Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей первого года жизни)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дыбко Наталья Георгиевна

Перспективно-тематическое плавнирование учителя-дефектолога, воспитателя,музыкального руководителя (для детей первого года жизни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptp1god.docx117.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ, МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ)

Месяц

Учитель-дефектолог (лексические темы, задачи)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Сентябрь 3 неделя

Стартовая диагностика

«Кукла».

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи.

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ля-ля?».

- Развивать умение находить глазами куклу, находящуюся в разных местах в корзине (коробке, под платком, под подушкой, в ящике).

- Стимулировать понимание речевых инструкций «дай», «пока», подкрепленных жестами.

- Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения "Ладушки - ладушки".

Стимуляция доречевой активности.

- Учить прислушиваться к слогам лепета и повторять их.

Над рекой сидел рыбак, потерял один башмак.

Видно, солнце и река усыпили рыбака.

Да-да-да, да-да-да, да-да-да.

Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Видно, солнце и река…,

Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Усыпили рыбака!

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Рыбка съела червяка, разбудила рыбака!

Дернул удочку рыбак: старый вытащил башмак!

Та-та-та, та-та-та, та-та-та.

Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый вытащил башмак!

Ну-ка, ну-ка, вот так штука! Старый собственный башмак! Да-да-да, да-да-да, да-да-да.

Развитие слухового восприятия

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (бубен - барабан).

- Вызывать у ребенка эмоциональные реакции на собственное имя. Общаясь с ребенком, нужно произносить его имя нараспев, поглаживать малыша или показывать его отражение в зеркале.

- Учить различать голос близкого взрослого в ходе игры с платком. Он ласково называет ребенка по имени, то прячась под платком, то выглядывая из - под, то выглядывая из под него.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности.

- Учить совершать разнообразные действия с игрушками: качать куклу, сажать в машину, катать, кормить, расчесывать волосы и т.д.

Развитие мелкой моторики

- Массаж кистей рук (ворсовые щетки).

- Пальчиковая гимнастика (пальчиковые куклы).  

- Пальчиковый бассейн (желуди).

- Предлагать ребенку предметы и игрушки, изготовленные из разных материалов (гладкие, колючие, шершавые и т.д.)

- Учить указательному жесту (показать глаза у взрослого).

Развитие зрительного восприятия.

- Развивать восприятие предметов (объемные предметы), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Развивать восприятие предметов (шарики) двух цветов (желтый красный) «Покатай шарики».

- Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). 

Потешка: «Спи моя хорошая, баю-баю-бай, куколка любимая глазки закрывай…»

Игра: «Где куколка?»

Дидактическая игра:  «Уложим куклу спать»

Игра - упражнение:  «С куколкой попляшем»

Действия с предметами: «Покатаем куклу»

Игра-инсценировка: «Уходи с дороги кот, наша куколка идёт…»

Подвижная игра:

«К куклам в гости».

Музыкально-ритмические движение: «Танцуем вместе с Катей» прибаутка.

Слушание: «Колыбельная» муз. А.Лядова,

сл. Высотской «Кукла» М. Старокадомского.

сентябрь 4 неделя

«Неваляшка».

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ля-ля?».

- Развивать умение находить глазами неваляшку, находящуюся в разных местах.

- Стимулировать понимание речевой инструкции «иди ко мне», подкрепленной жестом.

- Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Какой ты большой?» "

Стимуляция доречевой активности

-Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка (ма-ма, па-па).

Утром я встаю. Песенку пою,

Песенку простую, вот какую: Ля-ля-ля-ля-ля.

Утром я встаю. Песенку пою, Песенку простую,

вот такую: Да-да-да-да-да.

Меняйте последние строки песенки, вводя новые слоги: на-на-на, ма-ма-ма, та-та и др.

Развитие слухового восприятия

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (металлофон, трещотка)

-Развивать умение находить невидимый источник звука.

- Учить различать интонации близких взрослых.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

-Учить совершать разнообразные действия с игрушками: качать неваляшку, сажать в машину, кормить, катать и т.д.

- Учить снимать со стержня кольца пирамидки.

Развитие мелкой моторики

- Массаж кистей рук (шарики су-джок).

- Пальчиковая гимнастика (пассивная) «Фонарики»

- Пальчиковый бассейн - шишки.

- Предлагать ребенку предметы и игрушки, разные по температуре (прохладные, холодные, теплые).

-Учить указательному жесту (показать глаза, нос, рот у взрослого, неваляшки).

Развитие зрительного восприятия

- Развивать восприятие предметов (объемные предметы), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Развивать восприятие предметов разных цветов (желтый красный), учить ребенка по одному доставать из прозрачной банки разнообразные шарики и рассматривать их.

- Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки)

Потешка: 

«Свою куклу неваляшку, я укладываю спать…»

Дидактическая игра:  «Найди неваляшку»

Игра-инсценировка: «Мы милашки, куклы-неваляшки»

Игровое упражнение: «В гостях у неваляшки»

Подвижная игра:

«Доползи да неваляшки»

Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз.Т.Ломовой, сл.Е.Соковниной

Слушание: попевка «Мы милашки» р.н.п.

Октябрь  1 неделя

«Барабан»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи:

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где бам-бам?».

- Развивать умение находить глазами барабан, находящийся в разных местах.

- Эмоциональные игры сопровождать повторяющимися действиями: «пока-пока», «идем» и т.д.

Развитие слухового восприятия

- Учить различать голос близкого взрослого в ходе игры с платком.

- Учить различать разную интонацию, изменения голоса по высоте, силе, тембру.

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (барабан - погремушка).

- Соотносить звукоподражание –«бам бам» с игрушкой .

Стимуляция доречевой активности

- Стимулировать лепет (цепочки слогов).

- Вводить звукоподражание –«бам бам».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Извлекать звуки из звучащих предметов (барабан, погремушка).

- Учить брать мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всеми пальцами.

- Учить ставить кирпичик на кирпичик, складывать кирпичики в коробку, перекладывать из корзинки в коробки.

Развитие мелкой моторики

- Массаж кистей рук (ворсовые щетки).

- Пальчиковая гимнастика (пассивная) «Этот пальчик – он большой».

- Пальчиковый бассейн (каштаны).

- Учить щипковому захвату (смыкаются только подушечки указательного и большого пальцев). Ленточки, яркие шерстяные ниточки.

Развитие зрительного восприятия

- Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Развивать восприятие предметов разных цветов (желтый, красный) и величины. Кирпичики (две величины, два цвета).

- Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). 

Потешка:  

«Трам-там-там, трам-там-там, мне купили барабан…»

Игра: «Барабан»

Действия с предметами: «Бей, барабан»

Пальчиковая игра: «Бум-бум барабан, что за шум, что за гам?»

Подвижная игра:

«Найди барабан»

Музыкально-ритмические движение: «Топотушки» Н.В.Нищева

Слушание: пьеса «Барабанщик» муз. Кабалев-ского.

Игра «Барабан» слова и музыка Кортушиной.

Игра на ДМИ «Барабан».

Октябрь  2 неделя

«Дудочка»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где ду-ду?».

- Развивать умение находить глазами дудочку, находящуюся в разных местах.

Развитие слухового восприятия

- Развивать умение ребенка воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер. Игра «Потанцуем».

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (дудочка - колокольчик).

- Соотносить звукоподражание –«ду-ду» с игрушкой .

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание, обозначение названия предметов и действий: бах (упал), бай-бай (спать), топ-топ (идет) и др.

- Вводить звукоподражание –  «ду-ду».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Извлекать звуки из звучащих предметов (дудочка, колокольчик). Выбор из двух («Где ду-ду»).

- Учить доставать игрушку из тканевого мешка (из полиэтиленового мешка).

Развитие мелкой моторики

- Массаж кистей рук (махровая рукавица),

- Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять».

- Пальчиковый бассейн (орехи лесные).

- Развивать умение брать предметы пальцами, перекладывать их, класть на место или отдавать взрослому по его просьбе.

- Учить брать мелкие предметы двумя пальцами, а крупные – всеми пальцами.

Развитие зрительного восприятия

- Учить ребенка узнавать себя в зеркале, Игра "Улыбнись, поклонись", «Кто у нас хороший?».

- Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Кирпичики – шарики (разные по величине, двух цветов) игры «Покатай шарики» (скат), «Башенка».

Потешка: 

« Ой ду-ду, ду-ду,ду-ду- потерял пастух ду-ду...»

Игра: «Дудочка -поиграй»

Пение песенки: 

«Ду-ду-ду,дудочка,песенка заветная…»

Подвижная игра:

«Где гудит?»

Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз. Т.Ломовой, сл. Е.Соковниной

Слушание: «Неаполитан-ская песенка», муз. П.Чайков-ского

Игра на ДМИ «Дудочка».

Октябрь 3 неделя

«Мяч»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где мяч?».

- Развивать умение находить глазами мячик, находящийся в разных местах.

- Учить понимать слова: мячик, дай, на, принеси, покати, кати. Выполнять движения по показу и слову.

Развитие слухового восприятия

- Учить ребенка выделять себя, подражать действиям взрослого, идентифицировать себя со своим именем. «Ножками затопали!», «Детки хлопать все умеют!»

- Совершенствовать слуховые реакции на звучащие предметы (фольга, бумага, целлофановый пакет. Игра «Шуршание»).

- Развивать умение воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер, учить выполнять танцевальные движения «Учимся танцевать»

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание, обозначение названия предметов и действий (оп, прыг (прыгать), и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

-Учить катать и бросать мяч. Игра «Передай мяч», «Куда катится мяч?»

- Учить брать маленькие мячи одной рукой, а крупные – двумя руками.

- Учить использовать игрушки по назначению: сжимать резиновый мяч, катать мяч, тянуть мяч за веревочку.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Кулачок, ладошка».

- Массаж кистей рук (шарики су-джок).

- Пальчиковый бассейн (грецкие орехи).

- Развивать умение брать предметы пальцами, перекладывать их, класть на место или отдавать взрослому по его просьбе.

Развитие зрительного восприятия

- Совершенствовать умение, лежа на животе, прослеживать за игрушкой, находясь на гимнастическом мяче. При этом объект (игрушка) остается неподвижным, перемещается ребенок, который находится на мяче. Взрослый удерживает ребенка за спину и медленно покачивает вправо-влево.

-Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Мячики (колючие, шершавые, гладкие, разного цвета и размера).

Потешка:  «Катаю мой мяч…»

Игра:

«Бросаю- поймай»

Действия с предметами: «Мячик поскачи»

Игровое упражнение: «На мяче»

Дидактическая игра: «Мячик прыг-скок»

Игра-инсценировка: «Догони мяч»

Подвижная игра:

«Прокати мяч»

Музыкально-ритмические движение: «Бьем в ладоши» Н.В.Нищева

Слушание «Полька» муз. П.Чайковского

Октябрь 4 неделя

«Кубики»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где кубики?».

- Развивать умение находить глазами кубики, находящиеся в разных местах.

- Развивать умение понимать речевые инструкции, не подкрепленные жестом («дай», «на», «постучи» и т.д.)

Развитие слухового восприятия

- Совершенствовать слуховые реакции на знакомые звучащие игрушки, знакомить их с новыми звуками (пианино).

- Учить детей подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Стимуляция доречевой активности.

- Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов.

- Стимулировать звукоподражание («ку»-кубик, «ля-ля»-пианино)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить складывать кубики в машину, тележку, катать тележку за веревочку.

- Организовывать игру «Брось-достану!». В процессе игры взрослый побуждает ребенка бросать кубики разных размеров то левой, то правой рукой, а крупные - двумя руками.

Развитие мелкой моторик.

- Пальчиковая гимнастика «Если пальчик мой не спит, указательный грозит…».

- Массаж кистей рук (махровая рукавица).

- Пальчиковый бассейн (крупа).

- Учить нажимать на клавиши пианино.

- Развивать умение брать предметы пальцами, ставить кубик на кубик, складывать кубики в коробку, перекладывать из корзинки в коробки.

Развитие зрительного восприятия

- Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в черно-белый цвет (методика Кудриной).

- Кубики (разные по величине, двух цветов).

Пальчиковая игра: «Строим, строим, строим дом…»

Игра: «Строим башенку из кубиков»

Действия с предметами: «Погрузка кубиков в машину»

Игровое упражнение: «Большие и маленькие кубики»

Подвижная игра:

«Шагаем через кубики»

«Ласковая просьба» муз. Г.Свиридова.

«Устали наши ножки» муз. Т.Ломовой

Ноябрь 1 неделя

«Машина»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где би-би?».

- Развивать умение находить разные машины в группе.

- Учить понимать названия действий (едет, везет).

Развитие слухового восприятия

- Развивать умение находить невидимый источник звука. Взрослый на полу на некотором расстоянии друг от друга ставит 2-3 коробки с крышками, которые легко снимаются Взрослый показывает ребенку заводную игрушку машинку, прячет ее в одну из коробок, и закрывает крышкой.  Следует спрятать игрушку так, чтобы ребенок не видел этого и искал, ориентируясь только на ее звук.

Стимуляция доречевой активности

- Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов («би-би», «брр»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Знакомить с разнообразными действиями с игрушками: катать машинку, сажать в неё куклу, собачку и т.д.

- Организовать игру «Найди игрушку» (машинку на веревочке.) и действия с ними.  Взрослый прячет игрушку под ковер (под полотенце), оставив только конец нитки (веревки), и предлагая ребенку достать предмет, потянув за нитку.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Веер».

- Массаж кистей рук (махровая рукавица). - Пальчиковый бассейн (горох).

-Учить класть мелкие предметы в банки с узким горлышком и высыпать их в корзинку. 

Развитие зрительного восприятия

- Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в разные цвета (методика Кудриной).

- Разноцветные брусочки (четыре цвета). 

- Продолжить учить узнавать себя и близкого взрослого в зеркале "Кто у нас красивый?»

(с переодеванием).

Потешка:

«Вот девочка Марина, а вот её машина…»

Игра: «Машинка катится с горки»

Действия с предметами: «Весёлый грузовичок»

Подвижная игра:

«Птички и автомобиль»

Музыкально-ритмические движение: р.н.м. «Я на горку шла» (Поехали – поехали).

Слушание: Сл. Найденовой, муз. Потапенко «Машина».


Ноябрь 2 неделя

«Поезд»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где чух-чух?».

- Учить выбирать из двух игрушек (поезд-машина).

- Учить понимать названия действий (едет, везет).

Развитие слухового восприятия

- Соотносить звукоподражание - «чух-чух» с игрушкой.

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки.

(деревянные ложки, музыкальный телефон)

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание – (поезд «чух-чух», стучит «тук-тук»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить действовать с игрушкой (катать по рельсам, сажать и катать кукол, мишек).

- Игра в «Прятки (тю-тю)».

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик - он большой…».

- Массаж кистей рук (расческа массажная).

- Пальчиковый бассейн (гречка).

- Учить действовать двумя, тремя пальчиками, вытягивать носовой платок или разноцветные ленточки из отверстия. 

Развитие зрительного восприятия

-Развивать восприятие предметов (геометрические фигуры), окрашенные в 4 основных цвета (методика Кудриной).

- Учить доставать и рассматривать мелкие игрунки киндер-сюрприз (игра «Чудесный мешочек»).

- Организовывать игру «Сними носочек». 

Потешка: «Паровозик, паровозик, всех он возит, всех он просит…»

Игра: «Поезд»

Инсценировка песни: «Весёлый поезд»

Игра-упражнение: «Поезд»

Стихотворение: «Чух-чух стучат колёса»

Дидактическая игра: «Кто в поезде едет?»

Подвижная игра:

«Поезд»

«Поезд» муз. Н.Метлова

Игра под музыку «Поезд»

Ноябрь 3 неделя

«Самолет»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте «Где У-У?».

- Учить выбирать из двух игрушек (самолет, поезд).

- Учить понимать названия действий (летит, гудит).

Развитие слухового восприятия

- Соотносить звукоподражание - «У-У» с игрушкой.

- Вызывать дифференцированные реакции на тембр голоса взрослого (высокое и низкое звучание: большой и маленький поезд).

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки (звучащая игрушка - матрешка, бубенчики).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание – (самолет «у-у», бубенчики «динь-динь»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить манипулировать с игрушкой, подражать действиям взрослого (катать, показывать, как летит, гудит и т.д.)

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики погладим».

- Массаж кистей рук (массажный коврик).

- Пальчиковый бассейн (чечевица).

- Учить снимать прищепку двумя пальчиками и бросать её в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!». 

Развитие зрительного восприятия

- Учить рассматривать фигуры, окрашенные в четыре основных цвета (методика Кудриной).

-Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки).

- Организовывать игру «Сними рукавицу». 

Потешка с действиями: «Самолёты загудели, самолёты полетели…»

Игра-упражнение: «Самолётик заводной»

Действия с предметами: «Самолёт гудит: у-у-у»

Подвижная игра:

«Самолеты полетели»

Музыкально-ритмические движение: «Полетели – полетели» р.н. потешка.

Слушание: «Старинная французская песенка» муз. П.Чайковского

Подвижная игра под музыку «Самолеты полетели»


Ноябрь 4 неделя

«Кораблик»

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ту-ту?».

- Учить выбирать кораблик из двух игрушек (кораблик-самолет).

- Учить понимать названия действий (плывет, гудит).

Развитие слухового восприятия

- Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (большой и маленький самолет).

- Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное звучание музыкальных игрушек (свистулька).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание – (кораблик «ту-ту»).

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Знакомить с плавающими игрушками (кораблики), хлопать рукой по воде.

- Организовывать игру «Сними шапку».

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Постучим пальчиками».

- Массаж кистей рук (кусочки ткани: шерсть, мех).

- Пальчиковый бассейн (макароны).

- Учить находить мелкие игрушки в контейнере с макаронами.

Развитие зрительного восприятия

- Учить рассматривать фигуры, окрашенные в четыре основных цвета (методика Кудриной).

- Панно «Пуговицы». 

Потешка: «По реке плывёт кораблик ,он плывёт издалека…»

Игра-забава: «Кораблик»

Действия с предметами: «Плыви ко мне, кораблик»

Стихотворение:

«Матросская шапка»

Подвижная игра:

«Веселый кораблик»

Слушание: «Ай-да!» муз. В.Вер-ховинца

Игра под музыку «Веселый кораблик»


Декабрь 1 неделя

«Кошка»

 Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи 

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где киса?».

- Развивать умение находить всех кошек.

- Учить понимать названия действий мяукает, спит, лакает, и т.д.

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами животных.

- Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий - низкий / кошка и котенок).

- Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (кошка далеко и близко).

- Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (кубики, наполненные различным сыпучим материалом).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания (кошка «киса», «мяу»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Учить находить частично спрятанную игрушкой. Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу.

- Игра с куклой «Бибабо» (кошка).

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Киска царапается».

- Массаж кистей рук (колючие шарики).

- Пальчиковый бассейн (рис).

- Учить находить мелкие игрушки в контейнере с рисом.

Развитие зрительного восприятия

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

- Деревянный строительный набор (кубики, брусочки, призмы).

- Организовывать игру «Бусы и браслет». 

Потешки: «Киска-киска…», «Как у нашего кота…»

Игра: «Кошка и корзинка»

Подвижная игра: «Кошка и котята»

Слушание песни: «Кошка и котёнок»

Подвижная игра:

«Где спрятался котенок?»

Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (колокольчик).

Слушание: «Кошка» сл. Фринкель, муз. Александрова.

Пение: «Кошка и мыши» сл.и муз. Картушиной.

«Мяу!» Н.В.Ни-щева


Декабрь 2 неделя

«Собачка»

Образовательная область

«Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ав-ав?».

- Развивать умение находить всех собачек.

- Учить понимать названия действий лает, кусает и т.д.

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами животных.

- Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий – низкий / собака и щенок).

- Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (собака лает далеко и близко).

- Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (контейнеры, наполненные различным сыпучим материалом).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания (собачка «ав-ав», идет «топ-топ», кусает «ам-ам»).

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Учить находить частично спрятанную игрушкой. Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу.

- Игра с  куклой «Бибабо» (собака).

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Собачка».

- Развивать тактильные ощущения предлагать разные по температуре (прохладные, холодные, теплые), (пластины из разных материалов).

- Пальчиковый бассейн (камешки).

- Учить находить мелкие игрушки в контейнере с камешками.

Развитие зрительного восприятия

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

- Пластины, сделанные из разных материалов.

Потешка-игра: «Вот собачка подошла, детке лапу подала…»

Игра: «Вот какая собачка»

Стихотворение: «Пёс»

Действие с предметами: «Домик для собачки»

Игра- инсценировка: «Помоги собачке»

Подвижная игра:

«Догони корову»

«Ты собачка не лай» р.н. по-тешка.

Слушание: Сл. Федорченко, муз. Кукловской «Жучка».

«Бобик» сл. Найденовой, муз. Потапенко


Декабрь 3 неделя

«Корова»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где му-му?».

- Учить понимать названия действий мычит, дает молоко и т.д.

- Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Корова большая?» "

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами животных.

- Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий – низкий / корова и теленок).

- Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (корова мычит далеко и близко).

- Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (музыкальная книга).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания (корова «му», идет «топ-топ»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Учить тянуть игрушку-каталку за веревочку.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Корова».

- Развивать тактильные ощущения предлагать разные по температуре (прохладные, холодные, теплые), бытовые предметы.

- Пальчиковый бассейн («Космический» песок).

- Учить находить мелкие игрушки в контейнере с песком, брать мелкие игрушки двумя пальчиками.

Развитие зрительного восприятия

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой. 

- Игра с клубочками ниток.

Потешки: «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй…», «Му-му-му! Чок-чок-чок, у реки плясал бычок…»

Игра: «Заборчик у коровы»

Стихотворение: «Корова»

Действие с предметами: «Коровушка - бурёнушка, дай молочка»

Подвижная игра:

«Коровка»

Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (музыкальная шкатулка).

Слушание: Сл. Найденовой, муз. Потапенко «Корова».

Пение: «Догоню – догоню» р.н. потешка.

Декабрь 4 неделя

«Конь»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где иго-го?».

- Учить понимать названия действий скачет и т.д.

- Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения " «Конь большой?» "

Развитие слухового восприятия 

- Запись с голосами животных.

- Вызывать дифференцированные реакции на разный тембр голоса взрослого (высокий - низкий / конь и жеребенок).

-Демонстрировать тихое и громкое звучание голоса, соотнося их с конкретными игрушками и игровой ситуацией (конь ржет далеко и близко).

- Вызывать дифференцированные реакции на звучание предметов (музыкальные игрушки с кнопочками).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания (конь «иго - го», скачет «цок-цок»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Учить тянуть игрушку-каталку за веревочку.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-пальчик»

 С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.  

- Укрепление мышцы руки и пальчиков.

- Пальчиковый бассейн (фасоль).

- Совершенствовать умение захватывать мелкие предметы подушечками указательного и большого пальцев («щипковый» захват). Собирать в баночку фасоль.

Развитие зрительного восприятия

- Крупная мозаика.

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

Потешка: «На лошадке ехали, до угла доехали»

Игра - инсценировка: «Я люблю свою лошадку»

Стихотворение: «Конь»

Действие с предметами: «Напоим коня водичкой»

Слушание: «Игра в лошад-ки» муз. П.Чай-ковского.

Игра под музыку Р.Шумана «Смелый наезд-ник».

«Верхом на лошадке» муз. А.Гречанинова


Январь 1-2 неделя

Промежуточная диагностика

Январь 3 неделя

«Зайка»

Образовательная область «Речевое развитие».

 Развитие предпосылок понимания речи 

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где зайка?»

- Учить понимать названия действий прыгает («прыг-прыг») и т.д.

Развитие слухового восприятия

- Побуждать ребенка находить невидимый источник звука. Взрослый незаметно от ребенка прячет различные звучащие предметы (музыкальную шкатулку) и предлагает малышу найти игрушку, ориентируясь на звук.

- Учить использовать музыкальные игрушки по назначению. Сначала взрослый выполняет совместные действия с ребенком, а затем побуждает его повторить эти действия (барабан-колокольчик).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания («зайка», «прыг-прыг»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: игрушка, состоящая из двух половинок, заяц).

-Учить перелистывать страницы картонных книг.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

- Пальчиковый бассейн (орехи).

- Совершенствовать умение захватывать мелкие предметы подушечками указательного и большого пальцев («щипковый» захват).

Развитие зрительного восприятия

- «Солнечный зайчик» с фонариком.

-Учить визуально дифференцировать предметы по величине (кубики большие и маленькие).

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

Дидактическая игра: «Кто в домик пошел?»

Действие с предметами: «Зайкин дом»

Потешка:

Как у нашего соседа

Весела пошла беседа:

У хозяйских у ворот

Зайцы водят хоровод.

Подвижная игра: «Найди по голосу»

Музыкально-ритмические движение: Игра на ДМИ (свистулька).

Слушание: Сл. Бабаджан «Зайчик» р.н.потешки.

«Зайчик» муз.М.Старока-домского.

Январь 4 неделя

«Мишка»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где мишка?»

- Учить понимать названия действий (топает «топ-топ», рычит «ы-ы» и т.д.).

Развитие слухового восприятия

- Побуждать ребенка находить невидимый источник звука (включенный будильник).

- Учить использовать музыкальные игрушки по назначению. Сначала взрослый выполняет совместные действия с ребенком, а затем побуждает его повторить эти действия (металлофон, дудочка).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания («мишка», «ы-ы»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять различные действия с игрушкой.

- Учить брать тяжелые предметы двумя руками, легкие – одной (мешочки с разными наполнителями).

- Развитие мелкой моторики

Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: игрушка, состоящая из двух половинок, медведь).

- Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. «Умой мишке глазки

“Водичка, водичка!

Умой мишке личико,

Умой мишке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),

Умой мишке ротик,

Умой мишке носик,

Умой мишке хвостик!

И поехал мишка к ребятишкам в гости.

- Развивать умение захватывать предметы тремя пальцами (шишки).

Развитие зрительного восприятия 

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки.

-Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (красные, желтые кубики).

- Учить строить башню из 2-3 кубиков.

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

Дидактическая игра: «Покатаем мишку на грузовике»

Потешка:

Мишка косолапый

по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Подвижная игра:

«Мишка»

Слушание: «Медвежата» сл. Френкель, Муз.Красева.

«Зайчик дразнит медвежонка» муз. Д.Каба-левского

Подвижная игра под музыку «Мишка косола-пый»


Февраль 1 неделя

«Курочка»

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ко-ко?»

- Учить понимать названия действий (клюет «клю-клю» и т.д.).

Развитие слухового восприятия 

- Развивать умение ребенка выполнять движения под ритмичную музыка,

н-р, приседать, подпрыгивать, топать под плясовую мелодию.

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова,звукоподражания («ко-ко»,  «клю-клю»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить выполнять действия с игрушкой (народная игрушка «Курочки»).

Развитие мелкой моторики

- Продолжать учить указательному жесту (курочка клюет зернышки).

- Учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

- Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия

(желоб для скатывания, цветные шарики).

Развитие зрительного восприятия

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки.

-Учить визуально дифференцировать предметы по форме (шарики - кубики). «Разложи в коробочки». 

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

Дидактическая игра: «Кто как кричит»

Действие с предметами: «Напои курочек.

Потешка:

«Две разноцветные курицы бегают по улице».

Подвижная игра:

«Прятки»

Игра на ДМИ (ложки деревян-ные).

Слушание: Пьеса «Курочка» муз. Лобарского.

Потешка под музыку «Две разноцветные курицы бегают по улице».

Февраль 2 неделя

«Цыпленок»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где пи-пи?»

- Учить понимать названия действий (клюет «клю-клю», кричит и т.д.).

Развитие слухового восприятия 

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ко-ко»-«пи-пи»). «Кто позвал?»

- Вызывать дифференцированные реакции на тембр голоса взрослого (высокий - низкий / курочка-цыпленок).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова,звукоподражания («пи-пи», «клю-клю», «цып-цып»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

- Учить разъединять игрушки из двух половинок (яйца с цыплятами).

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковый бассейн («Зернышки для цыплят»).

- Пальчиковая гимнастика

Закрепить умение выделять каждый палец руки «Поиграем, потанцуем».

Развитие зрительного восприятия

- Развивать умение находить на картинках знакомые предметы и игрушки.

-Учить визуально дифференцировать предметы (овалы-яички) «Большой - маленький». 

- Учить визуально дифференцировать предметы по цвету («Найди половинки яичек»).

- Учить рассматривать предметную картинку, соотносить с игрушкой.

 

Дидактическая игра: «Кто как кричит»

Действие с предметами: «Покорми цыплят зернышками».

Потешка:

«Ищут зернышки подружки

с хохолками на макушке

От крыльца недалеко раздается «ко-ко-ко!»

Подвижная игра: «Курочка и цыплятки»

Игра на ДМИ (метал.бубен).

Слушание: сл. Волгиной, муз. Филиппенко «Цыплята».

«Цыплята» - попевка сл. До-линина, муз. Тиличеевой.

Февраль 3неделя

«Петух»

Образовательная область «Речевое развитие».

 Развитие предпосылок понимания речи 

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где кукареку?»

- Учить понимать названия действий (кричит, поет и т.д.).

Развитие слухового восприятия

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («пи-пи»-«кукареку»). «Кто в домике живет?».

- Вызывать дифференцированные реакции на тихое и громкое звучание голоса взрослого (петушок кричит далеко/близко).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания («кукареку»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковый бассейн («Зернышки»).

- Пальчиковая гимнастика

Продолжить учить указательному жесту «Петушок клюет зернышки».

Развитие зрительного восприятия

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. 

- Учить визуально дифференцировать предметы по величине (шарики) «Большой - маленький», «Спрячь шарик в ладошках». 

Дидактическая игра: А.Барто «Кто как кричит».

Действие с предметами: «Дадим петуху водицы»

Потешка:

А. Барто «Кто как кричит»

- Кукареку!

- Кур стерегу!

- Кудах, тах- тах!

- Снеслась в кустах.

Подвижная игра: «Петушок»

«Петушок» муз. А.Лядова, рус.нар.песня «Петушок»

Подвижная игра «Петух»


Февраль 4 неделя

«Гусь»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

-Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где га-га?»

- Учить понимать названия действий (кричит, гогочет и т.д.).

Развитие слухового восприятия 

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («кукареку»-«га-га») «Кто кричит?».

- Учить использовать музыкальные игрушки по назначению (трещотка, бубенцы).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить лепетные слова, звукоподражания

 («га-га»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

-Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой. «Втулочки». 

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика «Перчатка».

учить ребенка выделять пальцы.

Развитие зрительного восприятия 

- Учить находить в комнате и показывать игрушки.

- Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (шарики желтые, красные, синие). 

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. 

Дидактическая игра: «Птичий двор»

Действие с предметами: «Гусь плывет»

Потешка:

«Птичий двор»

Сказал гусенок:

 га-га-га!

Люблю я реки и луга,

Я на лугу люблю

А в речке –

 плавать и нырять.

Подвижная игра:

«Гуси-гуси». 

Рус.нар.песня «Жили у бабуси»

Потешка под музыку «Гуси»

Подвижная игра «Гуси-гуси»


Март 1 неделя

«Коза»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где ме-е?».

- Учить понимать названия действий (идет, забодает и т.д.) «Идет коза рогатая».

Развитие слухового восприятия 

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ме-е»-«га-га»). «Где ме-е, где га-га?»

- Учить использовать музыкальные игрушки по назначению (звучащие музыкальные игрушки).

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание, фразу из двух слов («ме-е», «дай ме-е»).

- Организовать игру «Дай-на». В  ходе игры ребенок должен научиться соотносить слова с определенными действиями и результатом.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая гимнастика  «Коза-коза»

учить ребенка выделять пальцы.

- Учить совершать соотносящие действия; действовать целенаправленно, держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой «Грибочки».

Развитие зрительного восприятия 

- Учить находить в комнате и показывать игрушку.

- Учить визуально дифференцировать предметы по цвету (кирпичики желтые, красные, синие). 

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки. 

Дидактическая игра: «Кто в домике живет?»

Действие с предметами: «Покорми козу»

Потешка:

А. Барто «Идет коза рогатая»

Подвижная игра:

«Коза рогатая»

«Идет коза рогатая» р.н. прибаутка.

Слушание: «Колыбельная» муз.Н.Римского-Корсакова.

Подвижная игра

«Коза рогатая»

Март 2неделя

«Хрюша»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Развивать умение находить глазами игрушку, находящуюся на постоянном месте «Где хрю-хрю?».

- Учить понимать названия действий (хрюкает и т.д.).

Развитие слухового восприятия 

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ме-е»-«хрю-хрю»). «Где ме-е, где хрю-хрю?».

- Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное звучание мелодий, выполнять движения («Поем песенки»).

- Привлекать внимание ребенка к звукам, доносящихся с улицы, из другой комнаты, и называть их соответствующими звукоподражаниями.

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание («хрю-хрю»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

Развитие мелкой моторики

- Учить выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей рук (комкать лист бумаги).

Развитие зрительного восприятия

- Учить находить в комнате и показывать игрушку.

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки.

- Учить визуально дифференцировать предметы по величине (кирпичики).

- Учить узнавать близких людей на фотографии.

Дидактическая игра:«Кто как кричит»

Действие с предметами: «Покормим хрюшу».

Потешка:

Пяточок умоет

 в луже

и торопится на ужин.

Отрубей, я ей сварю, скажет мне она, «хрю- хрю».

Подвижная игра:

«Поехали-поехали».

Потешка под музыку «Пяточок умоет в луже..»

Слушание: «Маленькая полечка» муз. Т.Тиличеевой, сл. А.Шибиц-кой

Музыкально-ритмические движение: «Устали наши ножки» муз.Т.Ломовой


Март 3 неделя

«Ослик»

Образовательная область «Речевое развитие».

 Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (ослик «иа»).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

Развитие слухового восприятия

- Приобщать к слушанию вокальной  и инструментальной  музыки.

-. Способствовать эмоционально- положительному отклику на  веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон).

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («иа»-«га-га»). «Кто позвал?».

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание, фразу («иа», «Дай иа»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, катать на поезде, расчесывать и т.д.).

- Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (рассоединение- соеди- нение  игрушек из двух половинок: овощи, фрукты).

Развитие мелкой моторики

1.Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6-8 раз  отдельно по каждой руке.

2.Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные  движения пальца  взрослого на раскрытой ладони ребенка, от  ее середины  до основания пальцев, с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2-3 по каждой ладони (рисуем клубочек)

4.Точечные нажатия  большим пальцем и указательным на  середину каждой фаланги пальцев ребенка  по направлению от его кончика  к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой. Все пальцы кисти  массируются по  очереди 1-2 раза.

5.Отведение и приведение взрослым  большого пальца ребенка в трех направлениях вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.

6. Поглаживание  рук  от периферии к центру 5-6 раз.

Развитие зрительного восприятия 

- Учить находить в комнате и показывать игрушку.

- Развивать умение находить на картинках знакомые игрушки.

- Учить визуально дифференцировать предметы по форме (кирпичики-шарики). 

Действие с предметами: «Домик для ослика»

Потешка:

Я залез на ослика

И держусь руками

Посмотрите на меня

Я поехал к маме.

Подвижная игра:

«Догоню-догоню».

«Ослик», «Упрямый ослик» Н.В.Нищева

Подвижная игра:

«Упрямый ослик».

Март 4 неделя

«Кошка/собачка»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать  речь взрослого,  вслушиваться в произносимые  им звуки, слова (кошка «мяу», собака «ав-ав»).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

- Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия с игрушками: дай, возьми, положи, покажи, покорми, покатай, погладь  и т.д.

Развитие слухового восприятия

- Учить откликаться на песенно-игровые действия.

- Развивать умения извлекать  звуки из игрушек и предметов, стучать ложкой  об пол, внесите разнообразие в стучать одной ложкой по бубну, по ведерку, по барабану, стучать ложкой по ложке, которую держит взрослый, а потом стучать ложкой о ложку.

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («мяу»-«ав»). «Кто в домике живет?».

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражания, слова, фразы («мяу», «ав», «фрр», «киса», «На киса»).

Киска к детям подошла, Молочка просила
Мяу говорила: «Мяу! Мяу!»

 дайте травки мне: «Ме-ме-ме!»

Где хозяйка не пойму: «Му!»

«Киска, как тебя зовут?»-«Мяу»

«Сторожишь ты мышку тут?»- «Мяу».

«Киска, хочешь молочка?»- «Мяу!».

А приятеля щенка?- «ФРР» (дрожание губами).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, катать в машине, расчесывать и т.д.).

- Формировать действия, направленные на достижение результата (звук падения игрушки).

- Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (открывать - закрывать коробочки разной формы: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные).

Развитие мелкой моторики

-  Пальчиковая гимнастика «Киска царапается»

Учить сгибательным и разгибательныим движениям пальцев.

Развитие зрительного восприятия

- Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением.

- Учить визуально дифференцировать предметы по форме (коробки разной формы). 

Дидактическая игра: «Постройка домика»

Действие с предметами: игрушки: «Покорми собачку».

Потешка:

Пить – пить, пить

Воды попить

Мур, мур

Пугаю кур.

Баю- бай. баю-бай

Ты собачка не лай,

Белолапа, не скули

 Мою Таню не буди.

Подвижная игра:

«Котята», «Догони собачку».

Игра на ДМИ (колокольчик).

Слушание: «Кошка» сл. Н. Френкель, муз. Александрова «Кот и пес» сл. и муз. М. Картуши-ной.

«Кот», «Пес» Н.В.Нищева.


Апрель 1 неделя

«Воробей»

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи

-Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте – «Где чик-чик?», в игровом уголке

- Побуждать ребенка находить спрятанную игрушку.

- Стимулировать понимание речевых инструкций («дай», «пока», «иди ко мне» и др.), подкрепленных жестами.

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами птиц.

- Соотносить звукоподражание –«чик-чик» с игрушкой воробья.

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ав-ав»-«чик-чик»). «Где ав-ав», «чик-чик»?».

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных бытовых предметов (коробочка с монетками, ложка в стакане, крышечки от бутылок в кастрюльке)

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражания, слова («чик-чик», «мах-мах», «там»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Чик там»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (воробушек летает, прыгает и т.д.).

Развитие мелкой моторики

- Массаж кистей рук (массажер-рукавица).

- Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 1).

- Учить указательному жесту: «Воробушек клюет зернышки».

Развитие зрительного восприятия

- Развивать восприятие предметов 4 цветов («Строим одинаковые башенки»).

- Развивать восприятие предметов разной величины (кубики-вкладыши).

- Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением. 

Дидактическая игра:

«Воробушки»

Действие с предметами: «Напои воробушка».

Потешки: Воробей, воробей

Подлетай, не робей!

 (В.Донская)

Подвижная игра:

«Воробушек»

Игра на ДМИ (губная гармошка).

Игра под музыку «Ой, летали птич-ки!»муз.Ан. Алек-сандрова.

Потешка под музыку «Андрей, воробей»

«Воробей» рус. нар. Мелодия.


Апрель 2 неделя

«Кукушка»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (кукушка «ку-ку», птичка).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

- Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия: покажи, как птичка летает, как клюет.

Развитие слухового восприятия 

- Запись с голосами птиц.

- Развивать умение воспринимать ритм музыкального произведения передавать движениями его характер (вальс, полька и т.д.).

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («ку-ку»-«чик-чик»). «Где ку-ку», «чик-чик»?».

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание, слова («ку-ку», «тут»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Тут ку-ку».)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, поить и т.д.).

- Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (соединять - разъединять: матрешка).

Развитие мелкой моторики

- Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 2).

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Учить соединять пальчики.

Развитие зрительного восприятия

- Побуждать рассматривать картинки.

- Учить визуально соотносить фигуру с отверстием (шарики, кубики).

- Светящиеся игрушки.

Дидактическая игра:

«Кукушка»

Потешка: «Ку-ку»

Подвижная игра:

«Прятки»

«Весело-грустно» муз Л. Бетховен

«Кукушка» Н.В.Нищева

Слушание «В лесу» (голоса птиц)


Апрель 3 неделя

«Голубь»

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие предпосылок понимания речи

 -Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте – «Где гули-гули?» и в игровом уголке.

- Побуждать ребенка находить спрятанную игрушку.

- Стимулировать понимание речевых инструкций, не подкрепленных жестами.

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами птиц. 

- Соотносить звукоподражание – «гули-гули» с игрушкой голубя.

- Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (колокольчики разных размеров).

Стимуляция доречевой активности

 - Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка.

- Вводить звукоподражания, слова («гули-гули», «мах-мах», «бай», «кыш»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Гули бай»).

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (кормить, поить и т.д.).

- Формировать систему бинарных действий, противоположных по смыслу (вставлять-вынимать, ориентируясь на величину предметов: «Вкладыши»

(ведерки).

Развитие мелкой моторики

- Развивать тактильные ощущения (тактильное панно № 3).

Развитие зрительного восприятия

- Побуждать рассматривать картинки и книжки, учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением.

- Развивать восприятие предметов разной величины («Вкладыши»).

- Развивать восприятие предметов 4 цветов (синий, желтый, красный, зеленый). «Положи шарики в ведерки».

Дидактическая игра: «Кто пришел? Кто ушел?»

Действие с предметами: «Накорми птичек».

Потешки: «Гулю, гулечек,  поет, поет голубочек…».

Е. Горбовская

К нам в окошко заглянули Голубочки: гули-гули.

Ты не бойся их малыш!

Улетайте:

 кыш-кыш-кыш!

Подвижная игра:

«Гули».

Потешка под музыку «Лю-ли, люли, прилетели гули!», «Ладуш-ки»

Слушание: «Гули» муз. С.Железнова «Птичка летает» «Птичка клюет» муз Г.Фрида

Апрель 4 неделя

«Ворона»

Образовательная область «Речевое развитие».

 Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать  речь взрослого,  вслушиваться в произносимые  им звуки, слова (ворона «кар»).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

- Учить по инструкции (не по подражанию) выполнять действия: покажи, как птичка летает, как клюет, как машет крыльями.

- Учить выполнять действия по-подражанию, потешка «Сорока-ворона».

Развитие слухового восприятия

- Запись с голосами птиц.

- Вызывать дифференцированные реакции на звучание разных предметов (игрушка - пищалка, неваляшка, игрушка - хлопушка).

- Учить ребенка дифференцировать звукоподражания («кар-кар» - «гули»). «Где «кар-кар», «гули»?».

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание («кар», «вот»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Вот кар»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой.

- Продолжить учить вставлять предметы на штырь (матрешки).

Развитие мелкой моторики

- Формировать полный пинцетный захват (перекладывание плоских тарелочек, срывание листочков).

- Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Развитие зрительного восприятия

- Учить показывать знакомые предметы и игрушки, соотносить объемную игрушку с плоскостным изображением.

-Развитие восприятия предметов, различных по форме (Пирамидки шарики-кубики).

- Развивать восприятие предметов разной величины (ведерки, кастрюльки с крышками, большие и маленькие).

Дидактическая игра:

«Прилетела ворона»

Действие с предметом:«Ворона»

Потешка:

«Ворона, ворона,
Куда летала?
Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется».

Подвижная игра:

«Птичка»

Потешка под музыку «Ворона, ворона..»

«Ой, летали птички!» муз. Ан.Александро-ва

Слушание -голоса птиц.

Май-1 неделя

«Жук»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые  им звуки, слова (жук  «жжж»).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

Развитие слухового восприятия 

- Вызывать дифференцированные реакции на быстрое и медленное, громкое и тихое звучание музыкальных игрушек (детская гармонь, детское пианино).

- Учить ребенка дифференцировать слова («жук» - «птичка»). «Где «жук», «птичка»?».

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание («жжж», «дай»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Вот жжж»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (жук летит, садится на цветочек и т.д.).

- Учить действовать удочкой «Поймай жука».

Развитие мелкой моторики

- Пальчиковая игра «Жук».

- Учить вставлять плоские фигуры в узкое отверстие.

Развитие зрительного восприятия

Игры с песком, камешками. «Пересыпь песок совком», «Выложи дорожку» и т.д.

Дидактическая игра:

«Найди большого и маленького жука»

Действие с предметами: «Жук летит»

Потешка:

«Жучок тоненькие ножки,

Красные сапожки…»

Подвижная игра:

«Маленькие и большие»

Музыкально-ритмические движение: р.н. мелодия «Барыня».

Слушание: «Музыка леса» сл. и муз. М. Кар-тушиной.

«На лугу» (насе-комые)

«Жук» муз. Потоловского.

Май-2 неделя

«Бабочка»

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие предпосылок понимания речи 

- Продолжать развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова (бабочка «мах-мах»).

- Учить устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим.

Развитие слухового восприятия

- Вызывать дифференцированные реакции на звуки окружающей среды (пение птиц, шум дождя, сигнал машины и т.д.)

Стимуляция доречевой активности

- Вводить звукоподражание («мах», «где»).

- Стимулировать появление фразы из двух аморфных слов («Где мах?»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование предпосылок игровой деятельности

- Учить совершать игровые действия с игрушкой (бабочка летит, садится на цветочек и т.д.).

- Учить вставлять фигурки бабочек в отверстия.

Развитие мелкой моторики

- «Бабочка села на цветок» липучки (дид.черепаха)

Развитие зрительного восприятия 

- Мыльные пузыри. Игры с водой, ракушками.

Дидактическая игра: «Бабочка лети, бабочка лети»

Действие с предметами:

«Бабочка полетела»

Потешка:

«Бабочка - коробочка

Улетай под облачко!»

Подвижная игра:

«Поймай бабочку».

Слушание «Мотылек» муз. С.Майкапара,

«Тихо-тихо мы сидим» рус.нар.мелодия, сл.А.Ануфрие-фой

Май 3-4 неделя

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Организация бодрствования детей первого года жизни

Как организовать бодрствование детей...

Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"

Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе для детей ОВЗ.

краткое описание работы воспитателя в группе комбинированной или компенсирующей направленности....

Перспективно-тематическое планирование учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей от 1 года до 4 лет)

Перспективно-тематическое планирование учителя-деефктолога, воспитателя, музыкального руководителя (для детей от 1 года до 4 лет)...