Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
    • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
    • развитие умения пользоваться полученными практическими навыками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г.

И.о.директора _______/Т.В.Гагарина./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа по учебному предмету


«Изобразительное искусство»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Уроки обучения изобразительному искусству направлены на:

  • всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
  • формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
  • развитие умения пользоваться полученными практическими навыками.

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

  • коррекция познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положении в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать, формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
  • коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования, лепки и выполнения аппликации;
  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
    мышления, представления и воображения.
    Основные задачи изучения предмета:
  •  Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
    искусства.
  • Расширение художественно-эстетического кругозора.
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
    анализировать их содержание и формулировать своё мнение о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
    орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы
    с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать
    в группах, выполняя определённый этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
    аппликация»).
    Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4. Коррекция произвольного внимания.

5. Коррекция мышц мелкой моторики.

6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • положительно отношение и интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение элементарными навыками коммуникации;
  • развитие эстетических потребностей и чувств.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • организация рабочего места в зависимость характера выполняемой работы;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
    организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
    действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий.

Достаточный уровень:

  •  знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых
    в рисовании, лепке и аппликации;
  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобрази-
    тельная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объём;
  • знание способов лепки;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя;
  • оценка результатов собственной деятельности;
  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния.

Базовые учебные действия

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

  • эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;
  • группировать и соотносить произведения разных видов искусств по характеру, эмоциональному состоянию;
  • владеть графитными и живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста.

4. Содержание программного материла

Программа содержит 4 раздела:

1. Обучение композиционной деятельности.

2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи.

4. Обучение восприятию произведений искусства.

Календарно-тематическое планирование

по «Изобразительной деятельности» на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель:Алферова Л.В. в неделю;           33ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 15 ч., в неделю 1 ч.              Всего 18 ч., в неделю 1ч.

Учебник: Изобразительное искусство. 1 класс : учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. : Просвещение, 2017. – 111 с.

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 8 часов

1.

Осень золотая наступает. Аппликация.

1

07.09

2.

Солнце на небе. Травка на земле. Рисование.

1

14.09

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

1

21.09

4.

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование.

1

28.09

5.

Линия. Точка. Пятно. Рисование

1

05.10

6.

Изображаем лист сирени. Рисование

1

12.10

7.

Лепим лист сирени.

1

19.10

8.

Лепим. Матрешка. Рисуем куклу-неваляшку.

2

28.10

II четверть – 7 часов

9.

Деревянный дом в деревне. Лепка.

1

09.11

10.

Деревянный дом из бревен. Аппликация.

1

16.11

11.

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

1

23.11

12.

Зима. Снеговик. Праздник Новый год. Аппликация. Лепка.

1

30.11

13.

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация.

1

07.12

14.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.

1

14.12

15.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка.

1

21.12

III четверть – 10 часов

16.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка.

1

11.01

17.

Рассматривание картин художников.

1

18.01

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация.

1

25.01

19.

Ваза с цветами. Аппликация.

1

01.02

20.

Колобок. Нарисуй картинку.

1

08.02

21.

Дома в городе. Аппликация.

1

15.02

22.

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка.

1

01.03

23.

Многоэтажный дом. Аппликация.

1

15.03.

24,

25.

Весна пришла. Яркое солнце. Почки на деревьях. Рисование.

2

22.03

IV четверть – 8 часов

26.

Весна пришла. Светит солнце. Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование.

05.04.

27.

Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование.

1

12.04

28.

Узор в полосе. Аппликация.

1

19.04

29.

Весна. Праздник. Хоровод.

1

26.04

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование.

1

03.05.

31.

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация.

1

10.05

32.

33.

Придумай свой рисунок.

2

17.05

23.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

Пояснение к программе:

I четверть – 8 часов:

1. «Лепим. Матрешка. Рисуем куклу-неваляшку» - уплотнение темы с 2 часов до 1, так как первая рабочая неделя сдвоенная.

III четверть – 9 часов:

1. «Весна пришла. Яркое солнце. Почки на деревьях. Рисование» - уплотнение темы с 2 часов до 1, из-за праздничного дня  выходного дня 8 марта.

 I четверть – 8 часов:

II четверть – 7 часов:

    III четверть – 9 часов:  

    IV четверть – 8 часов:

    Итого: 32 часа.

Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Детский сад № 198" 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из кото...

Рабочая программа МБДОУ ЦРР ДС № 15 второй младшей группы № 18 «Солнышко» на 2022– 2023 учебный год

Цель программы:Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развитие основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Х...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноце...

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы общеразвивающей направленности (2-3 лет) на 2022-2023 учебный год

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка 2 – 3 лет. Ведущие цели Прогр...