Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста «Играем с клеточкой»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гайдай Елена Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_kletochkoy.docx223.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт - Петербурга

Конспект НОД  

  по познавательному развитию с детьми

подготовительного к школе возраста

 «Играем с клеточкой» 

 

Гайдай Елена Николаевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 7

2022 год

Цель: развитие познавательной деятельности детей при формировании элементарных математических представлений.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Контингент: дети подготовительного к школе возраста.

Форма проведения: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: зрительная, пальчиковая , физкультминутка), ИКТ, технология сотрудничества.

Продолжительность:  30 минут

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-расширять и активизировать словарный запас по элементарным математическим представлениям с помощью подвижных и дидактических игр;

 - развивать и совершенствовать    представления детей о задаче; её частях; умение составлять и решать простые арифметические задачи;

- закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля;

- закреплять и совершенствовать умение:

 выполнять графический диктант;

 составлять из предложенных букв слово;

- формировать умение использовать мнемотаблицу;

- закреплять представления детей о :

 геометрических фигурах и объёмных телах;

 частях предмета и целом предмете.

Коррекционно-развивающие задачи:

 - развивать и совершенствовать умение детей ориентироваться в микро- и макропространстве (на листе бумаги, на рабочем месте);

 - развивать и совершенствовать умение детей играть по правилам с выполнением инструкций;

- совершенствовать умение согласовывать речь с движением при проведении физкультминутки;

- формировать практические навыки деления целого на части;

- развивать мелкую и крупную моторику;

- развивать наглядно-образное мышление, воображение;

-развивать и активизировать прослеживающую функцию глаз;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память

Коррекционно-воспитательные задачи:

 - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любознательность, активность

 - воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение работать самостоятельно и в коллективе;

- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, помощи нуждающимся;

- создавать детям положительный эмоциональный настрой;

- формировать положительную мотивацию к школьному обучению;

- стимулировать интерес к учебной деятельности.

- формировать навыки самопроверки и самооценки

Методы и приёмы: словесные (объяснение, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация)

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, презентация по теме занятия ,клеточное поле с прозрачными карманами для карточек ,карточки с буквами ,геометрическими фигурами и объемными телами ,мячик ,индивидуальные листы в клеточку ,карандаши, таблица с буквами ,мнемотаблица, пальчиковые массажеры.

Ход НОД:

I Организационный момен

Воспитатель: Ребята, к нам в садик пришло интересное письмо.

Слайд 1. Прочитайте ,кому оно адресовано.

Дети читают.

Воспитатель: Вы хотите узнать от кого оно?

Ответы детей

Воспитатель: Чтобы узнать от кого оно, надо выполнить графический диктант.

Давайте разомнем наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво нам писать

И руке не уставать

Мы гимнастику начнем,

Каждый пальчик разомнем

Дети выполняют гимнастику для пальцев с использованием массажеров для пальцев.

После гимнастики дети выполняют графический диктант.

Воспитатель: кто же у нас получился?

Слайд 2. На экране появляется девочка.

Дети: девочка

Воспитатель: Хотите с ней познакомиться? Ее имя зашифровано на листе, прочитать его вам помогут цифры над буквами. Возьмите по карточке и составьте слово из букв по цифрам.

2

4

5

6

8

1

3

7

Л

Т

О

Ч

А

К

Е

К

Дети: Девочку зовут Клеточка.

Клеточка: Здравствуйте. Ребята, я очень хочу с вами подружиться, приходите ко мне в гости, и мы с вами поиграем в разные игры.

Воспитатель: а как же мы найдём дорогу?

Клеточка: песенку прослушайте и ко мне попадёте.

II Основная часть

 Слайд 3. Заставка (песня «Учат в школе», дети слушают один куплет).

D:\рабочий стол\школа 1.jpg

Воспитатель:

Скажите, о чем поется в этой песне? ( В песне поется о школе, о том чему учат в школе ….). 

Воспитатель:

 Ребята, что вы знаете о школе?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте с помощью таблицы составим рассказ о школе. Посмотрите внимательно на экран.

Слайд 4. 

 В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе.  Воспитатель спрашивает: как вы думаете, о чём говорит картинка с цифрой 1? С буквой О……Дети отвечают на вопросы  

дети

7

 1  

О

Ш

учитель1

книги

тетрадь 1

i

   Картинка  - изображение детей.

   Цифра 7- в семь лет дети идут в школу.

   Цифра 1 – Дети иду в школу 1 сентября.

   Буква О- осенью начинается учебный год.

   Буква Ш- слово «школа» начинается с нее.

   Изображение учителя – учитель встречает детей.

   Книга- дети в школе читают книги.

   Тетрадь -в школе дети пишут.

   Звонок – уроки начинается и заканчиваются после звонка.

Воспитатель: Присаживайтесь за столы.

Посмотрите еще раз внимательно на таблицу, запомните изображения в клеточках и выложите их у себя на пустых таблицах (у каждого ребенка карточки –изображения и пустые таблицы). Раз, два, три, запомни и повтори!

 Дети выкладывают картинки, заполняя таблицу.

Повтор слайда 4

 А теперь, давайте проверим сначала каждый сам свою таблицу. А, затем поменяйтесь и проверьте друг у друга.

Воспитатель:Молодцы! Пришло время отдыхать – ручкам и ножкам поиграть. А как в школе называется это время? Правильно – физкультминутка. Возможен ответ перемена (тогда уточняем, что это время свободного отдыха между разными уроками)

Дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно проговаривая стихотворный текст.

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо – влево повернись,

На соседа оглянись.

Руки надо нам размять 1 2 3 4 5.

Руки ставим перед грудью,

 Рывки руками делать будем.

Наши плечи разминаем.

Плечи взад, вперед вращаем.

 Головой теперь покрутим,

 Так мы лучше видеть будем.

 Покрутили головой и усталость с плеч долой.

Воспитатель: Ребята, хочу рассказать вам необычную историю. Это было очень давно. Жила-была маленькая, квадратная, белая Клеточка. У нее не было друзей. И ей очень хотелось подружиться с кем-нибудь. Однажды Клеточка убирала в своей комнате и нашла такой листик.

Слайд 5. 

Посмотрите, что это такое, как вы думаете? (Клеточное поле).

 Слайд 6.  

Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите, как называется такое расположение клеток на  клеточном поле.

Дети: Слева направо – в ряд или горизонтально.

Слайд7.

Воспитатель: А на этом клеточном поле?

Дети: Сверху вниз – в столбик или вертикально.

Воспитатель: Молодцы! Правильно, но поле не простое, в некоторых ячейках этого поля поселились карточки, обозначенные геометрическими фигурами и объемными телами, на обратной стороне карточки написано название игры. Клеточка предлагает вам поиграть в эти игры. Хотите поиграть с клеточкой?

Воспитатель: Давайте вспомним, какие геометрические фигуры и объемные тела мы знаем. А для этого поиграем с мячом.

 Игра с мячом. «Ну-ка детки не зевайте геометрические фигуры называйте»

Молодцы. «А, теперь вспомним объёмные тела».

Воспитатель: Совершенно верно. Подойдите к фланелеграфу (на фланелеграфе клеточное поле, в ячейках которого карточки, на обратной стороне которых написаны названия игр).

Воспитатель: Клеточка спрятала игры в рядах и столбиках этого клеточного поля.  Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков.

 Дети считают и отвечают. Четыре ряда и четыре столбика.

Воспитатель:

Адрес первой игры, предложенной клеточкой: второй ряд, третий столбик. Найдите ее.  (Дети находят). Назовите, что изображено на карточке?

Дети: Объемное тело – конус.

Воспитатель переворачивает обратной стороной квадратик. В этом задании, ребята, клеточка предлагает вам вспомнить, как можно делить целое на части. И разделить она предлагает клеточку-квадрат.

Воспитатель: На какие геом. фигуры и на сколько, мы можем разделить квадрат?

Ответы детей:2 прямоуг.,4 маленьких квадрата,2 больших треугольника и 4 маленьких и.т.д.

Воспитатель: Правильно. Присаживайтесь за столы и давайте, с помощью ножниц, разделим клеточку квадратной формы и проверим, правильно, ли вы ответили на вопрос. (Не забываем о правилах работы с ножницами)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: На сколько равных частей вы разделили квадраты?

Дети: На 4равные части.

Воспитатель: Почему у ……… получились 4маленьких квадратика, а у ……. 4 маленьких треугольничка?

Дети: Я сложила противоположные стороны и углы квадрата, а я сложил по диагонали противоположные углы квадрата.

Воспитатель спрашивает у детей название получившихся частей (1/2, 3/4, целый квадрат, что больше целое или часть, что меньше часть или целое)

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть? (да).

Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Следующее задание нужно искать по адресу в первом столбике и третьем ряду. Что поселилось в этой клеточке?

Дети: По этому адресу поселился параллелепипед.

Воспитатель: Молодцы. Игровое упражнение «Готовимся к школе, решая задачи»

На нашем игровом поле поселились геом. фигуры и объемные тела.

 А вот сколько их, мы узнаем, когда составим и решим задачу.

Воспитатель: Из каких частей состоит задача?

Дети: Условия и вопроса.

Воспитатель: «На клеточном поле поселились 3 геометр. фигуры и 5 объемных тел.Сколько всего фигур на поле?»

Воспитатель:  Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его.

Дети называют условие задачи.

Воспитатель: Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его.

Дети называют вопрос задачи.

Воспитатель: А теперь решите эту задачу, и ответ покажите на числовом веере.

Воспитатель: Назовите мне решение задачи.

Дети называют решение задачи.

Воспитатель: С помощью какого арифметического действия вы решили задачу?

Дети: Сложения.

Воспитатель: Молодцы! А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть.

 Клеточка предлагает вам выполнить вместе с ней зрительную гимнастику.  

Мы с клеточкой  играем, напряжение с глаз снимаем.

Глазки кверху поднимаю, клеточку  там наблюдаю.

Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу.

Глазки вправо отведу – клеточку я там найду.

Глазки влево отведу – и там я клеточку найду.

Я за клеточкой слежу, по кругу глазками вожу.

                Теперь глазки закрываем до 5 считаем, глазки открываем.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Продолжим играть с клеточкой? Подойдите к фланелеграфу и найдите игру, которая поселилась в клеточке с геометрической фигурой, у которой три стороны и три угла. Назовите фигуру и ее адрес.  

Дети находят и называют.

 Игровая ситуация «Собери портфель». Слушайте внимательно.

Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте.

Называю я предмет. Он подходит для школы или нет?

Если да - в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни.

Только пол не провали. Все понятно?

Дети: Да.

Раз, два, три.

Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска.

Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи.

Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка.

Все предметы мы собрали и в портфель упаковали.

Воспитатель: Молодцы! «Клеточка, а ты хочешь узнать, кто у нас самый внимательный?»

Клеточка: Конечно!

Воспитатель:

Поднимите правую руку вверх,

Поднимите левую руку вверх.

Коснитесь правой рукой левого плеча,

Коснитесь левой рукой правого уха.

Поднимите правую руку вверх,

 Погладьте себя по голове и скажите: «Мы все очень внимательные! Мы - молодцы!»

III Заключительная часть

Воспитатель: Нам пора в садик возвращаться и на прогулку собираться.

Клеточка: до свидания, ребята

Под песенку «Учат в школе» ребята идут по кругу

Рефлексия:

Воспитатель: Дорогие ребята, вы сегодня были в гостях у клеточки?

Чем вы занимались?

Вам понравилось играть?

Какая игра вызвала трудности?

Как вы думаете, эти игры вам пригодятся в школе?

Воспитатель: Молодцы. Ребята, клеточка предлагает взять карточки с радостными смайликами тем детям, кому было интересно и легко работать, Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять карточки с задумчивыми смайликами. Давайте подарим смайлики клеточке .Дети прикрепляют смайлики к клеточке.

Воспитатель:

Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке за интересные игры и вам за хорошую работу.

                           

                                                                             

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»

Цель:  Познакомить с образованием  и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: ·        Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"

Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.

Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....