Мастер-класс для педагогов "Театральные этюды"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Рекомендации педагогам по организации театральных этюдов с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Театральные этюды со старшими дошкольниками»

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства педагогов в использовании театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у дошкольников через театральные этюды.

 Задачи:

- Познакомить с приемами, формами и методами обучения театральным этюдам;

- Познакомить с видами театральных этюдов; упражнениями для разработки артикуляционного аппарата;

- Дать возможность на практике применить полученные теоретические знания.

 Ожидаемые результаты:

Знание приемов проведения театральных этюдов, форм и методов обучения коммуникативным навыкам, выполнение упражнений на артикуляцию.

 Оборудование: Демонстрационная доска, мел.

 Структура:

 1. Вступительная часть

- Тема мастер-класса

- Цель и задачи мастер-класса

- Приемы проведения театральных этюдов

- Методы обучения театральным этюдам

- Ожидаемые результаты.

2. Основная часть

разминка артикуляционного аппарата;

игра «Приветствие»;

- разновидности эмоций;

- театральный этюд;

- отличие театрального этюда от упражнений;

- структура театрального этюда.

 Практическая часть

- актерская игра театрального этюда на заданную тему;

- обсуждение игры.

 3.    Рефлексия

 Логика изложения

 Вступительная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения театральных этюдов с детьми.

Театральный этюд – это упражнение для развития актёрской техники. Этюды – необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. Работа над этюдами активизирует эмоциональную сферу, развивает мышление, воображение, память, волю, внимание.

Методы обучения: Здоровье-сберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С. Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).

Каждый человек, который мечтает стать актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение.

1. Разминка.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Улыбка – хоботок» Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

«Львёнок и варенье» Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Треугольник» С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Чистоговорки»

В сценической речи используются чистоговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной. (Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно).

«Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои». «От топота копыт пыль по полю летит».

Упражнение на дыхание. «Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

Упражнение на расслабление: «Куклы-марионетки». Педагог говорит, что нужно сделать учащемуся (поднять руку, ногу и т.д.)  и тот выполняет их безразлично, как кукла. Цель – создать максимальное напряжение в теле. Далее нити рвутся, и кукла падает (стоит на ногах, а тело висит внизу) в полной расслабленности. И на счет 10 постепенно, позвонок за позвонком, поднимается вверх в исходное положение.

2. Игра «Приветствие».

Педагог, создавая интригу, здоровается с каждым ребенком, проявляя разные эмоции: радость, печаль, доброжелательность и т.п. Ребенок же должен ответить с такой же эмоцией, что и педагог. После упражнения все вместе выясняем, какие же эмоции были проявлены и как их можно определить.

Педагог: - Что же такое «эмоции»? Ожидаемые ответы: проявление чувств.

Педагог: А какие эмоции я проявляла, здороваясь с вами?

Дети должны выделить путем дискуссии три типа эмоций:

1.   положительные (радость, удовольствие, восторг, нежность, любовь);

2.   отрицательные (отвращение, гнев, злорадство);

3.   нейтральные (безразличие, удивление, любопытство).

Педагог: Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как мы, например, поднимаем упавший карандаш или кладем на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным на сцене нужно научиться эти чувства проявлять в небольших жизненных сценках – этюдах. Театральный этюд – это источник творческого вдохновения, это маленький спектакль.
Педагог: Чем отличается этюд от упражнения? (Этюд – это упражнение, в котором есть жизненное содержание).

В упражнениях внимание детей последовательно фиксируется то на одном, то на другом элементе сценического действия, в этюдах же необходимо одновременное участие всех элементов.

В отличие от пьесы, где актер имеет дело с готовым текстом, логикой развития событий и поступков действующих лиц, в этюде ребенок сам создает близкую ему логику действия и пользуется для ее выражения собственными словами. В этюде еще не ставится задача создать типические характеры, перевоплотиться в образ. Исполнители действуют от своего имени в хорошо знакомых им, как правило, жизненных обстоятельствах.

Однако надо помнить, что создавать на основе жизненного опыта собственную логику поведения, быть на сцене органичным, живым – задача сама по себе очень сложная, и успешное решение ее будет уже большим шагом в овладении сценическим мастерством.

В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:

1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);

2. События;

3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);

4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Практическая часть

Раздать карточки с кратким изложением содержания этюда, например, «Ты парикмахер, который, делая стрижку клиенту, отрезал лишнее. Испугался и пытается всё исправить».

Этюды выполняются молча, не объявляя тему и обстоятельства. Зрители сами должны догадаться, какая у него профессия и сюжет.

         После проигрывания этюда и определения сюжета педагог предлагает обсудить игру актера. Что удалось – не удалось? Что можно сделать по-другому? Выясняем, что конкретные обстоятельства можно варьировать неисчислимое множество раз.

3.   Рефлексия

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Ответ: упражнениями и театральными этюдами.

Что вам нового удалось узнать?

Ответ: упражнения, что такое эмоции, как играть этюды.

Какие трудности вы испытывали при игре театрального этюда?

Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Использованная литература:

1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.

2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: «Скрипторий 2003», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер – класс. Театральный этюд как метод работы над литературным текстом

Смысл этого литературно-театрального этюда заключается в постановке ребенка в разные позиции, прорабатываются понятия «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа по тексту...

Методическая разработка мастер – класса Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.

Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.-Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предл...

Мастер-класс для педагогов "Театральные этюды"

Развитие коммуникации у старших дошкольников через театральные этюды...

Мастер-класс для родителей "Осенние этюды"

Формирование желания к совместной творческой деятельности....

Мастер-класс: «Театральный этюд, как инновационный прием развития музыкально - творческих способностей детей»

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.Задачи:1....