Консультация логопеда для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Тарасова Оксана Владимировна

Как пополнить и расширить словарный запас у детей 6 - 7 лет. Материал может быть использована в качестве консультации для родителей. Так же его можно адаптировать под консультацию для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Как пополнить и расширить словарный запас у детей 6 - 7 лет.

Подготовила учитель-логопед Тарасова Оксана Владимировна.

Когда ребенку исполняется 6 лет, то у него остается последний предшкольный год.

За это время у ребенка должны сформироваться учебные навыки, навыки самообслуживания, самоконтроля и многое другое. Но редко кто задумывается, что важным в готовности ребенка к школьному обучению является активный богатый словарь!

Большую часть своего времени ребенок находится в стенах детского сада. Поэтому у воспитателей есть возможность включать в свои занятия различные игры и упражнения по совершенствованию и развитию словаря детей.

Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения, которые Вы можете использовать во время организованных занятий, в процессе сбора на прогулку, во время самой прогулки:

  1. Игра «Веселый счет».

Взрослый предлагает детям посчитать заданный предмет от 1 до 10 и в обратном порядке. Когда счет для детей будет простым, нужно добавить слова-признаки.

Например. Одна тарелка – две тарелки … - десять тарелок. Добавляем признак: одна глубокая тарелка - … - десять глубоких тарелок. Десять медведей - …- один медведь. Десять бурых медведей - … - один бурый медведь.

Во время произнесения детьми слов, воспитателю необходимо контролировать правильное употребление окончаний прилагательных и существительных, а так же четкость произнесения этих окончаний. На первых этапах образец даёт сам взрослый, затем дети делают это самостоятельно.

  1. Игра «Чей хвост? Чья голова?».

Для этой игры можно использовать предметные картинки по теме животные и птицы. Взрослый показывает детям картинку. Проводит беседу о том, кто это, где живёт, чем питается и т.д. затем взрослый закрывает часть животного листом бумаги так, чтобы была видна какая-то часть тела и спрашивает «Чей хвост?» - например лисий. «Чья голова?» - лисья и т.д. таким образом необходимо отработать все части тела животных.

  1. Игра «Чего/кого нет?»

Для этой игры можно использовать предметные картинки по различным темам. Взрослый показывает детям картинки (6-7). Проводит беседу по ним. Затем 1 картинка закрывается или прячется от детей и дети должны ответить на вопрос «Чего/кого нет?». Ответ детей должен быть в родительном падеже.

  1. Игра «Из чего какой?

В этой игре можно использовать мяч. Взрослый называет предмет и говорит из какого материала сделан – ребенок должен образовать относительное прилагательное.

Например. Взрослый говорит: «Кружка из стекла и бросает мяч». Ребенок ловит мяч – говорит «Стеклянная кружка» и возвращает мяч ведущему. Роль ведущего также могут брать на себя дети.

  1. Игра «Сломанный робот».

Взрослый предлагает превратиться 1 ребенку в «сломанного робота». Он должен выполнить инструкцию наоборот. Например, воспитатель говорит: «Подойти к столу» - а робот отходит и проговаривает инструкцию наоборот «отойди от стола», повернись ко мне – «робот» отворачивается и говорит «отвернись от меня» т.д. затем дети сами придумывают «роботу» действия (собери игрушки – разбросай игрушки, взять – положить, поднять -бросить и т.д. Игру можно разнообразить, дополнив в речевой материал прилагательные, наречия (дай большую игрушку – даёт маленькую игрушку, поставь книгу на верхнюю полку – ставит на нижнюю полку и т.д.).

  1. Игра «Бывает - - не бывает».

 Ведущий предлагает детям внимательно послушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, нужно хлопнуть в ладоши (или сказать да, поднять руки вверх, прыгнуть и т.д.); если нет – покачать головой (или сказать нет, топать, присесть и т.д.). Затем ведущий медленно и четко произносит сочетания слов: кошка летает, рыба летает, воробей летает. Гусеница прыгает, собака прыгает, заяц прыгает. Дорога плавает, лодка плавает, лист плавает. Лампа ходит, стакан ходит, мальчик ходит и т.д.

  1. Игра «Подбери слово».

Ведущий предлагает подобрать к заданному слову, например стакан, слова признаки (слова-действия). Важно, чтобы дети не повторялись (стеклянный, деревянный, большой, маленький, тяжелый, взрослый, детский и т.д.)

Можно эту игру сделать командной. Разделить детей на команды и за каждое правильное и подходящее слово команда получает фишку. У кого фишек больше, та команда и выигрывает.

  1. Игра «Продолжи цепочку».

Взрослый называет один-два слова, а дети должны подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – продукты – корм – вкусняшки и т.д.

Веселый – озорной – смешной, идти – шагать – топать – шлепать – плестись и т.д.

  1. Игра «Что я загадала/загадал?»

Ведущий перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним «Круглый, оранжевый, из него можно сделать сок – апельсин».

Очень важно, чтобы дети тоже выполняли роль ведущего.

  1. Игра «4 лишний»

Ведущий предлагает детям послушать 4 -5 слов, назвать лишнее и объяснить свой выбор.

Например, медведь, лиса, заяц, волк, сова. Сова лишняя, потому что это птица.

Куртка, сапоги, водолазка, сарафан, штаны. Сапоги лишние, потому что это обувь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по формированию связной речи у детей с ОНР»

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях  дошкольного учреждения  возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя....

Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"

Материал отмечает специфику  работы  учителя-логопеда  и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Заучивание стихотворений»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природ...

Консультация логопеда для воспитателей «Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многопланову...