Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskiy_proekt.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Проект: творческий, длительный (в течение года), групповой

Участники проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог, дети подготовительной к школе группы ОВЗ, родители воспитанников.

Актуальность проекта.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых- несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально- экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования- необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Этому способствует возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей- восприятия, внимания, мышление, воображения, памяти.

Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и дефектолог и логопед. Совместная работа дефектолога и логопеда с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития позволяет достичь более высоких результатов в коррекции нарушений у детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе дефектолога и логопеда по развитию психических процессов у детей с ЗПР:

- проведение и обсуждение результатов диагностики;

- коррекционно-развивающие занятия;

- интегрированные досуги с детьми;

- совместные консультации и семинары-практикумы для педагогов ДОО;

 - консультации для родителей и проведение открытых мероприятий, разработка материала для информационного стенда.

Цель и задачи проекта.

Целью сотрудничества учителя- логопеда и учителя-дефектолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно- развивающей образовательной работы по развитию психических процессов у детей старшего возраста. Эта работа должна стимулировать познавательную активность детей.

В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:

- разработать и апробировать диагностику уровня развития психических процессов детей 6-7 лет;

- детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;

- подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал, разработать сценарии интегрированных досугах;

- повысить профессиональный уровень педагогов ДОО;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;

- изменить статус педагогов через повышение профессионального уровня, творческого характера деятельности педагогов, умения презентовать свой опят работы.

Основная гипотеза проекта.

Мы считаем, что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведет к активизации речи детей и развитию их психических процессов.

Методологическая основа проекта.

Исследования Л.С. Выготского (1960, 1983, 1984), а за ним отечественных психологов Б.Г. Ананьева (1957), А.Н. Леонтьева (1977, 1981), А.Р. Лурия (1962), С.Л. Рубинштейна (1958) и других доказали, что необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревание создает лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определенной социальной среды и воспитания.

Как свидетельствуют работы Н.С. Лейтеса, Дж. Родари, З.И. Калмыковой, Э. Стоунса, Б.М. Теплова и других авторов, без специальных комплексных воздействий педагога развитие психических процессов не перерастает в адекватную деятельность.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психических процессов дошкольников. Основными среди них являются:

- создание развивающей среды;

- пробуждение и поддержание любознательности, развитие разных видов активности (умственной, познавательной, интеллектуальной);

- побуждение детей дошкольного возраста к саморазвитию;

- формирование мотивации;

- создание между детьми и педагогом атмосферы сотрудничества;

- формирование операций словесно-логического мышления;

-осуществления индивидуального подхода к детям.

Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Успешная коррекция речевого недоразвития может только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности. От тесной взаимосвязи специалистов учреждения, от правильно выбранных направлений коррекционной работы, дифференцированного подхода, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности, методов обучения зависят результат, динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки ребенка к усвоению учебных предметов.

Теоретической и методологической основой работы являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С, Выготский, Р.Е, Левина, В.И. Лубовский и другие):

1. Принцип развития (состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.)

2. Принцип системного подхода (предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.)

3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития (раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов, лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.)

4. Принцип единства формирования речи и мышления (на одном и том же познавательном материале.)

Содержание и этапы реализации проекта.

1этап:

-анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;

- подготовка методического обеспечения проекта;

- психолого-педагогический мониторинг познавательной сферы детей;

- разработка т содержание коррекционно-развивающих занятий, сценариев интегрированных досугов и определение направлений проектной деятельности на основе преемственности содержания;

- проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности;

- повышение педагогической компетентности родителей по развитию познавательной сферы в рамках семинара-практикума «Ступеньки к школе»;

- формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через презентацию достижений и успешности детей при составлении кроссвордов;

- информирование родителей в вопросах развития познавательной сферы с помощью буклетов, папок-передвижек, карточек и стендовой информации.

II этап:

- апробация системы занятий по развитию познавательной активности детей;

- реализация семейных проектов «Веселый кроссворденок»;

-творческие отчеты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото- и видеопрезентации, выставки, тематические эссе, круглые столы).

- создание стендовой информации для родителей по данной проблеме.

III этап:

- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;

- проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;

- создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения;

- подготовка мультимедийной презентации содержания проекта;

- участие в педагогическом конкурсе «Прояви себя».

                                                     План работы по проекту

          Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Диагностика познавательной сферы, речи детей.

Видеозапись интервью «Умный человек. Какой он?»

Разработка диагностического блока методик по познавательному развитию детей.

Проведение анкетирования по выявлению детей.

Октябрь

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие в осенний лес»

Анкетирование «Познавательные процессы» Открытое мероприятие для педагогов «Путешествие в осенний лес»

Консультация «Пути формирования познавательных интересов у детей»

Ноябрь

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие по сказкам»

Консультация «Особенности познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Консультация «Создание развивающей среды для детей». Памятки для родителей: «Организация развивающей среды в семье».

Декабрь

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие на Северный полюс».

Семинар-практикум «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Анкетирование «Готов ли ребенок учиться читать? Семинар-практикум «Как подготовить детей к обучению чтению.

Январь

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг 2морское путешествие» Разгадывание кроссвордов.

Рекомендации по развитию познавательных процессов по различным лексическим темам.

Семейный проект «Веселый кроссворденок» Стендовая информация «Как развить внимание»,

«Как развить память»,

«Мы растем усидчивыми»,

«Как отвечать на детские вопросы».

Февраль

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие на машине времени»

Мастер-класс «Использование метода моделирования в познании окружающего мира»

Игротека для родителей- развиваем внимание, мышление, память, речь. Презентация семейных проектов.

Март

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие в жаркие страны»

Картотека «Познавательное развитие детей»

Мастер-класс «Как сделать занимательную игру?»

Апрель

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Космическое путешествие»

Буклет «Игры для познавательного развития для старшего дошкольного возраста»

Практикум для родителей «Ступенька к школе» Показ видеофильма «Наши путешествия»

Май

Беседа «Сколько голов, столько умов».

Диагностика познавательной сферы.

Видеозапись интервью «Умный человек. Какой он?»

Презентация проекта для педагогов ДОО.

Анализ проведений диагностики.

Подготовка эссе.

Индивидуальные консультации по развитию познавательных способностей.

Результаты реализации проекта:

I этап- аналитический отчет об использовании современных образовательных технологий, развивающих познавательную сферу;

II этап- тематическое планирование совместной работы учителя-дефектолога и учителя- логопеда, сценарии интегрированных досугов, презентации кроссвордов, написанных совместно с родителями и детьми; рекомендации для родителей по развитию психических процессов;

III этап- статьи –эссе по развитию познавательной активности детей; результативность использование данной модели в работе дошкольной образовательной организации (на основе диагностического обследования детей), видеофильма занятий, мультимедийная презентация содержания проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИЕМОВ  ЗАПОМИНАНИЯ  У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА в детском саду...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...