками»

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель родился 12 апреля 1782 году, Он был шестым ребенком в семье причем в семье не богатой.

В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе.

В 1839 году Ф. Фребель открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста.

Через год в 1840г Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.

Почему это именно «сад»? Ф.Фребель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.

ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ И ИГРЫ С НИМИ.

Ф. Фребель разработал свой дидактический (обучающий) материал для детей дошкольного возраста.

Теперь мы перейдем к знакомству со структурой и содержанием комплекта методических пособий и по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».

Надо отметить, что игровой набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева, что безопасно для реализации и применения ребенком, и создает условия для организации как совместной деятельности взрослого, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

В составе набора 14 модулей:

Модуль 1 «Шерстяные мячики»

Модуль 2 «Основные тела»

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Модуль 4 «Куб из брусков»

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Модуль 8 «Палочки»

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Модуль 10 «Фишки»

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Модуль 13 (5B) «Башенки»

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Я вам представлю не все наборы, а только те которые часто применяю в своей практике.

Знакомство с каждым из наборов происходит по этапам:

  1. Визуальное обследование «Дара» как целого;
  2. Свободная игра ребёнка с «Даром»;
  3. Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка;
  4. Совместное конструирование с педагогом;
  5. Конструирование по образцу;
  6. Конструирование и переконструирование, манипуляции с наборами: большое – маленькое, трансформация одного в другое, предоставление работе новых частей, качеств;
  7. Самостоятельная деятельность ребёнка с «Даром» в силу уже имеющегося опыта.

ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ.

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги они помогают детям различать цвета и осваивать пространственные представления. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Такие игры учат детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Игры с текстильными мячиками создают очень приятные ощущения – мячики уютные, теплые, живые, яркие, вязаные.

Что развивает первый Дар у детей.

У детей:

- тренируется мелкая моторика рук;

- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;

- дети изучают цвета и формы;

- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.);

- с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;

- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.

Модудь № 3,4,5,6

Дает возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.

Набор №7: Цветные фигуры

Позволяет ребенку «окунуться» в мир различных плоскостных геометрических фигур, в результате чего тренируется мелкая моторика рук, развивается зрительно-моторная координация, речь и мышление.

Набор №8: Палочки

Помогает детям обучиться счёту, овладеть простейшими математическими действиями (сложение и вычитание) с использованием палочек, способствует развитию творческих способностей (составление различных узоров и картинок, развивает речевые способности и самостоятельную игровую деятельность ребёнка.

Набор №10: Фишка

«Цветные тела»

Знакомит ребенка с различными геометрическими формами, тренирует мелкую моторику рук, развивает сенсомоторные навыки, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.

Набор №11: Цветные тела (JUN GABE 1)

Включает цветные геометрические фигуры - куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр.

Возраст: с 2-3 лет

Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.

Набор №12: (JUN GABE 2)

Мозаика и шнуровка

Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета.

Возраст: с 2-6 лет

Учит создавать рисунки по образцу и самостоятельно. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга. Можно использовать, как дополнение к дару №10

Набор №14 — Арки и цифры

3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия.

Возраст: с 4-5 лет

Развитие сенсомоторных навыков, подготовка руки к письму и развитие творческих способностей.

Вывод:

      Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, можно увидеть результаты. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Дети стали ориентироваться в направлениях, улучшилась мелкая моторика, зрительно-моторная координация, речь, мышления, научились классифицировать сортировать сравнивать предметы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дары Фрёбеля в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского кра я Учитель - дефектолог Белявина Анастасия Сергеевна

Слайд 2

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель – известный немецкий педагог, основоположник понятия «детский сад» , создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. « Детская игра — это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира » Фридрих Фрёбель .

Слайд 3

Цель: развитие у детей познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля ».

Слайд 4

Задачи: - познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности; - развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте; - развивать физические качества детей; - развивать творческое воображение детей; - развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля »; -способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фрёбеля ».

Слайд 5

В основу деятельности детского сада, по мнению этого педагога, следует положить игры-занятия. Набор Фрёбеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.

Слайд 6

Первый дар Фрёбеля «Текстильные мячики » Состав: представляет собой набор цветных мячиков различных цветов. Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет. Цель игры: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, изучение цвета, формы и качеств предметов, формирование пространственной ориентации.

Слайд 7

Последовательность работы с мячиками такова: Знакомство - манипуляции с мячом (сжимание мяча, подбрасывание, метание, ловля и катание) Знакомство с цветом: упражнения «Сортировка мячей по цвету» , «Найди мяч нужного цвета», «Какого мяча нет?», «Цветной мячик», «Путешествие цветных мячиков», Знакомство со свойствами шара (через действия с мячами): упражнения - «Мячик спит» - состояние покоя на горизонтальной поверхности - «Мячик катится по дорожке» - движения по поверхности - «Мячик катится с горы» - движения по горизонтальной поверхности «Мячик катится по тропинке»- движение по кривой поверхности Знакомство с окружающим: Упражнения: - «Как меня зовут?» (имя собственное ребёнка) - «Как тебя зовут? » (имя сверстников ).

Слайд 8

Поиграем с мячиком! За веревочку держу, По мячу ладошкой бью, Мячик, мячик, мой дружок Мягкий, мягкий, мягкий бок. За веревочку держу, И другой ладошкой бью, Мяч бросаю и ловлю Я с мячом играть люблю! Мячик – непоседа ( на знакомство с направлением движения) «Пила» (движения вперёд-назад) . «Я пила, пила, пила, Всё пилю, пилю, пилю, Перепиливаю! Вперёд-назад, вперёд-назад» «Скачут мячики» (движения вверх-вниз ). « Скачет мячик, прыг да скок, Скачет мячик в кулачок, И по пальчикам ладошки пальчик каждый стоит в ряд, И в ладошку, и назад!» «Часики» (движения маятниковые ). «Я весёлая лиса» (круговые движения ). Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса.. «Рыбка» (плавательные движения ).

Слайд 9

Второй дар: «Основные тела» Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика . Возраст: от 3 – 4 лет. Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Слайд 10

Дар третий: Состав: куб, разбитый на 8 кубиков. Возраст: от 3 лет. Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии. Дар четвертый: Состав: куб, разделенный на 8 плиток. Возраст : от3 лет. Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации .

Слайд 11

Дар пятый : Состав куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие . Возраст: с 5 лет. Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами ( куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации .

Слайд 12

Дар шестой : Состав куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры. Возраст: с 5 лет. Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения .

Слайд 13

Седьмой дар «Цветные фигуры» Состав: плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Возраст: от 5-6 лет . Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов. Направленность: развивает воображение.

Слайд 14

Восьмой дар «Деревянные Палочки» Состав: кейс с девятью отсеками, палочки разные по длине, по цвету и неокрашенные детали. Возраст: от 5-6 лет. Цель: развитие элементарных практических логических и творческих способностей, пространственного мышления, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, конструировать, выполняя различные строительные комбинации.

Слайд 15

Девятый дар «Кольца и полукольца» Состав: кольца и полукольца. Возраст: от 5-6 лет. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. Познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Слайд 16

Десятый дар Мелкие разноцветные фишки (точки). Возраст: от 5-6 лет . Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, обучение счету использование фишек в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание), развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, развитие игровой деятельности ребенка .

Слайд 17

Одиннадцатый дар «Цветные тела» Состав: веревочка, бусины в виде геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Возраст: от 2-3 лет. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение различных геометрических форм, развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Слайд 18

Двенадцатый дар «Мозаика и шнуровка» Состав : м озаичное поле, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу, изучение комбинаций форм и цветов, подготовка рук к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Слайд 19

Тринадцатый дар Состав: б ашенки (треугольные призмы и полуцилиндры , а также кубы с вырезом под цилиндр .). Возраст: от 4 лет. Цель: закрепление название геометрических фигур, конструирование, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка .

Слайд 20

Четырнадцатый дар «Арки и цифры» Состав: Арки и цифры (3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия ). Возраст: от 5 лет. Цель: закрепление название геометрических фигур, конструирование, развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.

Слайд 21

Вывод Предложенные игры помогут Вам в работе с детьми, вдохновят к созданию собственных вариантов игр и позволят шире использовать игровое пособие «Дары Фрёбеля »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...

Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...