Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Цель обучения речевой практики – развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г

И.о.директора

______/Т.В.Гагарина /

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

/Л.В. Мартыненкова/

Рабочая программа по учебному предмету
«Речевая практика»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Цель обучения речевой практики – развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения в первом классе:

  • учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу;
  • развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.

Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Горбацевич А.Д., Коноплева М.А.

Речевая практика. Учеб. пособие для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 95 с.:

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
  • умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

К концу 0 класса обучающийся получит возможность научиться:

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
  • называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
  • употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
  • правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  • знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

Достаточный уровень:

  • выполнять задания по словесной инструкции;
  • называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
  • внятно выражать свои просьбы, употреблять вежливые слова;
  • соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
  • уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитатлей, имена ближайших родственников, адрес дома;
  • уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
  • слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред¬метов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

3. Содержание программного материала

1. Аудирование и понимание речи

Выполнение простых устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных

действиях.

2. Дикция и выразительность речи

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного физиологического

дыхания. Использование мимики и жестов в общении.

3. Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по

фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Это …». Приветствие и прощание. Формулы

«здравствуй», «до свидания». Жесты приветствия и прощания. Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Благодарность. Формулы «спасибо», «пожалуйста». Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Формулы «извините, простите» без обращения. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому, используя жесты, сопряженно с действиями взрослого.

4. Календарно-тематическое планирование

по предмету Речевая практика на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель: Алферова Л.В .            2 ч в неделю;           66 ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 30 ч., в неделю 2 ч.              Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Учебник: Горбацевич А.Д., Коноплева М.А. Речевая практика. Учеб. пособие для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. — 95 с.:

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 16 часов

1.

2.

3.

Давайте знакомиться!

3

01.09

05.09

08.09

4.

5.

6.

Выявление уровня речевого развития учащихся.

3

12.09

15.09

19.09

7.

8.

9.

10.

Знакомство во дворе.

4

22.09

26.09

29.09

03.10

11.

12.

13.

14.

Теремок

4

06.10

10.10

13.10

17.10

15.

16.

17.

Знакомство в гостях.

3

20.10

24.10

27.10

II четверть – 14 часов

18.

19.

20.

21.

Покупка школьных принадлежностей.

4

11.11

12.11

18.11

19.11

22.

23.

24.

25.

В магазине игрушек.

4

25.11

26.11

02.12

03.12

26.

27.

28.

Готовимся к празднику.

3

09.12

10.12

16.12

29.

30.

31.

Новогодние чудеса.

3

17.12

23.12

24.12

III четверть – 20 часов

32.

33.

34.

35.

Зимняя прогулка.

4

09.01

12.01

16.01

19.01

36.

37.

38.

39.

«Надо, надо умываться…»

4

23.01

26.01

30.01

02.02

40.

41.

42.

43.

Помощники

4

06.02

09.02

13.02

15.02

44.

45.

46.

47.

Весенние праздники

4

27.02

02.03

06.03

09.03

48.

49.

50.

51.

«Петушок и бобовое зернышко»

4

13.03

16.03

20.03

23.03

IV четверть – 16 часов

52.

53.

54.

55.

«Заячья избушка»

4

03.04

06.04

10.04

13.04

 56.

57.

58.

59.

«Спокойной ночи!»

4

17.04

20.04

24.04

27.04

60.

61.

62.

63

День победы!

4

04.05

11.05

15.05

64.

65.

66.

67

«Доброе утро»

4

18.05

22.05

25.05

                                 

                Пояснение к выполнению рабочей программы

I четверть   17 часов:

1.«Знакомство во дворе» - расширение учебного материала с 2 часов до 3 ( первая учебная неделя сдвоенная)

IV четверть  -- 14 часов 

1.«День победы!» - уплотнение учебного материала с 4 часов до 3 часов (майские праздничные выходные дни)

2.«Доброе утро» -  уплотнение учебного материала с 4 часов до 3 часов (майские праздничные выходные дни)

I четверть --  17 часов

II четверть --  14 часов 

III четверть --  20 часов 

IV четверть  -- 14 часов                               

 В году 65 часов. 

Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...

Рабочая программа МБДОУ ЦРР ДС № 15 второй младшей группы № 18 «Солнышко» на 2022– 2023 учебный год

Цель программы:Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развитие основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Х...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноце...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Прогр...