Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7лет. Тема: «Весеннее приключение»
план-конспект урока по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельностив группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте  5-7лет.Тема:«Весеннее приключение».Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие  / Социально-коммуникативное развитие/Речевое развитие детей / Художественно-эстетическое развитие.


 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

интегрированной организованной

образовательной деятельности

в группе № 6 для детей с задержкой

психического развития в возрасте  5-7лет.

Тема:

«Весеннее приключение»

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие  / Социально-коммуникативное развитие/

Речевое развитие детей / Художественно-эстетическое развитие.

                                 Из опыта работы:

                                                                     учителя – дефектолога Якуниной Н.П.,        

                                                            воспитателей: Сулеймановой Г.Р.,

                                  Шаяхметовой З.Ф.

                

г. Туймазы

Цель: расширять  и уточнять знания детей о природе, о взаимосвязи между объектами природы, определяющих отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу и в других природных сообществах.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:

- активизировать и обогащать  словарь по теме: «Весна»;

- закреплять знания детей о весне, её признаках, особенностях, приметах;

- формировать первоначальные  навыки экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого ребенка;

- дать знания о «подснежнике» - как первоцвете;

- помочь  освоить знания   элементарных норм поведения по отношению к природе;

- формировать умение видеть поэтический образ природы с помощью стихов, музыки;

-  формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи;

- совершенствовать  навык составления предложений  по  мнемодорожкам;

- стимулировать  умение работать в разной нетрадиционной технике рисования,  подбирать соответствующую цветовую гамму и располагать предметы в пространстве на листе бумаги;

2. Коррекционно - развивающие:

 - развивать лексический словарь по  теме «Весна» через использование элементов мнемотехники;

 - развивать зрительную и речеслуховую память;

 -развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса, умение ставить словесное ударение;

 - развивать навыки самоконтроля за речью;

 

3. Коррекционно - воспитательные:

-  воспитывать интерес к природе, творческую активность;

- воспитывать любовь к природе, интерес к познанию, продолжать формировать навык работать коллективно, слаженно;

- воспитывать экологическую культуру, культуру общения детей старшего дошкольного возраста;

-  формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь,  навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ слайдов о временах года (Зима. Весна);

Словесные: художественное слово, образец педагога,  инструкция, вопросы, указания, задания, речевые упражнения;

Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дидактические игры и упражнения.

Средства: ИКТ - Презентация о весне, аудиозапись «Голоса природы».  Музыка "Весна" из цикла "Времена года" (для продуктивной деятельности) П.И. Чайковский (март, апрель,  май). Мнемодорожки с приметами весны, мнемотаблица по стихотворению С. Маршака «Весна». Экологические знаки правил поведения человека по отношению к объектам природы.  Магнитная доска, картинки: весенние и зимние пейзажи; весенние цветы (подснежники, ландыши, тюльпаны),  Фотографии подснежников, 2 мольберта, сделанная корзина с листочками подснежников. 2 схемы  «подснежник оригами»,    квадраты со стороной 6 см для подснежников: голубого, розового, белого  цвета.

Словарная работа:

Слова – предметы (существительные): весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, трава, грач, гнезда, насекомые, гроза, март, апрель, май, журчание, звон, капель, первоцвет, половодье.

Слова – действия (глаголы): греть,   мёрзнуть,   висеть,   расти,  щебетать,   чирикать,   таять, чернеть,   вить,   пригревать,   отогревать,   нагревать,   замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,   распускаться,   набухать,   пахнуть,   просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Слова – признаки (прилагательные): голубое, чистое, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, нежный, красивый, пушистый, душистый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

Предварительная работа:

Беседы о временах года (Зима, Весна);

Чтение художественных произведений:  Чтение стихотворений  о весне Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней и весенней природы.

Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных примет весны.

Наблюдение за деревьями на прогулке.

Игра «Подбери предмет к признакам».

Правила поведения?

       Ход организованной  образовательной деятельности:

Организационный момент

(Звучит музыка Чайковского «Времена года – Весна».)

Педагог: Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнышку и друг другу, улыбнёмся нашим гостям и скажем им: 

«Доброе утро!»

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

2. Основная часть.

Педагог:

- Ребята, вы рады весне?

Дети: Рады.

Педагог: 

Как это приятно -

Проснуться и встать.

И синее небо

В окно увидать.

И снова узнать,

Что повсюду - весна,

Что утро и солнце,

Прекраснее сна! 

И. Мазнин

Педагог: Сегодня мы ждем еще одну гостью. Сама Весна – Красна обещала заглянуть в гости к нам в детский сад.

 (Слышится звуковая заставка электронного письма).

Педагог:

- Смотрите,  кто-то прислал нам электронное письмо. Интересно,  что там такое! Давайте его прочтем.

На экране ноутбука появляется изображение Зимы лютой:

 «Весну они ждут! Теплу и солнцу радуются. А я Зима лютая вашу Весну обманула, в лесу спрятала. Освободить её сможете после того, как выполните мои сложные и хитрые задания, которые вы найдете  в сундучке. А сундук тот спрятан в лесу. Попробуйте его найти. Так что ждать, не дождаться вам Весны - красны. Не хватит у вас еще сил, чтобы со мной справится. Ха-ха-ха».

Педагог: Как же нам быть, надо Весну выручать. А как вы думаете, что будет, если не наступит Весна?

Дети. Солнце не будет греть, не растает снег, ручейков не будет, цветам нечего будет пить, не проснутся насекомые, не прилетят птицы, не расцветут цветы.

http://50ds.ru/img/_3MO0X24RM.gif

 (Педагог выставляет на мониторе модели и закрывает темным кругом). 

Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое.

Педагог: Дети идёмте скорее в лес  искать сундучок с заданиями. Вы готовы помочь Весне?

Дети: Да!

Педагог: А на чём мы с вами отправимся на поиски Весны?

Дети: На автобусе, на поезде, на машине.

Педагог: Конечно, вы правы, на всём этом с удовольствием можно путешествовать. А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие на ковре самолёте. Ведь сверху видно все и нам проще будет найти сундучок с секретами. Кто со мной?

Дети:  Мы!

Педагог: В пути нам очень пригодятся ваши знания.  Как в любом походе мы должны помогать друг другу, и тогда удача будет сопутствовать нам.

(Педагог достаёт ковёр -  самолёт). 

Педагог:  Присаживайтесь поудобней.

Наш ковер - самолет  набирает высоту. Полетели?

Крепко держитесь,  мы летим высоко- высоко. Давайте полюбуемся сверху на нашу Землю. Посмотрим в бинокль, как под нами проплывают города, и сёла, леса, луга, поля.  Посмотрите  вниз  и скажите, какие приметы природы вы видите?

Дети: 1. Я вижу снежные поля.

          2. Я вижу, как метет метель.

          3. Я вижу много серых туч.

          4. Я вижу белую  полянку.          

          5. Я вижу снежный  лес.

Педагог: Действительно, никаких весенних примет мы не увидели. Внимание! Я вижу сундучок! Наш ковер самолет идет на снижение. Приземляемся. 

Педагог: Дети, мы попали в сказочный  лес.

Звучит музыка.

Заходи скорее в  лес!              (Дети выполняют ходьбу на месте.)
Здесь полным - полно  чудес!     (Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.)

Педагог: Посмотрите, солнышко не светит, сосулек нет, птицы не поют, цветы не распустились. Здесь нет Весны.

(Педагог  обращает внимание на сундучок.)

Педагог: Вот и сундучок с загадками. Давайте откроем его.

(Педагог открывает сундук и читает послание от  Зимы.)

Педагог: Вот вам первое задание, догадайтесь,  понадобятся ли вам в лесу эти предметы.

Педагог поочередно вынимает из сундука предметы и показывает их детям.

- Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.

Педагог: Возьмем с собой рогатку?
Дети: Нет

Педагог: А почему?

Дети:  Нельзя стрелять в птиц из рогатки.

- Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.

Педагог: Возьмем с собой пистолетик?
Дети: Нет

Педагог: А почему?

Дети:   Нельзя стрелять, шуметь в лесу.

- Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять.

Педагог: Нужен нам камень в лесу?
Дети: Нет

Педагог: А почему?

Дети:   Нельзя разорять птичьи гнезда.

- Этой палкой - выручалкой, все веточки посшибать.

Педагог: Возьмем с собой палку-выручалку? Будем мы ломать ветки деревьев?
Дети: Нет

Педагог: А почему?

Дети:   Не нужен нам и этот подарок.

- Этой камерой волшебной будем все вокруг снимать.

Педагог: А камеру мы с собой возьмем?
Дети: Да

Педагог: А почему?

Дети:    Камеру можно и нужно брать с собой, ведь в лесу столько всего интересного.

Педагог: Дети, все ли эти подарки мы с собой возьмем с собой?

Дети: Нет! Возьмем с собой только камеру.

Педагог: Видно Зима лютая решила нас запутать, но ей нас обмануть не удалось. Педагог вынимает из сундучка еще одну карточку.

Педагог: Второе задание: Зима пишет, что освободит Весну, если мы   позовём  её  при помощи  красивой заклички.

Дети, давайте дружно Весну позовем.

Дети: Ой, весна красна,
         Ты  весняночка!

          Из-за темных лесов,
         Из-за синих морей приходи,

          Солнцем, светом озари!

Под музыку П.И. Чайковского «Весна» появляется Весна.

Весна: Спасибо, дети, выручили меня, освободили из плена Зимы лютой. Теперь я свободна.

Педагог: Мы  рады были тебе помочь! Наконец-то наступит весна и станет тепло!

Весна (грустно):  Нет, дорогие дети, Зима лютая заколдовала не только меня, она заморозила все вокруг: и леса, и деревья и даже солнышко. Вы меня освободили, но лес еще никак не может проснуться от зимнего сна. Мне нужно  растопить сугробы, подарить деревьям зеленые листочки, на полях вырастить цветы и, наконец, разбудить медведя и ежа. Вот у меня сколько дел.      

Дети: Весна, а давай мы поможем тебе.

Весна: Вот спасибо! Столько помощников сразу!

Дети рассаживаются перед экраном и мольбертом.

Весна:  Посмотрите на солнышко. Как вы думаете, почему вместо лучей здесь снежинки? (Показывает на экран, на котором показан слайд с изображением солнышка, но вместо лучей у него снежинки.)

Дети: Потому что зимой солнце не греет, только светит.

Весна: Правильно. Дети, помогите мне, пожалуйста, разморозить солнышко:

       1.Используя зашифрованные мнемодорожки, вы должны составить       предложения  о приметах весны.

Дети садятся на свои места, и педагог раздает всем  мнемодорожки.

Весной солнце греет.
Весной сосульки под солнцем тают.
Весной сугробы от солнечного тепла тают.
Весной на деревьях почки  набухают.

Весной ручьи  бегут.
Весной птицы возвращаются из теплых краев.

Весной птицы гнезда вьют.
Весной лед на реке  тает.

Весной на проталинах первые цветы  расцветают.
Весной травка
 зеленеет.

Дети по мнемотаблицам называют приметы весны.

После каждой приметы вместо снежинок у солнышка появляются лучи.

      Весна: Молодцы, с этим заданием вы справились, выполните следующее.

2.Весна: Посмотрите внимательно на картинки. Зима зашифровала одно из ваших любимых стихотворений.

Дети читают стихотворение, используя мнемотаблицу «Весна» С. Маршака.

После прочтения стихотворения солнце улыбается.

Весна: Дети, вы такие молодцы и приметы весны правильно назвали, и стихотворение расшифровали. Смотрите, солнышко «разморозилось», засияло ярко - ярко. Спасибо вам, большое.

Здравствуй, солнышко - колоколнышко!

Доброе, лучистое и такое чистое.

Весна: А теперь, я предлагаю поиграть немножко.

Физминутка  «Заботливое солнышко».жджзнгш3

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.                (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.                       (Плавно покачивают руки вверху.)

Деткам нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.              (Ритмично потирают щеки.)

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.                 (Ритмично постукивают пальцем по носу.)

Золотят веснушки деток

Очень нравятся им это!

Весна: Дети посмотрите, как пробуждается  природа от зимней спячки.

Просмотр DVD фильма  «Весна в лесу».

Педагог: Дети как вы думаете, Зима  уступила место весне?

Дети: Да.

Педагог: Как вы догадались?

Дети: Солнышко стало светить ярче, пригревать, снег начал таять, птицы возвращаются в родные края, появились цветы.

Весна: А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дети: Да

Весна: Хорошо. Дети, вот здесь лежат картинки их нужно разделить на то, что можно делать и чего нельзя делать в лесу.

Дидактическая игра «Можно или нельзя»

Дети отвечают хором

• Ломать деревья и ветки (нельзя).

• Сажать больше деревьев (можно).

• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

• Ходить только по тропинкам (можно)

• Рвать большие букеты цветов (нельзя)

• Любоваться цветами  (можно)

• Оставлять мусор в лесу (нельзя)

• Собрать мусор в яму и закопать (можно)

• Разжигать костры в лесу (нельзя)

• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

В лесу можно разорять муравейники (нельзя)

Весна: Дети, вы действительно знаете как нужно вести себя в лесу, молодцы,  давайте вместе с вами будем беречь лес и любоваться его красотой.        

Педагог: (указывая на монитор с изображением весенних цветов)  Как красиво стало вокруг, светло и радостно, сколько цветов на поляне расцвело.

Весна: Да, в моем лесу цветет много разных и редких цветов.

Педагог: Очень красивые цветы. 

Весна показывает знак с изображением букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Весна: Почему букет перечёркнут красной линией, как вы думаете?

Дети: В лесу нельзя рвать первоцветы, потому что это редкие цветы, их нужно беречь и ещё сорванные растения быстро вянут.

Весна: Правильно, дети, это еще одно очень важное правило.

«Береги цветы».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты. 

 Т.Собакин

Педагог: Дети, как вы думаете, как можно полюбоваться красивыми  цветами не срывая их?

Дети: Можно сфотографировать, нарисовать, вылепить или сделать из бумаги.

Весна: Дети, я могу научить вас сделать на память красивые подснежники из бумаги.  Хотите научиться?

Дети: Да.

Весна: Пройдемте в мою мастерскую.

Физминутка «Мы с ребятами шагаем» 

Мы с ребятами шагаем,                         (Шагать.)

Ручки к солнцу поднимаем,                  (Шагать с поднятыми руками.)

Прыгаем через ручей.                           (Прыгать на месте, руки на поясе.)

В небо смотрим на грачей,                   (Посмотреть наверх.)

Птиц, зверей мы защищаем                  (Повороты головы вправо – влево.)

И природу охраняем!                            (Погрозить пальцем.)

Кириллова Е. А.

Продуктивная деятельность «Первый подснежник»

Аппликация солью/рисование красками.

 Показ и объяснение способов работы.

       Весна: Но перед тем как мы приступим к рисованию, разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,      (Запястья соединить, ладони развести

                                                              в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.    (Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье     (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.   (Ладони опустить вниз, тыльной стороной

                                                    прижать друг к другу, пальцы развести.)

Дети выполняют аппликацию под музыку Чайковского «Времена года. Весна».

Сначала дети кисточкой для клея наносят его на контур цветка, затем на его середину. Далее засыпают рисунок солью, примакивают салфеткой. Лишнюю соль стряхивают с листа бумаги. Затем, набрав на кисточку для рисования голубую краску, раскрашивают бутон, зеленой краской закрашивают стебель и лист.

Педагог руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы аппликации и рисования; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания.

Весна: Ну вот, у нас с вами получился  чудесный  весенний  ковёр с красивыми подснежниками.

(Оценивает работу детей).

 Педагог: В память о Весне мы этим  прекрасным  ковром  украсим нашу    группу,  чтобы  любоваться им и вспоминать весну. (Вариант 2: Весна – Красна, на память о нашем весеннем приключении, мы хотим подарить тебе наши подснежники)

 Итог.

 Весна: Спасибо вам, ребята, что Зимы лютой не испугались и меня из ее плена освободили.

Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад и другими делами заниматься.

Весна: Я помогу вам  вернуться в детский сад. Сейчас подует чудесный весенний ветер и вы в мгновении ока очутитесь в  детском саду. Закройте глаза и сосчитайте до 5. До свидания!

Весна уходит.

Дети считают до 5. Звучит аудиозапись «Ветер».

Педагог. Может это сказка, а может и не сказка. Но верят в чудо дети на всей большой планете. И это чудо мы совершили с вами, ребята, мы освободили Весну-Красну от Зимы Лютой, ведь добро всегда побеждает зло.

Педагог: Дети вам понравилось путешествие в лес, что мы делали сегодня, что вам запомнилось или понравилось больше всего?

- Разгадали зашифрованное стихотворение, составляли предложения о весне, украшали ковер подснежниками.

Педагог отмечает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Я – Человек»

Формирование понятий о человеке, его семье, о детях и взрослых, о правилах поведения в обществе....

«Снежная семья». Конспект занятия по лепке в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития

Развитие навыков сотрудничества у детей на занятии лепкой с использованием нетрадиционной техники....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития тема: «Парк пирамид»

Конспект занятия по разувитию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с использованием конструктора LEGO. Цель занятия: закрепить и обобщить знания и пре...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе  для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...