О разнице между общением и социализацией. Что самое важное в обучении особенного ребенка?
консультация по коррекционной педагогике

Калугина Ольга Сергеевна

О разнице между общением и социализацией. Что самое важное в обучении особенного ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_raznitse_mezhdu_obshcheniem_i_sotsializatsiey.docx82.6 КБ

Предварительный просмотр:

О разнице между общением и социализацией. Что самое важное в обучении особенного ребенка?

В среде родителей особенных детей часто используется слово социализация. Оно звучит везде: "ребёнка надо социализировать", "где же ему социализироваться, если не в обычной школе или детском саду?", "социализация - это общение с детьми, сверстниками" и.т.д. И самое распространенное убеждение родителей в том, что социализация - это именно общение со сверстниками и ничего больше. Общается ребёнок с другими детьми - значит он социализировался, можно ставить галочку напротив этого пункта. Общается мало, или не хочет общаться совсем - значит не социализирован. Но на самом деле всё не так легко и просто, как кажется на первый взгляд.

В коррекционной школе или в группе детского сада для детей с нарушением интеллекта главной целью пребывания в ней ребёнка, является именно социализация и интеграция в общество.

О разнице между общением и социализацией. Что самое важное в обучении особенного ребенка?

Так что же такое социализация особенного ребёнка?
Социализация - это не только лишь про общение, это понятие намного глубже и шире.
Социализация - это умение ребёнка жить и ориентироваться в нашем мире, знать и соблюдать определенные правила. Для этого нужны знания, умения и навыки, которые позволят ребёнку полноценно жить в обществе.
Общение безусловно нужно, но, думаю вы согласитесь, что способность к жизни в обществе этим не ограничивается.

Как вы думаете, можно ли назвать ребёнка социализированным, если он (приведу неполный и примерный список):

  • Не владеет навыками самообслуживания - не умеет одеваться, убираться, мыть посуду, застилать кровать, кушать, чистить зубы, приготовить что-то простое на завтрак, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать правила личной гигиены
  • Не ориентируется во времени (это и времена года, и месяцы, и дни недели, и время на часах и понятия вчера/сегодня/завтра)
  • Не может сходить в магазин за продуктами – не знает виды и отделы магазинов, не умеет считать деньги
  • Не знает, как записаться к врачу в поликлинику или вызвать врача на дом (вызвать пожарную, скорую)
  • Не понимает сигналы светофора и не может перейти дорогу, следуя этим сигналам
  • Не понимает, как доехать до нужной остановки на общественном транспорте, какой выбрать маршрут автобуса, потому что не ориентируется в пространстве города.

Особенный ребёнок может быть очень общительным - легко вступать в контакт со сверстниками (некоторые, кстати, также легко его теряют), проявлять лидерские качества, быть открытым, добрым и дружелюбным. Но не знать "простых и элементарных" вещей. Если ребенок не будет уметь ничего из перечисленного, т.е. за него всё это будут делать родители - можно ли назвать его социализированным, подготовленным к жизни? Ведь общения со сверстниками - как раз того, к чему так стремятся многие родители - в его жизни много, и он вроде бы хорошо с ними общается?
Очевидно, что нет. Такой ребёнок совершенно не социализирован. На данный момент он не сможет самостоятельно жить, ориентироваться в обществе, понимать, что его окружает и как на это нужно реагировать - что именно делать, и что делать нельзя или опасно для жизни.

Поэтому родителям, которые всеми силами стараются "социализировать" своего ребёнка, путём общения со сверстниками, определения ребёнка в массовую школу ("чтоб общался, а знания ему всё равно не нужны") - хочется сказать, что дело далеко не в общении. Да, никто не отрицает того, что общение - это важно и нужно. Но социализация не равна общению. Социализация - это гораздо шире, чем общение, и общение является лишь частью, кирпичиком огромного дома под названием "социализация".


Подводя итог, хочу сказать, что не нужно все усилия и коррекционную работу направлять только лишь в русло общения - это не принесёт желаемого результата и не сделает ребенка частью общества. Общаться он, может, и научится, но механизмов, правил, стратегий и алгоритмов поведения, необходимых знаний, умений и навыков - не получит. Вопрос - кому нужна такая "социализация"?
В конце концов есть люди, которые в силу своих особенностей и различных причин - не могут говорить (я не говорю сейчас о глухих, у них свой язык) и в результате этого очень ограниченно взаимодействуют с окружающими. Но овладевая навыками и знаниями, необходимыми для успешной жизни в обществе, такие люди находят в нём место, и даже выполняют несложную работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Из всего этого следует, что нужно формировать и закреплять у ребёнка знания, развивать те умения и навыки, которые позволят ему адаптироваться в обществе, стать его частью, помогут понимать, что происходит вокруг него и как на это правильно реагировать, куда и к кому обращаться в определённых обстоятельствах. Если ребёнок или подросток овладеет всеми этими знаниями и навыками, научится применять их на практике в реальной жизни - только тогда можно сказать, что цель "социализация" - достигнута.

Тоже самое можно сказать и про академические школьные знания для особенного ребенка, которые совершенно оторваны от реальной, окружающей его жизни. Возможно, вы научите его, что Москва - столица России, что белые медведи живут на севере, что Петр I открыл окно в Европу и основал Петербург... Но что толку в этих сведениях для особенного ребенка, если он выйдет из дома и заблудится? Не сможет сходить в ближайший магазин?

Самое главное в обучении особенного ребенка - это не академические школьные знания и не пресловутое общение, а умение самостоятельно жить, ориентироваться в мире, обслуживать себя, и если возможно - работать. Вот именно этому и нужно обучать ребенка - это самое важное, всё остальное - второстепенное.


Уважаемые родители, особенные дети (да и обычные дети тоже) никому не нужны кроме вас,  и никто, кроме вас, не будет с ними заниматься, переживать за его здоровье, ухаживать и обеспечивать. Это ваш РЕБЕНОК! Это печально, но это правда.
Зная и понимая это, главной целью обучения и развития своего ребенка, ставьте не 
"общение со сверстниками" или "хорошие знания биологии/географии (любого другого предмета)", а умение жить самостоятельно, умение жить без вас, насколько это возможно, конечно.
Только так вы сможете сделать из него самостоятельного человека, который способен жить и ориентироваться в этом мире без вашей помощи. Потому что впереди его ждёт взрослая жизнь!

Спасибо, что прочитали мою статью. Я очень надеюсь, что после её прочтения вы получили для себя какую-то новую и полезную информацию. Если у Вас появились вопросы, вы можете обратиться к нашим специалистам и записаться на консультацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗНИЦА МЕЖДУ ОТВЕРЖЕНИЕМ И ОТКАЗОМ

разница между отвержением и отказом...

Самое важное о возрастных особенностях детей

Ученые считают, что этапы детства в среднем занимают около 1/10 всей человеческой жизни. Но именно это время крайне значимо для психического и физического развития детей. Раннее детство и дошкольный в...

Преемственность между дошкольным учреждением и школой, как важное условие в подготовке ребенка к обучению в школе

   Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ...

Консультация для родителей. Возраст детей 5-6лет. Тема: «Самое важное для ребенка - это общение!».

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками...

В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?

В чем разница между гриппом и другими вирусными инфекциями?...