Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
статья по теме

Ипатова Светлана Расимовна

В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыкальное воспитание и обучение



детей с нарушением зрения


В настоящее время опыт не только нашей страны, но и стран всего мира свидетельствует, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. К счастью, для таких детей существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения.

Из  всех  видов  искусства  музыка  обладает наибольшей  силой  воздействия  на  человека,  непосредственно  обращаясь  к  его  душе,  миру  его  переживаний,  настроений.  Её  называют  языком  чувств,  моделью  человеческих  эмоций.  Музыкальное  искусство  играет  огромную  роль в  процессе  воспитания  духовности,  культуры  чувств,  развитие  эмоциональной  и  познавательной   сторон   личности  человека.

Слайд 1 Как организовывать на музыкальных занятиях детей с разным уровнем подготовленности, развития, имеющих разные нарушения? Главное - заинтересовать детей, создать интересную игровую ситуацию. А как заинтересовать детей, подготовить их к музыкальной деятельности?

Как известно, внутреннее напряжение детей с нарушенным зрением выражается в зажатости рук и ног, тела. Если внутреннее состояние передается через движения, то и определенные движения могут влиять на формирование эмоционального состояния ребенка.  По мнению Столяренко Л. Д.  «...мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства... Эмоциями можно управлять и путем регулирования внешнего их проявления...»

 Слайд 2 Опыт работы показал, что лучше всего начинать занятие с концентрации внимания ребенка на самом себе: на координации движений, на максимальном снятии зажатости рук и ног, на выпрямлении спины (работа над осанкой): «Музыка любит красоту - давайте станем красивыми!» Одним из таких упражнений программы «Гармония» я часто начинаю фронтальные музыкальные занятия: дети встают врассыпную, наклоняются и полностью расслабляются («Руки, как тряпочки, болтаются, голова повисла, спинка и коленки стали мягкими...»).

Для работы с детьми с нарушением зрения важна организация их внимания. Для этого необходимо распределить их по музыкальному залу так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Если ребенку прописана окклюзия на один глаз, его необходимо поставить так, чтобы другим глазом он мог охватить максимальное пространство зала.

Слайд 3 Чем больше органов чувств участвуют в процессе деятельности ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Для детей с нарушением зрения важны тактильные прикосновения к различным предметам и, в первую очередь, к различным частям их собственного тела. Поэтому для активизации внимания детей, координации движений, развития чувства ритма хорошо включать в начало музыкального занятия игры или упражнения с использованием «звучащих жестов». На своих занятиях я так и говорю детям: «Давайте поприветствуем друг друга с помощью звучащих жестов».

Слайд 4 Очень хорошо дети включаются в творческую деятельность и с помощью «игр со словом». Они активизируют внимание, помогают снять зажатость и усталость, развивают координацию голоса и движения, выразительную интонацию, а значит, и эмоциональную сферу, и диапазон голоса, готовят артикуляционный аппарат к вокальной работе. Многие игры со словом помогают отработать в игровой форме технику исполнения отдельных танцевальных движений.

Слайд 5 Чем сложнее зрительное нарушение, тем более фрагментарно восприятие. Эта особенность детей с нарушением зрения наиболее заметна в музыкально-ритмических движениях. Как правило, нашим детям сложно выполнять несколько действий сразу. Например, если они изображают летающих птиц, то, скорее всего, следя за легким бегом, они упустят из виду движения рук - крыльев. Если будут следить за руками, то, возможно, перейдут на шаг. Если дети идут в хороводе и поют, то, скорее всего, их хороводный шаг не будет попадать в ритм музыки. Эти особенности проявляются у большинства впервые поступивших в ДОУ детей с нарушением зрения, независимо от возраста.

Я активно включаю в занятия музыкальные этюды и танцы  в которых  заложены пантомимические движения, которые формируют образное выражение эмоционального состояния, настроения (жесты просьбы, отрицания, уверенности, обиды, гнева и т. д.). Эти движения помогают раскрыть сюжет, который лежит в основе каждой такой музыкально-двигательной композиции, развивают воображение детей, поддерживают постоянный интерес, помогают внутреннему раскрепощению. Этот раздел программы помогает не только формировать и развивать эмоциональную сферу детей с нарушением зрения, но и расширяет их возможности в использовании выразительных жестов в повседневной жизни.

Слайд 6 Учитывая уровень развития и возможности каждой группы детей, я обязательно включаю в занятие музыкальные упражнения с предметами. Они всегда вызывают интерес у детей. Доказано, что понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях, можно, не снижая интереса детей, добиваться развития долговременной памяти и двигательных навыков.

Слайд 7 Для развития у детей с нарушением зрения пластичности и координации движений с музыкой я включаю танцы и пляски разных жанров. При выборе танцевальной композиции, я отдаю предпочтение произведениям с сюжетной линией, стараюсь привнести игровой момент в разучивание танцевальных движений, использую игры со словом. В зависимости от возраста и возможностей детей, я ставлю парные бальные танцы (польку, вальс, галоп, менуэт и т. д.). По подгруппам разучиваем образные танцы (петрушек, гномов, цветов, матрешек и многие другие). Большое значение придаю приобщению детей многонациональной культуре и традициям нашей страны через народные игры и хороводы (русские, башкирские). В процессе постановки парных танцев в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надежность, уверенность. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота.

Слайд 8  Сольные выступления я поручаю только уверенным в своих возможностях детям. Неуверенных, зажатых детей лучше брать в групповые выступления, чтобы не травмировать их психику, а, наоборот, способствовать их раскрепощению. Таких детей легко распознать: они всегда стараются спрятаться за спину товарища, двигаются, боясь от него отстать, и повторяют его движения. Если ребенок отказывается от выполнения какого-то вида деятельности, то заставлять его насильно ни в коем случае нельзя. Он сам должен захотеть участвовать в музыкальном действе. Когда ребенок только начинает втягиваться в музыкальную деятельность, не надо акцентировать на этом внимание всех детей. Его может смутить повышенное внимание детского коллектива. Лучше потом, отдельно, похвалить его.

Слайд 9 Практика показывает, что детям с нарушением зрения лучше удается инсценирование песен, небольшие музыкальные игры-драматизации с динамичным сюжетом, с выступлениями подгруппами. Это обусловлено неустойчивостью их внимания, быстрой утомляемостью. Большие музыкальные сказки-драматизации я беру очень осторожно. При этом я учитываю общий уровень развития группы в целом, степень нарушения органов зрения большинства детей, особенности их внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоциональности и речевого развития. Все эпизоды сказки проигрываются отдельными этюдами, в которых по желанию участвуют все дети. Таким образом, сказка-драматизация превращается в большую игру-драматизацию.

Слайд 10 Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и устойчивого интереса к музыкальному искусству я отвожу вокальной работе с детьми. Практика показывает, что успешно развивать певческий голос ребенка можно лишь в том случае, если ребенок развивается эмоционально. Для слабовидящих детей развитие музыкального слуха необходимо как для компенсации нарушенного зрения, так и для преодоления типичного отставания в развитии речевой и, соответственно, мыслительной функции. В младшей группе я практикую показ песен и хороводов своим голосом, без сопровождения. Это помогает детям лучше понять содержание песни, воспринять мелодию и повторить ее.

Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и перейти на другой вид деятельности, лучше - на музыкальное движение, чтобы снять напряжение.

Многие дети часто и с удовольствием исполняют полюбившиеся им песни не только в музыкальном зале, но и в повседневной жизни, иногда сочиняют свои песенки, как правило, озвучивая какую-нибудь игрушку или свою роль в сюжетно-ролевой игре.

Слайд 11 Доказано, что пение и игра на музыкальных инструментах лучше всего развивают музыкальный слух. Я придаю большое значение систематическому обучению детей игре на музыкальных инструментах. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. С младшей группы я включаю в занятия различные шумовые инструменты: колокольчики, хохломские ложки, погремушки и т. д. Детский оркестр часто подчеркивает пульс, особенности ритмического рисунка песни или украшает проигрыш к ней, иногда выделяет ритмический рисунок в танце. При этом активизируется внимание детей с нарушением зрения к средствам музыкальной выразительности данного музыкального произведения.

Для некоторых из них, возможно, музыка в будущем станет профессией. И, без сомнения, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, выходя из дошкольного учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение» (П. И. Чайковский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.

В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...

Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Содержание воспитания и обучения детей с нарушением зрения включает следующие разделы: умственное, эстетическое, нравственное, физическое, семейное воспитание. В статье рассматривается направление кор...