Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Полина Викторовна Болдырева

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.

Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.

Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в обществе.

Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю.

Учеными доказано (российскими и зарубежными), что движение, организованное музыкой, усиливает оздоровительные возможности.

Танцевальные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения, раскрепощению, эмоциональному равновесию: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного вида деятельности к другому.

Воспитанникам с особыми образовательными потребностями необходима особая технология физического развития.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников я - инструктор по физической культуре начала поиск технологий и остановила свой выбор на степ-аэробики.

Степ-аэробика — одна из форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса у детей с ОВЗ к процессу выполнения физических упражнений.

 Занятия степ-аэробикой рассматриваются как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях степ-аэробикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию воспитанников и их самоощущения как индивидуальности.

Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.

Степ-аэробика может проводиться:

  • в виде полных занятий оздоровительно-тренировочного характера для детей, имеющих минимальные физические ограничения длительностью не более 25-30 минут;
  • как часть занятия (не более 10-15 мин);
  • в форме утренней гимнастики, что усиливает ее эмоциональный и оздоровительный эффект на детский организм;
  • в виде показательных выступлений на детских праздниках;
  • в форме степ-развлечений.

Занятия степ – аэробикой осуществляются с применением нестандартного спортивного оборудования - снаряда «Степ-платформа».

Степ-платформа используется разнообразно:

  • в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползания;
  • для подвижных игр;
  • для проведения эстафет;
  • для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;
  • для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Целесообразный подбор и рациональное использование степ-платформы способствует формированию у воспитанников с ОВЗ разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. 

Данный вид физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется в нашем детском саду в течение двух лет. Мы развиваем это направление, и сейчас у нас имеется определенный опыт в организации занятий.

Занятия в группах комбинированной направленности проводятся в оздоровительно-тренирующем характере, продолжительностью 25 - 30 мин в первой половине дня. На занятиях изучаются и отрабатываются базовые шаги, танцевальные связки с наклонами и приседаниями. Обучение новым элементам занимает 4–5 занятий иногда время увеличивается из-за индивидуальных особенностей развития воспитанников.

В работе с воспитанниками с ОВЗ большое внимание уделяется развитию координации. Для развития координационных способностей используется широкий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совершенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, дифференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равновесия, мелкой моторики, ритмичности движений.

Развивая координацию постепенно усложняю упражнения, учитывая индивидуальные особенности воспитанников. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. Соответственно ведется работа, направленная на развитие пространственной ориентировки в большинстве случаев с первого уровня – с собственного тела.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Естественно, что воспитанникам нравится подвижная, современная музыка, но исходя из поставленных задач музыка используется с разным темпом и характером.

Обобщая вышесказанное хочется еще раз отметить что, упражнения на степ-платформах, совмещенные с элементами аэробики дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Музыкальное сопровождение позволяет целенаправленно развивать умение детей с ОВЗ совмещать свои движения с музыкой. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степах создают зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных групп мышц, корректировки выполняемого движения в соответствии с заданными образами.

В дальнейшем планирую продолжить использовать данную педагогическую технологию в работе, так как неоспорим факт положительного влияния  музыкально-ритмического воспитания на развитие личности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

Статья «Возможности стихотворного произведения для речевого развития учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

В статье описываются различные продуктивные методы и приемы заучивания стихотворения: метод "Пиктограмм", «Стихи на коромыслах» (по Базарному), Или Метод «Заучивание стихов с помощью веревоч...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья  Подготовила:  Воспитатель:  Гуслякова  Н.В. ...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...