Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мухамбетьярова Cветлана Бисенгалиевна

Грамотная четкая, чистая и ритмичная речь – ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и логопедов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением всех звуков.

Артикуляционная гимнастика – это заря зарядка для губ, языка, щек – направленная на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности речевого аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»

Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»

Подготовила воспитатель:

Мухамбетьярова С.Б.

г. Красный Кут

2022 г.

Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению артикуляционной гимнастики.

Грамотная четкая, чистая и ритмичная речь – ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и логопедов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением всех звуков.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки. Для выработки полноценных движений этих органов полезна артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это заря зарядка для губ, языка, щек – направленная на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности речевого аппарата.

Существуют 2 вида артикуляционных упражнений:

  1. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию, то есть паузу 5-10 секунд (такие упражнения как «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Грибок»).
  2. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) направлена на то, чтобы выработать подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость «Часики» «Качели» и т.д.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 3-4 раза в день по 5 - 8 минут.

2. Не следует предлагать детям более 3 - 5 упражнений за один раз.

3. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным, важно не количество упражнений, а количество их выполнения.

5. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен видеть лицо воспитателя, а так же свое лицо в зеркале.

8. Воспитатель рассказывает  о предстоящем упражнении (можно использовать игровые приемы). Медленно, поэтапно показывает его выполнение, затем контролирует детей.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастики дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалистов.  

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. А теперь я предлагаю вам выполнить вместе со мной артикуляционные упражнения.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок»

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик»

Упражнения для развития подвижности губ

 «Улыбка» - «Хоботок»

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 «Недовольная лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Статические упражнения для языка направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию.

«Лопатка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти.

Внимание!

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 «Грибок»

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Внимание!

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Динамические упражнения для языка (ритмичное повторение движений) вырабатывают подвижность языка,  координацию и  переключаемость.

 «Лошадка»

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 «Барабанщики» (Дятел)

Внимание!

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара.         

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

Каждый ребенок всем на диво –

Должен говорить красиво.

И тогда язык родной,

Должен понимать его любой!

Список использованной литературы

  1. Краузе Е.Н. «Логопедия»;
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Основы логопедии».
  3. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...

Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В процессе формирования правильного звукопроизношения у детей важнейшую роль играет развитие артикуляционной моторики. В данной презентации я хочу Вас познакомить с причинами и видами нарушений артику...