ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА
статья по коррекционной педагогике

Статья рассказывает о успешном применении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) как специфическом методе индивидуального обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию обучения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для оптимального обучения и развития детей с ОВЗ.  

Для детей с ограниченными возможностями здоровья согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

ФГОС ДО предполагает учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Одним из основных принципов ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Важной задачей Стандарта становится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО предполагают индивидуализацию образования (в т.ч. поддержку   ребёнка, построение его образовательной    траектории или профессиональную коррекцию особенностей его развития. В федеральном законе «Об Образовании в РФ» (ст. 64) указано, что «...образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.» Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными компетентностями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве (Ж. Пиаже), но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития». В многочисленных книгах и статьях о работе с детьми с особыми образовательными потребностями много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только, имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

-создать благоприятные условия для общего развития ребенка и освоения ООП ДО;

-работать над формированием умения учиться (подг. гр.- умение выделять учебную задачу, ст. гр.- организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

- корректировать речевое развитие детей;

-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуально-волевого развития, расширять их кругозор;

-корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;

-способствовать формированию у воспитанников положительную оценку себя и своих способностей;

-формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения.

Это обеспечивает успешное освоение каждым воспитанником ООП ДО, личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей и принести тем самым преимущества социальному, нравственному и когнитивному развитию каждого ребенка.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания коррекционно-развивающих программ, их систематизация);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

          В работе по формированию индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ТНР выделяется следующая последовательность этапов:

диагностический (проводится обследование детей специалистами и воспитателями, производится сбор анамнестических данных, уточняется неврологический статус каждого ребенка). Результат: создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребёнку с нарушениями речи. Разработка программ групповой работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

После диагностического этапа результаты обследования обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ, где коллегиально вырабатывается стратегия сопровождения детей в рамках воспитательно-образовательного процесса детского сада.  Корректировка и согласование целей и задач ИОМ происходит после выполнения каждого следующего этапа

- ориентировочно-мотивационный (создание у родителей установки на активное взаимодействие со специалистами, а у детей - интереса к предлагаемой деятельности);

- конструктивный (основной) этап предполагает собственно коррекционную работу с родителями и детьми; реализация коррекционно – развивающих программ. Результат: устранение отклонений в речевом психическом, физическом развитии.

- контрольный (заключительный) этап - проведение повторной диагностики, которая позволяет оценить эффективность проведенной работы и наметить перспективу дальнейшего развития детей.   Результат: решение о прекращении коррекционной работы с ребёнком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ. ПМПК по выводу детей из группы компенсирующей направленности (логопункта). Направление детей 6-7 лет на ПМПК по набору в классы СКК.

Обучение дошкольников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет: при выборе способов индивидуального подхода к детям опираться на знание их личностных особенностей. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей. Замечать даже небольшие успехи и достижения воспитанников с неразвитыми познавательными интересами и низкой учебной мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

Обеспечивать на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивное восприятие образовательной деятельности ребенком.

Не противопоставлять более успешных детей слабоуспевающим.

Подвергать критике только конкретные действия ученика. Не задевая его личность (замечания без эмоциональной окраски и осуждения).

Снижать доминантность педагога - излишне активные и напористые воздействия истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (дети с ОВЗ менее выносливы, эмоционально лабильны) и вынуждают его защищаться (негативизм, конфликтность, капризы, упрямство).

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ребенка в образовании.

Список литературы:

Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. 207 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования – М., Ленинград: Гос. соц.-экон. изд-во, 1934. -323 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

Дефектологический словарь /Под ред. А. И. Дьячкова. 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1970. - 503 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: «Ушверспэцкае», 1997. - 240 с.

«От рождения до школы» под ред. И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011;

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. – С.Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

Федеральные образовательные требования дошкольного образования.

Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

Интернет-источники: nsportal.ru, festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА"

ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.

В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....

Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»

Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....

Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по речевому развитию

учить  составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения (использовать карточки Проппа и мнемотаблицы)...