Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) по теме

Осипова Мария Дмитриевна

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita_vkr.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

          Автор: Осипова Мария

                                              Руководитель: Чернышева Ж.В.

преподаватель   педагогической психологии,

ГБОУ СПО Педколледж №8  

                                                                       

В последнее время вопросы о снижении детской тревожности приобрели большое значение ввиду довольно широкого распространения среди детей этого неблагополучия.

       Тревожность участвует в механизме саморегуляции, способствует мобилизации резервов психики и стимулирует поисковую активность.

       Известно также: за границами своих оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность личности. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью.

Тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, поэтому изучение детской тревожности стоит в ряду особо актуальных проблем, так как именно она может нарушать ход личностного развития человека.

Для решения поставленных исследовательских задач, таких как: анализ теоретического материала по проблеме исследования, подбор диагностических методик, разработка коррекционной программы и рекомендаций для  педагогов и родителей, нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, исходя из данных которой, мы смогли выявить следующие закономерности.

Прежде всего, стоит отметить что, в старшем дошкольном возрасте активно развивается эмоционально-волевая сфера ребёнка. Чувства и эмоции становятся более сложными, приобретают глубину и устойчивость, важнейший их источник—отношения с другими людьми. Существует такой фактор, как идентификация себя с авторитетным взрослым или персонажем сказки. Происходит становление иерархии мотивов. Формируются устойчивые эмоциональные реакции.

Поэтому в этом возрасте огромное влияние на ребёнка могут оказать любые внешние воздействия. Некоторые из них ведут к формированию эмоциональных нарушений, в частности тревожности.

Рассматривая это понятие, мы работали с несколькими различными его определениями, здесь приведено одно из них.

Итак, тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Е.И.Рогов; Р.В. Овчарова; А.М.Прихожан; Е. Савина и Н. Шанина; Мэри Аворд из США; Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.

Принято разделять тревожность как устойчивое образование личности и тревогу как ситуативное проявление беспокойства. У дошкольников тревожность, чаще всего, носит ситуативный характер, поэтому все коррекционные мероприятия направлены на то, чтобы тревожность не стала постоянным свойством личности.

Тревожность определяет многие нарушения поведения на более поздних этапах жизни человека.

Тревожность является важнейшим фактором сопротивления на пути реализации социальных потребностей личности.

Изменения в структуре личности под действием тревожности происходят не сразу, а по мере закрепления отрицательных личностных установок.

Первые признаки тревожности начинают появляться ещё в раннем детстве, но только к 6-7 годам тревожность начинает формироваться как устойчивое свойство личности.

Интересно то, что в зависимости от половой принадлежности ребёнка тревога направлена на разные ситуации: мальчики бояться физического насилия, девочки—осуждения окружающих.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так  и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

Так же к появлению тревожности у ребёнка могут предрасполагать особенности нервной системы, такие как меланхолический темперамент.

Тревожные дети чаще всего выполняют только те действия,  к которым привыкли, в успешности результатов которых они действительно уверены.

А. М. Прихожан на основе своих исследований и многолетней работы с тревожными детьми разработала систему профилактики и коррекции тревожности, в которую входят: работа с родителями, работа с педагогами, и непосредственная работа с детьми.

Крайне важно при коррекции тревожности использовать ведущую  деятельность детей, особенным эффектом обладают игры драматизации. Необходимо так же применять методы арт-терапии.

В основном практические психологи (Лютова Е.К., Монина Г.Б. и другие)  рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1) Повышение самооценки.

2) Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

 3) Снятие мышечного напряжения.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, знакомство с опытом психологов и педагогов позволили нам составить коррекционную программу для детей подготовительной группы ДОУ №76 Красногвардейского района.

Для выявления  особенностей, уровня тревожности у детей 6-7 лет нами были проведены следующие диагностические методики:  тест тревожности Р.Тэммпла, М.Дорки, В.Амена "Выбери нужное Лицо", методика «Несуществующее животное», Методика исследования самооценки «Лесенка» (Т.Д.Марцинковской), Опросник Лаврентьевой Г. П. и  Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".

После обработки результатов диагностики выяснилось, что 40%  (4 человека) обладают высоким уровнем тревожности, оставшиеся 60% (10 человек) показали средний уровень тревожности, то есть от 20 до 50 по интерпретации Р.Тэммпла, М.Дорки, В.Амена.

В связи с учётом особенностей развития детей группы нами была разработана программа снижения уровня тревожности, которая включает в себя подборку игр, занятий и упражнений. В виду того, что в работе воспитателя группы преобладал авторитарный стиль мы постарались включить в коррекционную работу как можно больше упражнений и игр направленных на снятие мышечного напряжения. Также с целью психологического просвещения родителей мы разработали несколько консультаций для родительского уголка. Были спланированны и проведены  просветительские беседы с воспитателями.

Вся коррекционная работа с детьми была спланированна так, что на протяжении недели в первую половину дня проводились игры и упражнения на повышении самооценки и на снятие мышечного и эмоционального  напряжения. В конце недели как правило проводились различные релаксационные  упражнения. Во вторую половину дня планировались занятия, во время проведения которых во внимание принималась не только коррекция тревожности, но и воспитание доброжелательных отношений среди детей.

Нам удалось качественно изменить и сам педагогический процесс. Поскольку во время проведения диагностики у многих детей обнаружилась защитная агрессия по отношению к взрослым, нами было принято решение изменить подход к детям на более гуманистичный.

В целом дети отнеслись к предложенным играм и занятиям позитивно, хотя вначале им было сложно раскрепоститься, присутствовал страх сделать неправильные шаги, некоторые игры были сложны для восприятия детей данной группы, так как оно во многом уже опосредовано социальными условностями. Но постепенно дети стали вести себя более естественно, повысился общий эмоциональный тон в группе.

После выполнения плана коррекционной работы была проведена повторная диагностика, которая включала в себя организованное нами наблюдение, и рисуночную методику «Кактус».

Все эти диагностические мероприятия показали, что уровень тревожности детей снизился в достаточной мере. Так, например дети, обладавшие на момент первой диагностики высоким уровнем тревожности (Софа, Инна, Миша, Стёпа) снизили его до среднего. Те дети, которые показали средний уровень тревожности теперь обладали более низким. Двое мальчиков (Виталик и Ваня) продолжили находиться на среднем уровне тревожности.

 Исходя из всего описанного выше, можно сделать вывод, что мы достигли цели, поставленной нами в начале исследования. Уровень тревожности детей подготовительной к школе группы ДОУ №76 Красногвардейского района существенно снизился, также стали формироваться доброжелательные отношения детей друг к другу и к взрослым.  С помощью перехода с авторитарного на демократический стиль воспитания мы смогли наблюдать за повышением этики группы.

В заключении важно отметить, что в настоящее время проблема эмоционального неблагополучия ребенка становится все более актуальной в силу развития современного общества с его многочисленными стрессами окружающего мира, информационными потоками, которые не всегда полезны для развивающейся личности ребенка и вовремя начатая коррекционная работа существенным образом может повлиять на этот не всегда благоприятный ход событий.

Литература

1.Изард К. Е. «Эмоции человека». М., МГУ, 2001.

2.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009.

3.«Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности» Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и ...

развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки.  Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтны...

Психолого-педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО»

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантно...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»

Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем т...