Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Строгонова Алина Юрьевна

Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего окружения ребенка.

Задача научить детей-дошкольников не только ясно, но и грамматически правильно разговаривать, хорошо управлять своим голосом, четко излагать свои собственные мысли, обладать творческой и свободной интерпретацией – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста

Анализ научных исследований подтверждает, что речь у ребенка не возникает сама по себе, она проходит период формирования. В основе её формирования находится человеческий опыт общения, речь ближайшего окружения ребенка.

Задача научить детей-дошкольников не только ясно, но и грамматически правильно разговаривать, хорошо управлять своим голосом, четко излагать свои собственные мысли, обладать творческой и свободной интерпретацией – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Богатый материал для развития коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста представляют сказки. Они раскрывают выразительность и меткость языка, демонстрируют, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Свойственная необычайная легкость, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы.

Рис. 10. Формирование произносительной стороны речи

Совершенствование произносительной стороны речи традиционно проводится по следующей схеме:

  1. Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
  2. Корригировать произношение нарушенных звуков. Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и т. д.).
  3. Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.
  4. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
  5. Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Однако, у всех детей с нарушениями речи есть специфические особенности. Они быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Таким детям часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У детей с речевыми проблемами выявлены серьезные нарушения в развитии связности высказывания. Не все дети бывают мотивированны на исправление недостатков звукопроизношения. Дети с ОНР имеют слабую мотивированность к занятиям, быстро истощаются из-за особенностей нервной системы [5]. В связи с этим необходимо создать лёгкую непринуждённую обстановку во время вызывания звуков и их автоматизации.  

Основными источниками приобретения речевой компетентности являются опыт межличностного общения и народная культура, которые наиболее яркое выражение обрели в форме художественной литературы.

Традиционно литературой принято считать все письменные тексты. Далее письменные тексты разделяются на группы, такие, как художественная литература, научная и научно-популярная литература, справочная литература, учебная литература и техническая литература.

Литература как художественный жанр имеет обширное видение и разнообразие форм. Она отражает яркие особенности языка, поэтому имеет особый национальный колорит и присущий народности характер. Литература подразделяется  на множество разнообразных и прекрасных жанров, каждый человек может найти именно свою форму, которая будет откликаться ему больше всего. Маленькие дети особенно любят легкие рифмованные стихи, прибаутки и поговорки. Многообразие стилей литературы обогащает духовный мир человека, поэтому так важно приобщать к литературе детей с самого маленького возраста [1, c. 43].

Наибольший научный спор и разнообразие исследований, и как следствие трактовок относятся к классификации жанров литературы. Наиболее признанным является подход к понимаю термина «литературный жанр» - это исторически сложившийся и развивающий постоянно тип литературы.

Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением речи подчеркивали многие авторы: Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская. Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Поэтому сказка приобретает различные формы от повести и романа до эпического произведения или поэмы. Однако, несмотря на разнообразие присущих сказке форм, она объективно является отдельным жанром с присущими ей специфическими особенностями. Традиционно сложилось, что сказка является самым популярным видом детской литературы. Ее продолжительная история развития привела к тому, что это один из самых разноплановых и изменчивых жанров, с достаточно размытыми границами. Именно поэтому сказка завораживает, она поглощает и увлекает за собой в мир ярких образов и удивительных историй.

При этом, сказка – это одним из самых первых, а значит самых древнейших жанров в устном народном творчестве. Это особый словесный творческий жанр фольклора всех народов. Нет таких народностей, у которых бы не было сказок. А значит сказка имеет не только глубокие культурные корни, но и обладает глубинным педагогическим смыслом и способностью передавать в интересной незатейливой форме опыт предыдущих поколений.

Интересно, что сказки очень нравятся как самым маленьким детям, так и подросткам. И даже взрослых, реалии современного стремительного мира, вызывают потребность погрузиться в вымышленный сказочный мир.
С.Г. Антонова отмечает, что «дети любят и бытовые сюжеты, и «сказочные», «волшебные». Замечено, что особенно привлекательным для читателей является юмор, который, как правило, бывает во многих сказках одним из основных мотивов развития повествования» [8, c. 59].

Дж. Толкин говорит о волшебной сказке: «Большинство из тех, кто еще сохранил достаточно здравого смысла, чтобы не считать волшебные сказки вредными, полагают, что существует естественная связь между сознанием ребенка и сказками, подобная потребности детского организма
в молоке» [13, c. 36].

Таким образом, сказочная форма повествования – это самый простой способ приобщения ребенка к реалиям окружающего мира. Простой в том значении, что он подобен игровой форме обучения, как наиболее сообразный возрасту и восприятию детей.

Исследования  доказывают, что метод работы со сказкой может занять одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Логопедами-исследователями, такими как М. А. Паваляева и
Г. Г. Чеботанян доказана эффективность использования авторских сказок. Они одними из первых внедрили в свою деятельности авторские сказки и оценивали эффективность применения данного инструмента с точки зрения прогресса коррекционной работы с логопедическими детьми. В настоящее время «Сказки Тихого Дона» можно взять за основу и тоже использовать в коррекционной работе с детьми, обладающими различной степенью проявленности ОНР. Исследователи подчеркивают достоинство данных сказок как инструмента преодоления речевых нарушений и приводят данные своих исследований.

Когда дети работают над сказкой, они не только обогащают и дополняют свой словарный запас, но работой в органической форме над поставкой звуков, их автоматизации, следовательно ведущей целью это введением звуков в самостоятельную спонтанную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Авторы утверждают, что конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интересней для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.

Средства сказки автор использует для формирования у детей звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи. Н. А. Погосовой были разработаны методические материалы, которые составили сборник специальных логопедических занятий для развития у  детей, обладающих нарушениями в речи с присущей им в связи с этим  эмоциональной нестабильностью «Погружение в сказку».

На основе сказочного сюжета, автором разработаны дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром, упражнения для формирования звукопроизношения и грамматической стороны речи, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, связной речи. Н. В. Нищевой предложено учебно-методическое пособие с авторскими сказками «Развивающие сказки» для детей, старшего и подготовительного к школе возраста с речевыми нарушениями. Автор подчеркивает, что для поддержания устойчивого внимания детей на занятиях должны использоваться иллюстрации, разнообразные демонстрационные материалы, элементы конструирования, лепки и рисования.

Комплексы заданий, представленные в книге, включают знакомство детей со сказкой, закрепление знания содержания и анализ сказки, развитие психических процессов у детей и творческую работу по мотивам сказки.

С. Ф. Савченко, О. Г Ивановская, Е. А. Петрова, предлагают несколько моделей работы со сказкой в зависимости от возраста детей на основе всем известных сказок «Теремок». «Гуси-Лебеди», «Репка» и т. д.

Логосказки представляют собой единый педагогический процесс, который способствует всестороннему развитию речи, а кроме того, способствует формированию нравственных представлений, активизирует психические процессы, такие как внимание, память, мышление, воображение. При этом одной из самых важных особенностей логосказок, как методического инструмента, – это высокая степень вовлеченности участников, а следовательно достижение высокой концентрации и мотивации к выполнению заданий и отработке навыков.

Логосказки авторов, направлены также на развитие полисенсорности ребенка («сказка» плюс «предметная деятельность», развитие мелкой моторики и графических навыков [61, c. 43].

Среди множества художественных произведений особую роль в жизни ребенка занимает сказка. Однако, в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок.

Таким образом, хотя изучение сказок и включено в программу обучения и воспитания дошкольников, в настоящее время они в большей степени используется с нравственно-моральной точки зрения, при этом упускается из виду их потенциал для формирования произносительных навыков. Обозначенные особенности свидетельствую о недостаточной изученности и методологической разработанности возможности использования сказок, как средства развития речи у детей с общим недоразвитием речи. Исходя из чего, становится очевидной необходимость проведения эмпирического исследования по обозначенной проблеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для  Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы....

"Развитие произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

Для полноценного и всестороннего развития ребёнка важным является его речь. Чем она богаче и правильнее, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, желания, просьбы.В настоящее время нарушение произнос...