Нейроритмика на музыкальных занятиях
статья по коррекционной педагогике

Статья о нейроритмике и её роли в моей работе. Может быть интересна логопедам, музыкальным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroritmika_.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Нейроритмика

  1. Нейроритмика – как комплекс двигательных и речевых упражнений.

     Чувство ритма способствуют развитию умственных способностей, психических процессов, ассоциативной фантазии, а также в целом корректирует когнитивные нарушения в работе мозга ребёнка.

     Наиболее действенным в этой связи представляется развитие мелкой моторики, с помощью которого мы активизируем чувство ритма у ребёнка.

  Постепенно регулярные занятия по развитию мелкой моторики развивают двигательную реакцию, эмоциональную отзывчивость на музыку, что очень важно для детей дошкольного возраста.

   Кроме этого, развитие чувства ритма способствует укреплению межполушарного взаимодействия.  Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

   Начинать развивать мозг необходимо с раннего дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

   

В своей работе я использую различные приёмы работы с детьми, которые подходят и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этой статье я предлагаю известные методики, которые активно использую в своей работе на каждом занятии. Они показывают свою эффективность. Все их можно свести к одному наименованию: нейроритмика.

  Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении речевых навыков, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.

Что же такое нейроритмика? Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений. Такие игры и упражнения направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.  Пу сути – это один из видов нейрокоррекции, которая может быть использована  для детей как с самого раннего дошкольного, так и подросткового возраста.

   Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников. Происходит работа над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту: в кабинете, зале, холле. Эти упражнения можно включать  в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.

 Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга и т.д. 

    В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов -  это нейропсихологическая игра.

Что же такое нейропсихологическая игра (нейроигра)?

    Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

   Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Каким детям необходимы нейроигры?

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- есть синдром дефицита внимания;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- быстро переключается с одного действия на другое;

- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

- есть проблемы с речью разной сложности

- наблюдается слабая познавательная деятельность;Хочу такой сайт

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

  1. Эффективность использования музыкальной составляющей.

   А если нейроигру соединить с музыкой, то она будет еще эффективней и увлекательней..

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.

Преимущества использования музыки в нейроритмических играх.

  • - эмоциональная привлекательность;
  • - многофункциональность; (ритм, который показывают дети, органично вплетается в уже звучащую канву и в результате получается некая многослойная звучащая фактура, которая включает одновременно и дифференцированное и общее слуховое восприятие).
  • - автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • - формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • - формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
  • - активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

 В целом, все приёмы и методы, связанные с нейрокоррекцией, которые  используются  на практике, можно отнести к следующим методам:

  1. Метод стучания на палочках-клавесах с использованием музыкального сопровождения
  2. Метод использования вспомогательных звучащих предметов, таких как бумага, стаканы, различного рода «шумелки» - ёмкости, наполненные сыпучими материалами.
  3. Метод ритмической визуализации, при котором ребёнок наглядно видит различные варианты, изображающие то, что он выполняет ритмически. На картинках могут быть изображены различные ритмические фигуры, символизирующие метрические доли, паузы. Также это могут быть картинки с изображением способа выстукивания (например: ладошка или кулачок)
  4. Метод бодиперкуссии (франц. percussion – простукивание, body –тело), при котором руки ритмично выполняют постукивания по различным частям тела. при этом раздаются вполне ярковыраженные звуки. Это могут быть простукивания, прохлопывания, по верхней части груди, бёдрам, плечам, коленям, спине)

Стоит отметить. что все приведённые методв легко совмещаются и при желании их можно дополнить различными комбинациями с другими видами ритмической работы на занятиях, например – с ритмодекламацией (Варианты ритмодекламации представлены на страничеке) и.т.д. различные варианты нейроритмиче 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....