Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Поборка кинезиологических упражнений для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologicheskie_uprazhneniya_2.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики

Подготовила: Луковкина Елена Геннадьевна

    учитель – логопед МАДОУ «Детский сад  

 комбинированного вида

№39 «Золотая рыбка»

Диагностика моторного развития детей с нарушениями речи, со стёртой формой дизартрии свидетельствует о том, что наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, правильной пространственно-временной организации движений, т.е.  кинетического компонента и реципрокной формы движений.

    Для развития кинетического компонента движений пальцев помимо широко известных заданий, предлагаются упражнения, предполагающие последовательную смену поз: «Кольцо-цепь-щепоть», «Дом-ёжик-замок», «Флажок-рыбка-лодочка» и др. Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и, наконец, двумя руками одновременно.

Подобраны кинезиологические упражнения для коррекции реципрокной формы движений. Учитывая, особенности двигательной сферы детей с нарушениями ОДА упражнения целесообразно делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Причём предлагается   такой алгоритм работы: движения выполняются по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения упражнения движения ускорять. Затем предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык.

Задания на развитие тонкой моторики предусматривают сопровождение движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращённой речи, обогащает словарь.

Кинезиологические упражнения для развития  кинетического компонента мелкой моторики.

1. “Кольцо-цепь-щепоть”. Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев на обеих руках:

-Соединить в кольцо большой и указательный палец,

 Этими же пальцами сделать «цепь» с другой рукой,

Соединить пальцы рук вместе – «щепоть». ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 5-6 повторений.  

Большой и указательный палец ты сложи

Кольцо из них нам покажи,

Вот так немного подержи.

Попробуй цепь из них же сделать,

На ней собака может бегать.

Сейчас щепоть- все пальцы вместе, сильно,

Как будто солим суп обильно.

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори.

Кольцо-цепь-щепоть.

2. «Зайчик – колечко - цепочка». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев на обеих руках.

«Зайчик». Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.

«Кольцо». Соединить в кольцо большой и указательный палец, средний, безымянный, мизинец вытянуты вперёд.

Большой и указательный палец ты сложи

Кольцо из них нам покажи,

Вот так немного подержи.

Попробуй цепь из них же сделать,

На ней собака может бегать. 

 «Цепь». Поочерёдно соединяем большой палец с указ

ательным, со средним и т.д. и через них попеременно пропускаем колечки из пальчиков другой руки.

Попробуй цепь из них же сделать,

На ней собака может бегать.

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори.

Зайчик – колечко- цепочка

3. «Ножницы – собака – лошадка». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев

«Ножницы». Указательный и средний палец вытянуть вперёд, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Дайте ножницы, расчёску

Я вам сделаю причёску.

«Собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.

Жил на свете
ПЁС СОБАЧИЙ.
У него был
Нос СОБАЧИЙ,

Б. Заходер

«Лошадка». Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой рукой другой ладонью под углом, образуя из пальцев гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.


-Но!- сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
                 Вот и дом. Лошадка, тпру!  В.Берестов

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори

Ножницы – собака – лошадка.

4. «Дом – ёжик – замок». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев.

«Дом». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.


Я себе построю дом,
Много места будет в нём!
Будет в доме стол и печка.
                   Я пущу в свой дом овечку.   И. Столова

«Ёжик». Поставить пальцы под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки  между пальцами другой.

Хитрый ёжик - чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
               Сто иголок позади.  П.Воронько

«Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори.

Дом – ёжик – замок .


5. «Зайчик- коза- вилка». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев

«Зайчик». Указательный и средний палец вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.

«Коза». Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони. 


Эй,коза-дереза!
Погляди скорей назад,
Свежей травки целый воз
Я тебе сюда привёз.
Скушай травку, а потом
                  Угости нас молочком.
 М. Саркози

«Вилка». Указательный средний и безымянный вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает к ладони мизинец.

Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
                    Рыбу, мясо и омлеты
. Д. Злочевский

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори

Зайчик- коза- вилка.

 

6. «Флажок – рыбка – лодочка». Последовательно, сменяя, выполняются следующие положения пальцев.

«Флажок». Ладонь ребром, большой палец вытянут.

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег. А. Барто.

«Рыбка». Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.  Слегка полусогнуты. Указательный палец опирается на большой палец.

Летучие рыбы,
Летучие рыбы,
Вы к нам в детский сад
                 Прилететь не могли бы. Ю. Капотов

«Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладони.

Ветер дует в паруса,

Догоните- ка меня.

Лодочку я сделал сам –

Из коры и прутиков. В. Батура.

А теперь на раз, два, три,

Всё сначала повтори.

Флажок – рыбка – лодочка.

Кинезиологические упражнения для развития реципрокной формы движений мелкой моторики.

1. «Следы».

 Правая рука лежит на колене ладонью вниз. Левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Раз, два – мы петляем стёжками,

Раз, два – тропинками, дорожками.

Раз, два – по крутым бережкам,

Раз, два - по заснеженным местам.

2. «Фонарики». Пальцы правой руки сжаты, пальцы другой выпрямлены и разведены. Одновременная смена: теперь пальцы правой – разведены, а левая сжата в кулак. По мере усвоения - движения ускорять.

Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем —
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком —
Он с зеленым огоньком.

3. «Волна ». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.

Начиная с пальцев правой руки,

Волнение в море ты покажи.

Потом и левой рукой попробуй начать

Пальчики плавно перебирать.

Вот ходит тихо морская волна,

Как будто руки ласкает она.

4. «Кулак — ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

 5.  «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

 6. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

 

7. «Танец». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

 Получив от рук толчок
 или, скажем так, завод,
кружит весело Волчок
древний танец хоровод.

8. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». По мере усвоения — движения ускорять. 


Инна  потеряла  нос.
Между  щёк  он  раньше  рос.
А  теперь  совсем  пропал,
                В  ухо,  может  быть,  попал?
 М. Гойхман

9.«Стул».   Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).    Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

10. «Стол».  Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.  ).    Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

11. «Кулак-кольцо». Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой   образуют кольцо.  Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.

Вот колечко, вот кулак.

Попробуй ты сделай так.

А теперь ты не зевай

Руки быстро поменяй.

12.«Деревья».

 Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, плотно сжата, пальцы левой расставлены – «дерево». Одновременная смена положений пальцев.  По мере усвоения - движения ускорять.

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели
. Р. Сеф

13. «Варежки». Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Одновременно сжимается в кулак, другая рука большой палец наружу.

Маленькая рукавичка,
Моих пальчиков сестричка,
На прогулку собирайся,
На ручонку одевайся.
 Н. Чупурова

 14. «Фонарики».  Руки на столе. Пальцы правой руки сжаты, пальцы другой выпрямлены и разведены. Одновременная смена: теперь пальцы правой – разведены, а пальцы левой сжаты.  По мере усвоения - движения ускорять.

Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем —
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком —
Он с зеленым огоньком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента мелкой моторики

В статье говоится о формировании сложных движений мелкой моторики пальцев ,путем выполнения совместных упражнений для обеих рук....

Занятие в предшкольной группе: "Весёлое путешествие", с использованием здоровьесберегающей технологии: "Кинезиологические упражнения"

Данное занятие напрвленно на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие правого и левого полушария....

Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения. Картотека.

В материалах картотеки представлены наиболее популярные упражнения кинезиологической методики....

Здоровьесберегающие технологии.Кинезиологические упражнения для нормализации мышечного тонуса

Подборка кинезиологических упражнений для нормализации мышечного тонуса, адаптированных к детям дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»...

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.Актуальность:Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагога...

Логопедическое занятие в старшей группе с применением здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) «В гостях у белочки».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: Образовательные: Обучать детей приёмам сохранения здоровья...