Опыт работы Индивидуальное сопровождение дошкольника с нарушением зрения (слепой ребенок) в процессе воспитательно- образовательной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Попова Елена Михайловна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_novoe.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное сопровождение дошкольника
с нарушением зрения (слепой ребенок)
в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Елена Михайловна Попова.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников №9 « Колокольчик».

И.М.Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».

Слепой ребенок лишен возможности получать полную информацию о мире, ибо до 90% ее мы получаем через зрительный орган. Его самостоятельный опыт беден по сравнению с опытом зрячих сверстников, ограничены возможности воспитания и обучения.

Все дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют нарушение интеллекта.В сентябре   в мою группу поступил ребенок  с диагнозом  тотальная слепота.  Присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения. Такому ребенку требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания, с ним должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы,  нет  технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.

Учитывая особенности нарушений ребенка, одним из актуальных направлений своей работы я определила создание условий для познавательной и предметно-практической деятельности дошкольников с нарушением зрения.

Данное направление реализую через  задачи которые представлены на слайде.

-   обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве;

-   формирование перцептивных действий

-   развитие общей моторики;

-   развитие познавательных интересов;

- формирование предметно - практической деятельности;

-   обогащение предметно-пространственной среды.

Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих  детей  является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате

дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Движения незрячих плохо сбалансированы, походка при самостоятельной ходьбе имеет ряд особенностей: шаг укорочен, стопа ставится плоско.Это требует проведения специально направленной корекционно- воспитательной работы по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формировании двигательных качеств.

В соответствии с адаптированной образовательной программой ДОУ для детей с нарушением интеллекта занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. При выполнении основных движений также осуществляется индивидуально-дифференцированный подход: выполнение упражнений с помощью педагога или более сильного ребенка.

Неотъемлемой частью любого физкультурного занятия являются подвижные игры.Для проведения игр необходимо свободное от каких-либо предметов игровое пространство, обеспечивающее свободное и  безопасное передвижение во время игры (большого размера ковровое покрытие, площадка на улице, веранда).Для профилактики  травматизма, я  адаптирую подвижные игры в соответствии с возможностями слепого ребенка. При организации игр с бегом и с преодолением препятствий использую звучащие мячи, колокольчики и другую озвученную атрибутику.

Большая проблема для незрячего – это ориентирование в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры комнаты, где организуется деятельность, путь к своему месту,запоминать условия для передвижения, порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов быта.  В связи с этим, основная обстановка в группе относительно статична, особенно на первых порах, пока не выработан автоматизм движения в знакомом помещении. При этом принцип трансформируемости соблюдается благодаря имеющимся на группе ширмам, магнитным  доскам, столам на колесах, что позволяет  детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, изобразительной, конструктивной, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д. При организации развивающей предметно-пространственной среды, создаю особые условия для Ангелины: индивидуальные обозначения в виде тактильной панели на кабинке, столе, стуле, маркер на шкафчике.Для обучения  ребенка умению ориентироваться в пространстве,учу распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики, ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Такие упражнения способствуют  развитию осязательного восприятия пространства.На данный момент Ангелина может определить где  находится(приемная, игровая, туалетная  комнаты).

Для включения Ангелины в групповую совместную детскую деятельность использую специальные приемы организации детей. Все вербальные пояснения сопровождаю обследованием реальных предметов и объемных дидактических пособий.

При формировании образа предмета организую его всестороннее сенсорное обследование. Знакомлю с функциональным назначением предмета и возможными действиями с ним.

Рука – важнейший инструмент для обследования окружающего, однако слепые дети пугаются новых ощущений. В такой момент я стараюсь подбодрить и заинтересовать ребенка. Прием «рука на руке» - самый эффективный прием научения обследования нового предмета. Учу Ангелину двум способам обследования.

1-й способ – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При этом появляется ощущение формы,  размера предмета, особенности рельефа предмета, расположение деталей.

2-й способ– одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Таким образом, при помощи педагога ребенок научается обследовать любые предметы. Все действия сопровождаю речью, фиксируя характеристики изучаемого предмета, а также совершаемые ребенком действия. Процесс обследования основной для обучения ребенка умению классифицировать по заданному признаку.Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек» прошу достать все шершавые(мягкие, круглые, гладкие и. т. д.)предметы.Либо даю в руки предмет и прошу достать из мешочка такой же.

Для  развития тактильной чувствительности пальцев и мелкой моторики.Сортируем  различные  предметы: бусинки, камешки, мозаику. Для этого изготовила разные кормилки и сортировщики.

Очень полезны для незрячего ребенка игры с мозаикой, поскольку кроме тактильной чувствительности они развивают согласованность движений обеих рук, умение ориентироваться на плоскости. Заинтересовав Ангелину работой с мозаикой,  сначала учила указательным пальцем левой руки ориентироваться  на рабочем поле мозаики, а пальцами правой руки брать деталь и вставлять в отверстие.Сегодня Геля умеет выкладывать прямые горизонтальные дорожки.

Также я использую различные обводки и трафареты, которые изготавливаю сама из линолиума и использую их при организации изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности использую точечные контуры, которые изготавливаю сама. Ориентируясь на точечные рисунки-контуры Геля учится закрашивать предметы. На нарисованный контур я наношу проколы иглой, чтобы ребенок чувствовал поверхность пальцами и ощущал размеры, контур рисунка,  узнавала и называла изображенный предмет, при раскрашивании не выходила законтур.

Лепка требует определенных физических сил, поэтому ребенку полезно выполнять силовые упражнения с кольцом, чтобы в работе участвовали все пальцы. Сначала мы начинали с лепки колбасок, затем овладевали умением соединять концы,образуя колечки.  Часто для лепки использую  тесто, из которого вместе с детьми, изготавливаем  разные пособия для математики, для игры в  магазин и.т.д.

Для снятия моторной напряженности мышц рук,  выполняем разные упражнения, такие как:

-«До свидания».

-«К нам,к нам»

- «Брызги воды»

- «Дождик идет»

- «Липкие пальчики»

В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционной  работы  со слепым ребенком является развитие слухового восприятия пространства.  Мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин, при этом использую колонку с аудиозаписями. Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, металлический предмет.Я учу Гелю на основе слухового восприятия делать элементарные умозаключения об источнике возникновения звука

Я широко  использую материалы Монтессори:  цилиндры-вкладыши,  шумовые коробки,  пособия для сенсомоторного развития, разнообразные конструкторы,  мозаики, рамки  с вкладышами, геометрические формы, различные пирамиды,  массажные мячи, разборные игрушки, дудки, пищалки, трещотки,  бубны.

Для активного включения Гели в детскую деятельность, для развития ее самостоятельности, повышения самооценки создаю и обогащаю  развивающую предметно-пространственную среду авторскими пособиями:

-Тактильное панно

-Тактильные дорожки

-Тактильное  домино

-Шумовые  яйца

-Трафареты

-Мяч озвученный

-Мяч тактильный

-Фланелеграф

-Кормилка

-Сортировщики

-Наборы тканей

Для улучшения результативности и эффективности воздействия на развитие ребенка педагоги и родители  действуют по единой программе, выполняют общие задачи. Мама Ангелины  активно участвует во всех мероприятиях нашего ДОУ, участвует в выставке творческих работ детей с особенностями развития «Лепестки вдохновения», в 2014г изготовила дидактическую подушку-игрушку,2015г. совместно с педагогом и Ангелиной изготовила из теста картину «Подсолнух».

Результатом целенаправленной коррекционной педагогической работы стала успешная адаптация ребенка в условиях дошкольного учреждения. Ребенок  ориентируется в пространстве группы и музыкального зала.Ангелина активно включается в любую детскую  деятельность.

Список литературы:

 1.      Воспитание и обучение слепого дошкольника (текст) / Под ред. Л.И.Солнцевой Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями).- М.: ООО ИПТК «Логос», 2006.

2.      Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (текст): Методические рекомендации.- Верхняя Пышма, 1997.

3.      Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения (текст): Методическое пособие.- М.: Экзамен, 2006.

4.      Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих (текст). М.: Советский спорт, 1992.

5.      Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки (текст).- Ростов н/Д: Феникс, 2008.  

6.      Малофеев Н.Н., ШматкоН.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // В кн.: «Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001г.-М.: Права человека, 2001г.

7.      Мурашко В.В. Эстетическое воспитание слепых и слабовидящих как фактор их социальной интеграции // научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей.- М.: Знание, 2001.

8.      Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении (текст)./ под ред. Л.И.Солнцевой.- М.: ИПТК. Логос // ВОС, 2001.

9.      Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением .- С-Пб.: Образование, 1995.

10.  Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения (текст).- М.: 1995.

11.   Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.- М.: 1998.

12.   Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997.№2.

13.   Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста (текст).- М.: Педагогика, 1980.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедичской работы с дошкольниками с нарушением зрения.

В статье представлен комплексный подход к коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения в целом и отдельные многофункциональные методы и приёмы в него входящие....

Консультация для педагогов на тему: «Ритмическая гимнастика, как одна из форм работ с дошкольниками с нарушением зрения по физическому воспитанию»

Ритмическая гимнастика доступна детям с  нарушением  зрения, так как ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочета­нию дв...

Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.

В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....

Использование арт-педагогики в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения имеют не достаточное представление о предметах и явлениях – это затрудняет развитие их социальной реабилитации и интеграции. Социализация детей с нарушением зрения одна из важ...

Семинар «Взаимодействие специалистов ДОУ как фактор повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения»

СЕМИНАР                        ГБОУ СОШ №1460 (дошкольное отделение) Тема выступления на семинаре: «Взаимодействие специалист...

Применение пособия "Прозрачный мольберт" в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

В статье описываются игры и упражнения с пособием "Прозрачный мольберт", используемые учителем-дефектологом в работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения....

Развитие свойств зрительного восприятия в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения

Уважаемые коллеги эт статья будет полезной не только логопедам и конеч же тифлопедагогам....