Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения включает следующие разделы: умственное, эстетическое, нравственное, физическое, семейное воспитание. В статье рассматривается направление коррекционной работы каждого раздела. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Подготовила: Ушкалова Т. В.

 

Раздел

Направления коррекционной работы (кратко)

Умственное воспитание

1. Сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие и воспитание его восприятий.

 Задачи: 

   - научить детей оценивать восприятия, полученные посредством различных анализаторов, и соотносить их с предметами, выделяя существенные и характерные качества последних. 

 Содержание работы:

1. Развитие осязающей  руки  (ощупывание предметов, форм, материалов).

2. Применение действий с предметами, предметных манипуляций.

3. Развитие  предметно-пространственной  ориентировки.

4. Знакомство с различными простейшими объемными, плоскими формами.

5. Развитие осязания.

6. Классификация предметов.

7. Развитие слуховых восприятий, их оценка.

8. Воспитание умения слушать и слышать (пересказывание рассказов по частям (один начинает, другой заканчивает).

9. Музыкальное воспитание.

10. Развитие голоса детей.

11. Развитие обоняния и вкуса.

Методы работы:

1. При показе и объяснении новых предметов педагогу следует обратить внимание детей на последовательность знакомства с предметами, планомерность их обследования.

3. Объяснения и рассказы педагога  должны быть развернутыми, практический показ – последовательным.

2. Развитие речи дошкольников. Подготовка к обучению чтению и письму.

Задачи:

   - предотвращение формализма при употреблении слов;

   - накопление словаря;

   - развитие монологической речи.

Содержание работы:

   - составление рассказов о предметах (описание внешних признаков предметов);

   - развитие фонематического слуха;

   - различение и воспроизведение звуков окружающей действительности;

   - анализ звукового состава речи;

   - развитие осязающей руки;

   - знакомство с прибором Брайля, шеститочием;

   - знакомство с предметами ближайшего окружения;

   - «оречевление» (сопровождение своих действий словесными объяснениями;

 

3. Формирование дочисловых понятий и представлений, выработка навыков счёта.

Задачи:

   - развитие начальных математических понятий;

   - развитие понятий о величине, форме, положении;

   - обучение сравнению предметов по величине, форме, количеству;

   - развитие пространственных представлений.

Содержание работы:

   - сравнение предметов по величине (длинный - короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый-тонкий);

   - работа по конструированию (понятия «право – лево»);

   - ориентация в пространстве;

   - сравнение количеств  предметов (сравнение понятий «один-много», «столько же»);

Методы:

   - занятия аппликацией, лепкой, конструированием;

   - привлечение большого количества наглядного материала;

   - проведение занятий в игровой форме;

   - использование дидактических игр;

   - эмоциональное, чёткое, динамическое изложение материала;

   - рациональная смена форм деятельности;

   - индивидуальный подход к каждому ребёнку;

 

Эстетическое воспитание

  Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс достижения определённой степени эстетического развития чувств детей, сознания, поведения,  и деятельности, что включает в себя формирование таких свойств личности, как эмоционально-чувственная отзывчивость к прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, героическому и пошлому; комическому и трагическому в искусстве, в жизни, в природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами.

Задачи:

   - формирование совокупности представлений и знаний по основам этики;

   -  формирование способности понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке;

   -  развитие потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности;

   -  выработка опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей;

     - формирование эстетических идеалов.

Методы работы:

   - опора на все сохранные анализаторы воспитанников, используя рельефные наглядные пособия и тифлотехнические средства (лупы, бинокли, монокли и др.);

   - заполнение досуга детей кинофильмами, занятиями лепкой, рисованием, выпиливанием, вышиванием, вязянием и др.);

Содержание работы:

   - музыка воспитание, овладение навыками пения (развитие музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, увеличение запаса слуховых представленией);

   - прослушивание  художественных произведений (восприятие словесных образов, вызывание живых и ярких эмоций);

   - обучение выразительному чтению, пересказу (понимание текста, акцентные ударения, ритм);

   - труд, бытовые поступки;

   - экскурсии и беседы после них;

   - участие детей в украшении помещения;

   - сервировка стола, поддержание порядка в группе, создание уюта, ежедневные дежурства;

   - охрана природы, уход за домашними питомцами;

   - вслушивание в звуки природы, пение птиц, шелест листвы и т.д.

   

Нравственное воспитание

    Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности в единстве её сознания,  нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Задачи:

   - формирование нравственного идеала, этических ценностей, норм и оценок;

   - развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, доброта, стыд, товарищество и т.д.);

   - формирование опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и трпдициями, выработка нравственных привычек;

- преодоление пассивного отношения к жизни и труду.

Принципы нравственного воспитания:

   - целенаправленность всей жизни и  деятельности детей и воспитательной работы с ними;

   - воспитание в коллективе;

   - учёт возрастных, индивидуальных и специфических особенностей , обусловленных утратой зрения;

   - требовательность и уважение к личности ребёнка;

   - системность и последовательность требований, единство требований педагога и всего педагогического коллектива;

   - упражнения в нравственных поступках.

Содержание работы:

   - формирование нравственности в повседневных отношениях (выбор, принятие решения, совершение поступков);

   - создание системы отношений ребёнка к окружающему миру (к труду, к людям, к себе самому) под влиянием всей окружающей его жизни;

   - знакомство с окружающей жизнью во время экскурсий и прогулок;

   - знакомство детей с характерами и моральным обликом людей;

   - оценка благородных поступков, отношений, наблюдаемых явлений;

   - приучение в повседневной жизни к организованному культурному поведению, ответственному отношению к своему труду, обязанностям, требованиям коллектива;

   - выработка привычки к совместным действиям в детском коллективе;

   - воспитание вежливого общения.

Физическое воспитание

   Физическое воспитание – формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенствование и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их сообщество сверстников.

Задачи:

   - определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности;

   - воспитание сознательного, внимательного отношения к своему здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни;

   - формирование физической и социальной готовности к обучению в школе;

   - коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением зрения.

Формы работы:

   - индивидуальные и групповые занятия по развитию навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.

Содержание работы:

   - основная гимнастика (утренняя гимнастика);

   - гимнастика для глаз;

   - ритмическая гимнастика;

   - дыхательная гимнастика;

   - корригирующая гимнастика;

   - тренажёрная гимнастика;

   - пальчиковая гимнастика.

Методы работы:

   - разработка специального оборудования для коррекции двигательных функций;

   - введение пропедевтических курсов в процессе овладения сложными видами движений;

   - проведение специальной коррекционной гимнастики и игр;

   - проведение коррекционно - педагогической работы во взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.

Семейное

воспитание

 Задачи семейного воспитания:

   - формирование у детей с нарушением зрения таких качеств личности, которые помогут ребенку достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути;

   - развитие интеллекта и творческих способностей;

   - формирование первичного опыта трудовой деятельности;

   - нравственное и эстетическое формирование;

   - развитие эмоциональной культуры;

   - формирование физического здоровья  ребёнка;

   - воспитание навыка самообслуживания.

Содержание семейного воспитания:

- оречевление своих действий и действий ребёнка;

- установление связи названия предмета с самим предметом (назвали и дали в руки для изучения);

- обучение малыша обследованию окружающих предметов не только с помощью зрения, но и осязания, от основных частей к деталям;

- обучение ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы;

- обращение внимания ребёнка на различные признаки и качества предметов;

- упражнение в различении предметов по форме, цвету, величине;

-воспитание у ребёнка привычки выполнять различные действия в определённой последовательности;

- обучение игре;

- развитие мелкой моторики рук ребёнка;

- обучение ориентировки  на собственном теле;

- обучение применению средств общения (мимика, жесты, настроение).

- обучение ребёнка ориентировки  в микропространстве;

- научение  ребенка навыкам самообслуживания, личной гигиены;

- воспитание уверенности в себе, применяя поощрение, ласковые слова, положительную оценку действиям ребёнка;

- обучение культуре поведения; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения

В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....

Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Рекомендации  от тифлопедагога для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...

Доклад "Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения"

В данном докладе представлен опыт работы и организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения...