Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.
статья

Светлана Сергеевна Мартьянова

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми.

Актуальность:

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. 

     Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

      Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через движения или по - другому «Гимнастика мозга».

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Авторы практической кинезиологии считают, что применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость организма, повышают способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И я думаю, что кинезиологические упражнения помогут привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечат гармоничное развитие дошкольника.

 

Цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

 

Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений:

- занятия проводятся утром, днем;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столами;

- упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному;

- для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

 

Виды кинезиологических упражнений:

 

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж воздействует на биологически активные точки.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология - кинезиологические упражнения в работе с детьми

Актуальность: 

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях ДОУ.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.  

     Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое же происхождение имеет и слово «логос», которое обычно переводят как «наука».

      Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей через движения или по - другому «Гимнастика мозга».

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.

Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

Авторы практической кинезиологии считают, что применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость организма, повышают способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. И я думаю, что кинезиологические упражнения помогут привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечат гармоничное развитие дошкольника.

Цель кинезиологии - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь.

Методические рекомендации по проведению кинезиологических упражнений:

- занятия проводятся утром, днем;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столами;

- упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному;

- для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме.

Виды кинезиологических упражнений:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные упражнения. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж воздействует на биологически активные точки.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОНР». Кинезиологический тренажёр»

Актуальность: Общее недоразвитие речи -это системное нарушение речевой деятельности. У детей наблюдается незрелость сенсорной, интеллектуальной, волевой сферы, незрелость психических процессов, простр...

Занятие в предшкольной группе: "Весёлое путешествие", с использованием здоровьесберегающей технологии: "Кинезиологические упражнения"

Данное занятие напрвленно на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие правого и левого полушария....

Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения. Картотека.

В материалах картотеки представлены наиболее популярные упражнения кинезиологической методики....

Здоровьесберегающие технологии.Кинезиологические упражнения для нормализации мышечного тонуса

Подборка кинезиологических упражнений для нормализации мышечного тонуса, адаптированных к детям дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии. Кинезиологические упражнения для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики

Поборка кинезиологических упражнений для развития кинетического компонента и реципрокной формы движений мелкой моторики, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста...

Логопедическое занятие в старшей группе с применением здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) «В гостях у белочки».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: Образовательные: Обучать детей приёмам сохранения здоровья...