Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бондаренко Анастасия Ивановна

в консультации представлены методики Базарного, направленные на профилактику офтальмологических заболевай детей, а также на укрепление здоровья детей вцелом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_teme_bazarnyy.docx607.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №64 Красносельского района Санкт-Петербурга

Подготовила и провела Учитель-дефектолог Бондаренко А.И.

Консультация по теме:
«Изготовление здоровьесберегающих технологий и оборудования по системе Базарного В.Ф в работе с детьми дошкольного возраста»

 Я хочу поделиться с вами опытом работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Вкратце скажу, что Базарный это врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, который занимается профилактикой близорукости. Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания, как в детском саду, так и дома. ЗСТ для детских садов представляет собой несколько более сложный комплекс решений, полная версия которого в настоящее время не представлена ни в одном дошкольном учреждении. Детальное описание этого комплекса займёт значительный объём текста, поэтому здесь мы ограничимся общим описанием. Здоровьесберегающие технологии для детских садов также в своей основе включают в себя режим динамических поз и параллельное воспитание мальчиков и девочек, экологическое панно и пр. Но особенности самого формата детского сада позволяет реализовать их в гораздо большем объёме и более разнообразных проявлениях. И так:

  1. Режим динамической смены поз

Настольные конторки

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать во время образовательной деятельности атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации воспитания и обучения, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей.

Планирую, занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. При этом каждый ребенок во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом ежемесячно по результатам обследования на предмет остроты зрения. Наблюдая за детьми, сделала вывод, что без ущерба образовательному процессу дети 3-4 раза переходят из одного положения в другое.

Поддержание физической, психической активности умственной сферы;

повышается иммунная система;

улучшаются ростовые процессы;

развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

снижается степень низкой склоняемости головы.

2.Массажные коврики

Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Главным здесь оказалось не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. У меня в группе для детей такая поза стала привычной быстро, они легко переключаются от одной деятельности к другой. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Использую максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом.

3.Физкультминутки для глаз

Проводятся в игровой форме, учитывая возрастные и зрительные возможности детей. Например: «Веселые человечки», на карточках, которые показывает педагог, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка. Комплексы зрительной гимнастики основаны на методиках В. Ф. Базарного, Э. С. Аветисова. Зрительную гимнастику проводят не менее 3-4 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения носят игровой характер, включая стихи, потешки. Включают упражнения для глаз с предметами и без предметов во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза проводятся различного рода элементы с игрушками, с мячом.

Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии.

4.Упражнения на мышечно-телесную координацию

Использую зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в предметно-развивающую среду. То тучки набежали, выглянуло солнышко, прилетели снежинки, а в них задания, отгадки; то животные (дикие, домашние, птицы) в гостях и т.д.

Развивается зрительно-моторная и телесная координация.

5.Сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты").

Для повышения активности детей выручают сенсорно-дидактическая подвеска или крест, деревянные планки, фабричные подвески (бабочки, птички, мишки, колокольчики и т. д.) и располагается на них дидактический материал (на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять) в центре группы и в углах, с помощью которого дети считают, составляют слова, упражняются в классификации предметов и т. д. А также специальные держалки (коромысла), позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее. Можно придумать огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам.

Повышается активность детей, лучше и легче усваивают материал.

C:\Users\nas\Desktop\крестовина.jpg

6.Упражнения на зрительную координацию.

Меняющие сенсорно-координаторные тренажеры

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

Дети получают зрительную информацию не только в близи, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах группы, ярких картинок (по теме, по сезонным изменениям и т.д.), цветных схем по экологии, таблиц по мнемотехнике, и других подвижных дидактических материалов. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда. На стенах поместила силуэтное изображение предметов, животных, героев сказок, цифры и т. д. Размер 15-30 см. На занятии дети по просьбе встают и отыскивают глазами нужную картинку – ответ на вопрос педагога или на загадку. Карточки с заданиями и ответами по желанию воспитателя могут находиться где угодно: на стене, на кресте, на занавеске, в природном уголке и т.д. Поэтому дети постоянно находятся в движении.

Данные тренажеры оказывают благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-моторная и телесная координация.

7.Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

В процессе занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”, по которым дети «бегают глазами» за огоньком лазерного фонарика по ориентирующим стрелкам траекторий. На листе ватмана (от 2 до 5 метров) я изображаю какие-либо цветные фигуры (овалы восьмерки, зигзаги, спирали, ломаные линии), толщина линии 1 см. Схема универсальных символов при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма

Развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.

8.Большие настенные тренажеры .

Большие настенные тренажеры по сказкам, по временам года: «Футбольное поле», «Дорожное движение», «Мотыльки», «Страна математика», «На лесной тропинке» и другие. . В роли зрительного тренажера использую лазерный фонарик, пластмассовую указку, на кончик которой прикрепляю пчелку, кораблик, мячик, птичку и т. д.

Дети любят работать с такими тренажерами. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Разместила тренажеры (спирали, зигзаги..) и на уровне глаз детей. Дети по желанию подходят и выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

C:\Users\nas\Desktop\базарный трен.jpg

9.Индивидуальные тренажеры.

Индивидуальные тренажеры: «Прокати мяч», «Смотай клубочек», «Покажи дорогу щенку», «Поймай рыбку», «Кто где живет?». Ребенок указкой (кончик указки окрашен в красный цвет) ведет по тренажеру и прослеживает взглядом. Такие упражнения развивают прослеживающую функцию глаза, зрительно-двигательную координацию. Упражнения выполняются под музыку.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

10 Бумажные офтальмотренажеры: «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках».

Решать задачи в образовательной области «Познавательное развитие» мне помогают бумажные офтальмотренажеры: «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках». А также под потолком парят бабочки, мотыльки, пчелки, птицы и т.д. в зависимости от сюжета занятия. Детям даю задания: сколько всего бабочек летает; сколько бабочек желтого цвета; сколько низко летает, высоко; сколько больших и маленьких и т.д.

На примере бумажных тренажеров «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», разработала свои тренажеры: «Найди две одинаковые матрешки из 6,7, 10», «Помоги медвежонку собрать мед в два одинаковых горшочка», «Помоги деду и бабе найти из 10 два одинаковых яйца», «На каком по счету месте стоят три одинаковых неваляшки» и т.д. Дети учатся считать, различают и называют цвета, сравнивают.

Развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-

11.Природно-экологическое панно 

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве используется природно-экологическое панно  расположенное на металлической доске на колесиках, которую я могу передвигать в нужную часть групповой комнаты. На металлическое панно наносятся на магнитах изображения птиц, животных, карточки с буквами, цифрами и другой материал по теме. Природно-экологическое панно используется на каждом занятии и является основой, вокруг которого решаются все задачи

Повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, мышления, памяти развитие личности в целом.

12.Предметно-развивающая среда

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому развивающая среда в группе детей с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием ) подобранна в желтых теплых тонах. Желтый - цвет радости, оптимизма.

Поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

13.Пальчиковая гимнастика.

Рисование пальчиком

Использую цветные прищепки, сосновые шишки, мячи с шипами с целью развития тонкой моторики, регулярно провожу пальчиковую гимнастику обязательно с речевым сопровождением. Одновременно дети получают массаж кистей и пальцев рук.

Рисование пальчиком красками, рисование пальчиком на песке, на манке; игры с крупой, любыми мелкими предметами. Такие упражнения являются эффективным занятием, развивают мелкую моторику

Развитие тонкой моторики и ручного творчества детей решаю не только на занятиях, но и во время специально организованной деятельности посредством техники оригами.

Они способствуют развитию памяти, тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками письмом в школе.У детей развивается тонкая моторика, появился художественный вкус, усидчивость.

Базарный В.Ф. выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек. Но так как наши группы смешанные то в группах раздельные игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию. У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, а у мальчиков – мужское. Игрушки для девочек будут учить их нежности, добру, скромности. А игры мальчиков - мужеству, храбрости, выдержке.

Благодаря творческому сочетанию здоровье укрепляющих технологий Базарного позволяет нам увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Так же такие технологии помогают нам обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Проектная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Ухудшение здоровья детей требует включения в процесс физического воспитания жлшкольников различных оздоровительных технологий.Создание единой композиции в одном стиле с применением ритмопластики, стре...

«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»...

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...

«Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии, в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей....